26 Апреля, 2024 Пятница

Пристальным взглядом

  • 17 февраля 2017 Общество Русский 0

    От поддельных документов и запрещенных предметов до зацеперов, упрямых торговцев-нелегалов и нетрезвых пассажиров — с чем и кем сталкиваются сотрудники УВД по охране Минского метрополитена

    С командиром первого взвода первой роты патрульно-постовой службы милиции (ППСМ) УВД по охране Минского метрополитена Виталием Луковским, который следит за порядком в метро уже более 10 лет, встречаемся на станции «Немига». Впереди 12-часовая смена.

    — Основная задача сотрудников, несущих службу в подземке, — охранять порядок на станциях, в прилегающих к ним переходах, выявлять и пресекать правонарушения, преступления, а также помогать гражданам, — уточняет старший лейтенант милиции.

    Досмотр ручной клади — в основном задача сотрудников службы безопасности метро. Однако правоохранители тоже могут попросить задержаться пассажира, если его личные вещи не изучили в специальной зоне. Обследуют ту же сумку или, к примеру, чехол для музыкального инструмента ручным металлодетектором, попросят открыть или отправят на сканер.

    Все это санкционированно и делается максимально быстро. В Законе Республики Беларусь «О городском электрическом транспорте и метрополитене» и Правилах перевозок пассажиров метрополитеном прописана обязанность пассажира предоставлять для досмотра ручную кладь по требованию представителей органов внутренних дел либо должностных лиц метро.

    Тех, кто отказывается, например из-за спешки, немного. Удивительно, но вместо того чтобы полминуты потратить на досмотр, люди находят полчаса на препирательства или написание жалобы. К тому же всегда есть альтернатива: не нравится проходить досмотр — поезжай в автобусе, такси.

    — Меня, когда еду в гражданской одежде и с сумкой, тоже иногда останавливают и приглашают пройти досмотр. Не вижу проблемы, — отмечает старший лейтенант милиции.

    Людей с большой поклажей много на «Площади Ленина», «Институте культуры». Здесь чаще и выявляют предметы, запрещенные для провоза, но иногда разрешенные к гражданскому обороту, например газовые баллоны. С таким грузом лучше воспользоваться иным транспортом.

    — Ситуации бывают разные. Вот профессиональный повар везет набор упакованных кухонных ножей. В зоне досмотра сканер показывает эти предметы в сумке. Представитель службы безопасности метро вызывает сотрудника милиции для принятия решения. Беседуем с человеком, проверяем его. Проблем обычно не возникает, и пассажир продолжает путь, — говорит старший лейтенант.

    Хотя были случаи, когда изымали штык-ножи и шашки. Однажды нашли сюрикены — метательные клинки, напоминающие по форме звездочки. Однако эксперты заключили, что предметы — бутафория, а не холодное оружие. А в январе этого года на станции «Площадь Якуба Коласа» в рюкзаке парня обнаружили пакеты с неким растительным веществом. Пассажир признался, что это насвай.

    Знакомые все лица

    В течение дня курсируем по станциям Московской линии, проверяем там обстановку и несущих службу сотрудников. Дежурящие, например, на «Площади Якуба Коласа», знают в лицо многих нелегальных торговцев в переходе. Их неоднократно привлекали к ответственности. Вот и в наш приезд в комнате милиции уже беседуют с одним из таких продавцов.

    Нелегальные торговцы «подземелья» для одних горожан благо. Другие же сетуют: не пройти по переходу из-за загромождения столами и сумками, из-за столпотворения рассматривающих товары, рассчитывающихся за них людей.

    Выходим в переход. При появлении милиции одни предприимчивые граждане поспешно прикрывают товар, но остаются на местах, другие подхватывают вещи и спешат прочь. С продавцами проводят профилактические беседы, привлекают к ответственности. Но они возвращаются.

