28 Марта, 2024 Четверг

Скидка бьет по кошельку: торговые сети наживаются на акционных товарах

  • 14 февраля 2017 Общество Русский 0

    На днях в Бресте дурную славу обрели магазины торговой сети «Дионис». Покупатели уже давно и часто жаловались в Комитет госконтроля на просроченную продукцию. Внеплановая проверка вскрыла вопиющие нарушения. Чего стоят одни только испорченные овощи и фрукты, выставленные на прилавок с пометкой «уценка», привлекающей тех, кто привык экономить. А ведь различные «выгодные» предложения поступают сегодня от большинства торговых сетей. При этом отличить честную игру от обмана порой непросто.

     То, что творилось в магазинах «Дионис», конечно, переходит все рамки дозволенного. Гнилые бананы и яблоки, капуста с непонятным черным налетом, увядшие перцы, высохшие киви и апельсины не годились даже для уценки. Тем не менее торговля шла. Небогатые покупатели перебирали товар в надежде выбрать хоть что–то по бросовой цене. Кило таких апельсинов — 99 копеек, столько же стоили яблоки и бананы. Бизнес... Проверяющие, правда, с такими доводами не согласились. Заместитель начальника отдела КГК Брестской области Владимир Белоусов привел сетевикам свои аргументы:

    — Администратор говорит: мол, что тут такого, покупатель же берет! Хорошо, а если завтра люди начнут покупать прокисшие соки или протухшую рыбу, вы тоже выставите их на продажу? Есть четкие стандарты, которых нужно придерживаться вне зависимости от того, по уценке или по акции продается товар.

    Кулинария «Диониса» предлагала после 20.00 покупать торты собственного производства со скидкой 20 процентов. Я, посмотрев, в каких условиях пекут сладости, не отдал бы за них и полцены. Немытые полы, плесень на потолках, батареях, оборудовании — в общем, антисанитария страшная. Уже готовые изделия перевозили на ломаных лотках, куда свободно могла попадать грязь. Владимир Белоусов резюмировал:

    — Условия для производства кондитерской продукции не соответствуют требованиям законодательства. Возникли угрозы причинения вреда жизни и здоровью покупателей. Комитет решил приостановить работу кондитерского цеха ООО «Ресттрейд», которому принадлежит сеть магазинов «Дионис».

    В итоге 15 работников получили замечания, выговоры с лишением премии. Сеть устраняет недостатки. Это нарушения, выходящие из ряда вон. Чтобы узнать, как обстоят дела у других операторов, я проехал по самым популярным в городе гипермаркетам.

    В первом же магазине — акционный зефир со вкусом крем–брюле по цене 74 копейки. Вид его явно не свежий. Изготовлен в прошлом году, срок годности истекает в феврале. А чуть дальше выставлен напиток с добавлением сока. Ему тоже до просрочки осталось совсем немного. Вывод напрашивается сам собой: нужно как можно быстрее распродать товар. Уже другой торговый центр призывает налетать на подешевевшие мандарины. Многие из них изрядно обмякли, на некоторых — какой–то белый налет. Но и там покупатели пытаются, отделяя зерна от плевел, найти выгоду.

    Сапоги по двойной цене


    Если бдительный покупатель увидит на акции просроченный товар, то магазин постарается сделать все, чтобы не доводить до скандала. Гораздо сложнее вскрыть подвох в ценах. По какому принципу товар выставляется на акцию, узнать трудно. Менеджер по группе товаров брестских магазинов сети «Дионис» Надежда Люлькевич говорит, это обычная политика торговли:

    — У нас есть акционные товары, мы меняем их ассортимент. Они не просрочены. Мы и наши поставщики заинтересованы в том, чтобы продукция покупалась. Не секрет, что покупатели ее охотно берут. По акциям идут основные продажи. Скидки бывают и на 10 процентов, и на 50. Их формированием занимается коммерческий отдел.

