19 Апреля, 2024 Пятница

Мы выжимали как могли

  • 17 февраля 2017 Общество Русский 0

    Самый распространенный тип городских аварий — так называемые паровозы. При таком раскладе исход напрямую зависит от длины тормозного пути и от типа покрышек. Корреспондент «Р» вместе с инспекторами ГАИ смоделировала несколько аварийных ситуаций и замерила тормозной путь Mitsubishi Lancer на мокром асфальте и на укатанном снегу. Заодно сравнила тормозной путь автомобиля в «зиме» и на «всесезонке».

    За окном сегодня около минус 6 градусов. Это типичная для нашей зимы погода, поэтому результаты эксперимента должны быть объективны. Тестировать будем Mitsubishi Lancer, обутый в «зиму». Задача — разогнаться до 60 км/ч и экстренно затормозить: сначала на мокром асфальте, затем на снегу. Повторим каждый тестовый заезд по пять раз.

    Первым делом проверим, как себя поведут колеса на мокром асфальте. Для этого отправляемся на Долгиновский тракт. Мы не ставим перед собой научных целей, просто хотим проверить, как поведет себя машина в случае экстренного торможения. Зная примерное расстояние от точки начала торможения до препятствия, водители смогут, к примеру, сориентироваться, какая дистанция им необходима во избежание наезда на пешехода.

    — Практически в любой аварии имеет место человеческий фактор, — со стороны за экспериментом наблюдает инспектор ДПС ОГАИ Центрального района Минска Виктор Богданович. — Длина тормозного пути напрямую зависит от манеры вождения и реакции конкретного водителя. Кому-то и на «всесезонке» хватает дистанции и реакции, чтобы остановиться, а кто-то и на «зиме» встречается с багажником впередистоящей машины. Но все-таки  шины — один из решающих факторов.

    Разгоняемся до 60 км/ч и резко бьем по тормозам. Под визг шин и характерное постукивание ABS замедляемся, пока не останавливаемся совсем. Для неавтомобилистов поясним, что главная задача ABS — не дать уйти автомобилю в неконтролируемый занос. Выходим и замеряем тормозной путь — 30,5 метра. Для чистоты эксперимента повторяем замеры еще четыре раза. Разгон, удар по тормозам — результат примерно тот же.

    На заснеженном участке даже без замеров видим, насколько дальше катится машина. Mitsubishi Lancer после пяти тестовых заездов «привозит» 54 метра. То есть  уезжает почти в два раза дальше! Причем машину трясло и слегка заносило вправо. Спасибо ремням безопасности: не пристегнись мы — и целовали бы лобовое стекло.

    Пришла очередь «всесезонки». Речи о летней резине не ведем: по наблюдениям инспектора Богдановича, водители стали более сознательными и на «лете» не ездят. Оно и понятно: уже при температуре плюс 6—8 градусов летняя резина дубеет и машина скользит на ней по снегу, словно на лыжах. В попытке сэкономить многие катаются круглый год на «всесезонке». Либо ставят «зиму» только на ведущую ось, а на ведомую — «всесезонку». Это не запрещено. Но случись непредвиденная ситуация на дороге, будь то занос при повороте или прокол колеса, и машина запросто может выйти из-под контроля.

    Для чистоты эксперимента нам удалось отыскать такой же Mitsubishi Lancer, только на шинах с маркировкой All Seasons. С тем, что тормозной путь увеличится, никто не спорил, интересно было узнать насколько. Пока Mitsubishi Lancer разгоняется и с визгом тормозит, Виктор Богданович расставляет точки над «і»:

    — «Всесезонная» резина больше подходит для малоснежных европейских зим с комфортным климатом. А наша зима непредсказуемая — то снег, то дождь; то мороз, то оттепель. «Всесезонка» не дает хорошего эффекта при торможении, потому что тверже зимней. Зимняя лучше держит дорогу. Что касается шипованной резины, то она оптимально подходит для обледенелой дороги, например, если вы ездите на машине на дачу. А вот в городе шипы толку не дают: пятно контакта с дорогой меньше, следовательно, тормозной путь будет больше, чем у простых зимних шин.

    В сесезонные покрышки смогли остановить Mitsubishi Lancer на мокрой дороге лишь через 44 метра. Это среднее арифметическое после пяти тестовых заездов. Напомню, что в начале эксперимента мы установили тормозной путь для  Mitsubishi Lancer в «зиме» — 30,5 метра. Разница получилась не такая внушительная, как мы ожидали. Однако тот, кто оттормаживался с дымом и заунывным воем шин, поймет, насколько важны эти метры.

    В конце эксперимента, вспомнив школьный курс математики и проведя по формуле несколько нехитрых расчетов, мы выяснили следующее. Если скорость с 50 км/ч увеличить до 80 км/ч, то тормозной путь увеличится примерно в два раза. Соответственно избежать столкновения будет намного сложнее. И если пешеход выбежит на дорогу перед водителем на расстоянии 36 метров, то почти наверняка погибнет при начальной скорости автомобиля 70 км/ч. Получит травмы при скорости автомобиля 60 км/ч. А при скорости 50 км/ч водитель избежит столкновения. Задумайтесь над этой арифметикой, «летчики» с проспекта Независимости…

    Автор: Инна ГОРБАТЕНКОРэспубліка

Комментарии (0)