    Карманникам, кстати, столпотворение в переходах только на руку. По словам Виталия Луковского, в переходе станции «Институт культуры» нелегальная торговка однажды переквалифицировалась: вытащила кошелек у женщины, стоявшей в очереди к окошку железнодорожной кассы. Благо особу поймали за руку и удерживали, пока не подоспел милиционер. Камеры видеонаблюдения запечатлели действия нечистой на руку дамочки.

    Навести справки

    Наш разговор заходит о поддельных документах, предоставляющих право бесплатного проезда. Такие факты в метро периодически выявляют. Собеседник вспомнил: как-то внимание привлек молодой человек, предъ­явив­ший справку школьника.

    — В бумаге отмечено, что одиннадцатиклассник, а он точно не знает даже номер своей гимназии. Дальнейшая проверка показала: человека с данными, указанными в справке, вообще не существует. В итоге выяснилось, что представший перед нами школьник на самом деле совершеннолетняя девушка с мужской прической и в соответствующей одежде, — поведал старший лейтенант.

    Если внешний вид — дело личное, то использование липового документа уже наказуемо. Со станции «Московская» как раз поступает сообщение: гражданка пыталась пройти линию контроля по чужому удостоверению инвалида. Отправляемся на место. Там с прилично одетой дамой уже беседует милиционер роты ППСМ УВД по охране Минского метрополитена Александр Каплич. Внимательный сотрудник с начала этого года выявил уже более 10 фактов использования в метро поддельных документов.

    Минчанка явно расстроена и пускает слезу. Виталий Луковский, не переставая успокаивать горожанку, доброжелательно объясняет, что будет происходить дальше. Удостоверение изымут, с нее возьмут объяснения и отпустят, а материалы передадут в территориальный орган внутренних дел для проверки. Позже с женщиной свяжутся. Сама она говорит: нашла документ, вклеила свою фотографию, хоть и знала, что нельзя его использовать. Уверяет, что больше так не будет.

    По словам старшего лейтенанта, иногда у людей реакция на провал иная. Не особо огорчился гражданин, который воспользовался документом своего умершего дяди — участника войны. Когда удостоверение изъяли, заявил, что дома есть еще бумаги. Даже поделился планами по обману системы, видимо, не прочувствовав серьезности ситуации. А ведь в метро транслируют звуковое предупреждение о запрете использования таких поддельных документов.

    Ты меня уважаешь?!

    Нетрезвым кандидатам в пассажиры вход на платформу заказан для их же безопасности и спокойствия окружающих. Большинство выпивших — адекватные, всё понимают и следуют совету воспользоваться другим видом общественного транспорта. Однако отдельные индивиды упорно пытаются пройти линию контроля. Получив отказ, вскоре возвращаются к турникетам в вывернутой наизнанку верхней одежде, пытаются затеряться в толпе, «включают начальника» и грозят неприятностями или банально отрицают, что выпили. А то и пытаются оттеснить контролера. Тогда без милиции не обойтись.

    Похожее происходит в нашу смену на станции «Уручье». Мужчина подшофе трижды пытается пройти. Не останавливает его демонстрация правил, где указан запрет входить на станцию и проезжать в электропоездах в состоянии опьянения. Субъект твердит, что трезв, требует доказательств обратного и даже выражает готовность «подуть в трубочку». Чтобы удовлетворить просьбу человека, его доставляют на мед­осви­де­тель­ство­ва­ние.

    Как банный лист

    Зацеперы — это экстремалы, желающие прокатиться в метро снаружи вагона. Этим грешат молодые люди. К счастью, в столичной подземке такие любители острых ощущений редко де­монс­три­руют свою удаль и отсутствие здравого смысла. Поймать и привлечь к ответственности таких возможно. В силах способствовать этому и граждане: во время движения достаточно сообщить о необычном пассажире машинисту. Информация поступит милиционеру на следующей станции. Экстремала задержат, тем самым, возможно, спасут от гибели.

    Автор: Андрей ГАВРОНМинский курьер

Комментарии (0)