Warning: session_start(): open(/var/lib/php/session/sess_d13jauqfjoqspb0br2hnfcnf32, O_RDWR) failed: No space left on device (28) in /hosting/belsmi.by/htdocs/Vendors/Extasy/src/kernel/extasy.php on line 17
06 Мая, 2024 Понедельник

Школа благородных девиц: один день в единственной в стране женской гимназии

  • 07 марта 2017 Общество Русский 0

    Споры вокруг раздельного, по гендерному признаку, обучения среди педагогов и родителей ведутся давно. Кто–то считает гимназии для мальчиков и девочек сущим анахронизмом, а кто–то ссылается на пример Великобритании, где многие элитные учебные заведения гордо носят статус женских и мужских, или мусульманских стран, у которых это просто культурная традиция. Четверть века назад единственная в Беларуси женская гимназия открылась в Жодино. Корреспонденты «СБ» выяснили, оправдал ли себя этот эксперимент.

    В гимназию приезжаем поутру: уроки уже начались, в коридорах — тишина. В фойе нас встречает заместитель директора по учебной работе Лилия Петровна Булай, которая работает тут уже 23 года — практически с момента основания. В 1992 году, когда в стране начали организовывать учреждения нового типа, председатель Жодинского горисполкома Лидия Печень решила: нужно дать девочкам возможность получать образование отдельно от мальчиков. Правда, сначала организовали воскресно–вечернюю гимназию, а чуть позже и элитную школу, молва о которой тут же разлетелась по окрестностям: многие родители захотели, чтобы их дочери учились именно здесь. Но лишь каждая пятая претендентка становилась гимназисткой. К слову, за четверть века прописку гимназии пришлось поменять несколько раз. Однако всегда удавалось обжиться в новом здании, создать уют и располагающую атмосферу. Сегодня это настоящий второй дом для 173 девочек, получающих базовое и среднее образование. Всего же аттестат гимназии получили уже 610 выпускниц. И почти все они стали студентками самых престижных вузов страны.

    — Я не представляю, как можно учить смешанный коллектив, — рассуждает Лилия Петровна. — Женская логика, известное дело, отличается от мужской. Мальчишки подхватывают, не в обиду девочкам сказано, быстрее. Девочки воспринимают информацию не сразу, особенно это касается точных наук. Но мы–то уже подстроились, нашли подход к ученицам.

    Учитель физики Александр Якубовский своих подопечных ласково называет «красотухи». Понимает: физика — не их конек. Но старается сделать все, чтобы девчонки не остались в стороне от этой занимательной науки. На слишком серьезные результаты несильно рассчитывает: за все время его работы в гимназии лишь несколько учениц с энтузиазмом и рвением погружались в предмет. Хотя и признает: в некотором смысле преподавать в женской гимназии даже проще — никаких записочек на уроках и хихиканья на задних партах.

    Зачастую о таких заведениях говорят как о некой искусственной среде, в которой нет места мужчинам. А что насчет мира за стенами школы? Как же общаться со сверстниками–мальчишками, если опыта почти нет?

    — Это заблуждение, что мы не видим парней. Мы же не в резервации! — шутит одиннадцатиклассница Настя Шинкевич. — В чем проблема встречаться за пределами школы? Вот сегодня едем репетировать вальс — готовимся к выпускному. Будем танцевать с мальчиками — заодно и пообщаемся.

    — А еще плюсы в том, что здесь мы проходим настоящую школу жизни: сами понимаете, в женском коллективе непросто. Бывают ссоры, недопонимание — куда без этого? Но мне кажется, именно в таких ситуациях можно найти верную подругу, — рассуждает одноклассница Насти Маша Малаховская.

    А как же совместные дискотеки, валентинки и поздравления в международный женский день? Девочки опять смеются. Дискотеки, мол, пережиток прошлого, а в театр или на выставку ходить есть с кем: друзей–мальчишек хватает. Зато от учебы действительно никто не отвлекает. Сейчас все силы надо бросить на подготовку к централизованному тестированию: Маша мечтает стать юристом, а Настя — филологом. Метят в главный вуз страны — БГУ.