    А дальше — занавес. Узнать, по какому принципу та или иная сеть снижает цену, нельзя. Начальник отдела маркетинга группы компаний «Алми» Анна Ходасевич объясняет почему:

    — Это коммерческая тайна. Я не могу рассказать концепцию формирования скидок. Думаю, любая сеть скажет так же. Ретейл снижает стоимость для потребителя прежде всего думая о нем. Делают, чтобы покупателю было приятно и он еще приходил в этот магазин.

    Председатель Брестского областного общества защиты прав потребителей Ирина Маркова подтверждает — никто не назовет истинную цену товара и причину, по которой цена на него падает:

    — Скидки и акции — это разные вещи. Акция — реклама с целью привлечения внимания к товару. Скидка — снижение цены. Просто одно с другим, как правило, совпадает. Скидки законодательством не регулируются. На сей счет есть только рекомендации и разъяснения. И вот тут возникают вопросы. У нас свободное ценообразование, за исключением небольшой группы товаров. И никто не проверяет, завышает ли торговля первоначально стоимость продукции, от которой потом «откручивают» цену вниз?

    Трудно не согласиться. В одном из гипермаркетов я лично видел выставленные на акции влажные салфетки — 120 штук по цене 3.79 (первоначальная — 4.26, зачеркнута). Рядом стоят аналогичные того же производителя, только с другим экстрактом, но по 3.49. Быть может, скинутые на акции 47 копеек и есть искусственное завышение? Ирина Маркова говорит, что в этом — суть маркетингового хода. Первоначальная цена может быть завышена значительно. Именно поэтому многие сети позволяют себе, например, продавать второй или третий товар в полцены или вовсе дарить его. Есть и другие уловки:

    — Недавно к нам обратился брестчанин, купивший на акции мобильный телефон. Оказалось, стоит он столько же, сколько и в других сетях, а изначальная цена, от которой рассчитывалась скидка, была завышена именно с целью привлечь внимание к этому товару. В том же магазине покупателям навязчиво предлагают к бытовой технике покупать дополнительную гарантию, которая стоит немалых денег. Так называемый расширенный сервис. По сути, там те же обязательства, что и у обычной гарантии, за небольшим исключением. То есть это — законный способ накрутить цену. Некоторые под видом рассрочки без переплат оформляют обычный кредит. Иллюзия в том, что в цену товара уже заложена сумма процентов.

    Все происходит вполне легально, так что только покупатель может решить: брать ему товар на таких условиях или нет. Выбор делают не всегда в пользу нашей торговли. Брестчане, к примеру, нередко едут на шопинг в Польшу или Украину, где цены без накруток в полтора, а то и два раза ниже. Деньги соответственно уходят из страны.

    Вероятно, ситуацию каким–то образом мониторит Министерство антимонопольного регулирования и торговли, возможно, изучает проблему его торговая инспекция. К сожалению, оперативно получить какой–либо комментарий в этом государственном учреждении нам не удалось.

    Тень на экономику

     

    Если покупатель, поддавшийся на рекламу скидок, порой просто вводится в заблуждение, то производитель из–за этого часто уходит в минус. По своей инициативе. Первый заместитель председателя КГК Брестской области Вячеслав Бычковский раскрывает схему:

    — Производители, даже те, которые работают без прибыли или в убыток, сами предоставляют скидки крупным торговым операторам. Уже на этом этапе они теряют деньги. Но предприятия снижают цену, вероятно, в надежде распродать излишки или неходовой товар. А если он по–прежнему остается непроданным, то производство терпит дополнительные убытки. Должниками становятся торговые сети, взявшие продукцию на реализацию. Суммы немалые. Так, «дебиторка» только одного предприятия — ГО «Управляющая компания холдинга «Концерн Брестмясомолпром» по состоянию на 21 ноября прошлого года составила 4,4 миллиона рублей. Чуть более половины суммы им должны предприятия потребкооперации, более 892 тысяч — ООО «Евроторг», более 468 тысяч — ГК «Алми», около 325 тысяч — ОАО «Продтовары».

    Автор: Александр МИТЮКОВСБ. Беларусь сегодня

Комментарии (0)