26 Апреля, 2024 Пятница

Туризм становится прозрачней

  • 02 марта 2017 Общество Русский 0

    Многие из нас в преддверии отпуска сталкиваются с проблемой выбора турфирмы, готовой взять на себя многочисленные хлопоты, связанные с организацией желаемого варианта отдыха. Правильно сделать этот выбор теперь поможет вступивший в действие реестр субъектов туристической деятельности Республики Беларусь. 

    Всё в подробностях 

    Случаи, когда белорусские туристы оказывались в качестве потерпевших из-за недобросовестности турфирм, в которые они обращались, единичны: видимо, поэтому каждый из них вызывал широкий общественный резонанс. Еще не забыто, как «аукалось» на наших любителях отдохнуть за границей банкротство российских компаний, точно также помнится и скандальная история с фирмой «Аврора Тур» («Заря» об этом писала в прошлом году), «кинувшей» своих клиентов на немалые деньги. Эти тревожные сигналы ускорили рассмотрение на законодательном уровне вопроса: как еще обезопасить наших путешествующих соотечественников, попутно очистив рынок от фирм-«однодневок»?

    Эффективное решение нашлось в виде предложения создать реестр субъектов туристической деятельности, представляющих собой базу данных, в которую будут включать сведения обо всех таких субъектах, работающих на территории Беларуси: для этого они должны подать соответствующую заявку в Министерство спорта и туризма. Изначально предполагалось, что информация о субъектах будет общедоступна в электронном формате.

    И вот час икс настал: в связи со вступлением в силу 24 января 2017 года  новой редакции Закона Республики Беларусь «О туризме», в тот же день начал формироваться и реестр.

    Ознакомиться с ним можно, зайдя на сайт упомянутого министерства. Будьте готовы к тому, что увидите не яркий рекламный виртуальный журнал, пестрящий множеством привлекательных заманчивых предложений, а перенесенную в плоскость интернета стандартно-типовую форму отчетности, в которой указываются наименование субъекта, его регистрационный номера в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также учетный номер плательщика: для субъектов туристической деятельности, зарегистрированных в Республике Беларусь. Следует признать, что с позиций удобства и комфортности над реестром надо еще работать и работать: поиск требуемого довольно сложен и не оптимизирован, субъекты распределены не по алфавиту и без привязки к регионам. Чтобы отыскать нужный, приходится «пролистывать» компьютерной мышкой порой десятки страниц. Вместе с тем, по словам заместителя начальника управления – заведующего сектором туризма управления спорта и туризма Брестского облисполкома Евгения Пролиско, реестр ориентирован в первую очередь на удовлетворение запросов обычного гражданина, собирающегося отдохнуть: здесь указывается в том числе самая востребованная информация – юридический адрес, адреса официального сайта в глобальной компьютерной сети и электронной почты при их наличии, номер контактного телефона.

    – Каждый желающий получает возможность, не выходя из дома, по сути, в режиме реального времени отслеживать ситуацию, быть в курсе, как на данный конкретный момент в туристической сфере страны и области она складывается, к кому можно обратиться за оказанием тех или иных услуг. Раньше было очень сложно отследить – какая фирма действует, а какая уже нет: сейчас это четко определяется. В данном случае реестр поспособствует тому, чтобы на этом рынке остались работать только профессионалы – ответственные и добросовестные, – отмечает Евгений Пролиско. 

    Кто следующий? 

    По состоянию на 1 февраля реестровый список белорусских субъектов туристической деятельности содержал сведения о 468-ми из них. При этом Брестчину в нем представляли всего 52. Если брать в расчет столицу и все шесть областей страны, нехитрая арифметика свидетельствует о не самой высокой нашей составляющей на общереспубликанском фоне: всего-то чуть более 11 процентов. Согласимся, для приграничья, потенциально привлекательного в туристическом плане, цифра не высокая. Однако уже сейчас Евгений Пролиско, оперируя статистикой, утверждает: в реальности таких субъектов намного больше, и подтверждение тому поступит через считанные месяцы.

    – Думаю, ближе к весне количество этих субъектов существенно прибавится. Немногие из них у нас в области специализируются на зимнем отдыхе или отдают ему основной приоритет. Соответственно, туристическая отрасль региона активизируется несколько позже, в том числе и в плане того, что касается регистрирования в реестре, – прогнозирует Евгений Михайлович.

    Важный момент: необходимую информацию для включения в реестр предоставлять просят, а не требуют. В связи с этим особый акцент собеседник делает на добровольности прохождения полагающейся юридической процедуры, однако таковая в равной степени предполагает и дополнительную ответственность, и сопутствующие бонусы: гарантом успешности любого субъекта туристической деятельности на рынке по-прежнему выступают готовность к открытости и доверительности: любой клиент отныне имеет возможность ознакомиться с реестром через интернет и, не находя нужных ему сведений, резонно поинтересоваться у тех, к кому он обратился, почему они избегают публичности? «Включается логика – если субъекта нет в реестре, значит, он что-то умалчивает, недоговаривает, собирается скрыть. К слову, именно так и действует большинство фирм-однодневок – без лишнего афиширования самих себя. С другой стороны, официальное регистрирование подобно сигналу, включающему «зеленый свет»: тем самым субъект убеждает, что он честен, добропорядочен, исполнителен, ответственен и готов работать на этом рынке длительное время. Такой вариант, будем надеяться, окажется эффективным», – комментирует Евгений Пролиско.

    По его мнению, не стоит ожидать в наступившем году провала туристической отрасли. Она будет и далее развиваться, правда, возможно, в несколько ином формате: «Если говорить о прошедшем году, в адрес управления спорта и туризма Брестского облисполкома от жителей области не поступило ни одного замечания, жалобы, претензии к качеству предоставленных туристических услуг. Тут, скорее всего, что также немаловажно, стороны начинают договариваться: клиенты учатся решать возникающие вопросы непосредственно с субъектами туристической деятельности, а у последних, видимо, получается самостоятельно регулировать и «закрывать» проблемные моменты сообща с клиентами. Развитие туристической отрасли не застыло на месте и не откатилось назад – появляются новые маршруты и направления. Начиная с 2015 года, идет постоянный рост по таким направлениям, как агро- и экскурсионный туризм. Востребованность одних направлений снижается, других, наоборот, повышается, все происходит, как в жизни: если где-то убывает, соответственно, в другом наблюдается прирастающий «плюс», – резюмирует Евгений Пролиско. 

    Автор: Евгений ЛИТВИНОВИЧЗаря

Комментарии (0)