    — В этом году у нас в рамках филологического профиля изучается больше новых произведений по русской литературе, чем на базовом уровне, — рассказывает Настя. — Например, мы изучаем произведения, которые когда–то были запрещены. Один из моих любимых авторов — Евгений Замятин. А еще — американские и английские классики: «Над пропастью во ржи», «Цветы для Элджернона» — все это прекрасно! У нас замечательные учителя — по истории, русской литературе... В общем, базу здесь дают отличную.

    Кстати, к изучению истории в гимназии действительно подходят основательно: здесь создан поисково–исследовательский отряд «Катюша», которым руководит замечательный педагог Галина Анискевич. Вместе с ученицами Галине Ивановне удалось установить места захоронений 80 человек, на пяти братских могилах появились имена тех, кто обрел там вечный покой.

    — Одна женщина из России приезжала раз пять — искала могилу своего отца, партизана, погибшего в 1943 году. Знала, что похоронен он где–то между Жодино и Борисовом. Мы ей помогли. С ученицами нашли в архиве документы, установили имена 12 человек, они теперь выбиты на новой могильной плите. Вы бы знали, с каким энтузиазмом девочки изучали архивные данные, общались с жителями окрестных деревень. Это же живая история! К сожалению, судьбы людей из современных учебников по истории исчезли: убрали все прилагательные, оставили только числительные и глаголы. А детям так важны личные истории...

    Конечно, сегодня учебная программа в гимназии отличается от той, что была 20 лет назад. Раньше, например, девочек учили парикмахерскому искусству, особое внимание уделяли домоводству: шитье, макраме, кулинария — по осени гимназистки даже варили варенье и консервировали огурцы и помидоры! Но со временем поняли: образовательные традиции дореволюционной России — это, конечно, хорошо. Но живем–то мы сегодня. Вероятно, упор нужно делать в первую очередь на общие дисциплины.

    — Трудовое обучение было до 9–го класса несколько часов в неделю. Это и курс фриволите, и макраме, даже массаж на каком–то этапе преподавали. Но потом от глубокого погружения в женские предметы нам пришлось отказаться, прикладного стало меньше. Правда, и сейчас важным для девочек считаем занятия этикетом, хореографией. Кстати, одно время она была спецпредметом и некоторые наши выпускницы готовились поступать в хореографическое училище, — рассказывает Лилия Булай.

    На первый взгляд может показаться, что коллектив в гимназии исключительно женский. Но нет, физика, история, белорусский язык и литература, физкультура, обществоведение, информатика — все эти дисциплины на мужчинах. Между прочим, о своих выпускницах здесь говорят с гордостью: в школьном музее хранятся их фото, со многими стараются поддерживать связь. Похоже, отношения давно вышли за рамки стереотипных педагог — ученик и больше напоминают семейные. Учителя в курсе, чем девочки увлекаются, видят их слабые и сильные стороны и стараются найти подход к каждой. А еще очень привязываются друг к другу и на всех выпускных, расставаясь, не скрывают слез.

    Справка «СБ»


    Необходимость создания в России женских гимназий была продиктована временем: на протяжении долгого периода у женщин не было возможности получить качественное образование. Вот для них и стали организовывать всевозможные учебные заведения — от Института благородных девиц, в котором создавалась «новая порода людей», до Мариинских училищ, положивших начало общественному женскому образованию. И хотя в 1918 году школы и гимназии обязали обучать детей совместно по принципу равноправия полов, женские классы существовали и после 1945 года.

    Автор: Инна КАБЫШЕВАСБ. Беларусь сегодня
    Теги: 

Комментарии (0)


Warning: Cannot modify header information - headers already sent in /hosting/belsmi.by/htdocs/Vendors/Extasy/src/Controllers/ErrorController.php on line 143

Notice: ob_clean(): failed to delete buffer. No buffer to delete in /hosting/belsmi.by/htdocs/Vendors/Extasy/src/Controllers/ErrorController.php on line 106