29 Марта, 2024 Пятница

Алиментщиков просят не расслабляться

  • 10 марта 2017 Общество Русский 0

    К слову «алиментщик» давно приклеилось определение «злостный». По нашему законодательству, как только один из родителей более 3 месяцев в течение года уклоняется от уплаты алиментов на содержание несовершеннолетних детей, в его жизнь приходит Уголовный кодекс. Казалось бы, подобные случаи должны быть единичными. Каждый отец или каждая мать, даже будучи в разводе, просто не могут оставить собственного ребенка без средств к существованию. Однако статистика идет вразрез с логикой. В минувшем году по статье 174 УК «Уклонение родителей от содержания детей» возбуждено более 7 тысяч уголовных дел. Гродненская и Брестская области держат в этом некрасивое лидерство уже на протяжении пяти лет. Брестская областная прокуратура проанализировала ситуацию. В ближайшее время в облисполкоме пройдет совещание, на котором представители самых разных структур обсудят, как профилактику сделать эффективной и можно ли не доводить финансовые разборки между родителями до уголовных дел.

    Конечно же, алиментщики бывают людьми небедными, намеренно скрывающими доходы от бывших жен. Есть среди неплательщиков и женщины. Но обобщенный социальный портрет должника таков: мужчина трудоспособного возраста, со средним или средним специальным образованием, работать не желает или же перебивается случайными заработками, в браке не состоит, может злоупотреблять алкоголем.

    Старший помощник прокурора Брестской области Лилия Смолярук говорит, что остаются без помощи, как правило, школьники до 14 лет:

    — Дети в таком возрасте требуют внимания, и выяснение отношений между родителями на пользу воспитанию вряд ли пойдет. В 2016 году на Брестчине в полтора раза возросло число оставшихся без алиментов детей из числа находящихся в социально опасном положении. И более чем в 3 раза — из числа состоящих на учете в инспекциях по делам несовершеннолетних.

    Представим себе такую жизненную ситуацию. Иван из Лунинецкого района не против платить алименты, но потерял работу. Все имущество — родительский дом в деревне. Взять с него нечего. Минувшей осенью устроился на сезон работать к фермеру. Отнес бывшей супруге немного заработанных денег, но честно признался: больше дать не может. В конце концов в отношении Ивана возбудят уголовное дело, если до конца февраля он не найдет себе оплачиваемое занятие.

    Лилия Смолярук соглашается, что за 3 месяца не всегда удается трудоустроиться:

    — Службы занятости не предоставляют каких–либо дополнительных гарантий для обратившихся к ним неплательщиков алиментов. В Лунинецком районе, к примеру, около 200 вакансий, а задолжавших по алиментам безработных — около 600. В сезон фермерские хозяйства могли бы снять напряжение на рынке труда, но в Лунинецком районе в минувшем году прокурорские проверки установили массовые случаи приема фермерами граждан на работу без официального оформления.

    Допустим, осудят Ивана. Что дальше? Дальше — за консультацией к Виктору из Барановичского района. После полутора лет ограничения свободы он честно стал на учет в уголовно–исполнительной инспекции и занялся трудоустройством. Обратился на 14 предприятий города. Отказали по разным причинам. Работу нашел только через 4 месяца. А в Малоритском районе осужденные за неуплату алиментов после отбытия наказания мыкались в поисках вакансий больше года.

    Новые рабочие места — как выход. В нынешнем году в Брестской области их должно быть создано не менее 6,5 тысячи. В первую очередь ставка делается на развитие предпринимательства.

    Прокуратура в свою очередь разработала алгоритм действий по предупреждению уклонения родителей от уплаты алиментов. К работе подключат милицию, органы соцзащиты, учреждения образования — всех, кто обязан защищать права и интересы детей. И уже во втором полугодии 2017–го прокуратура проверит, каков результат.

    Пока же, считает Лилия Смолярук, алиментщики могут позволить себе расслабиться:

    — Ни в минувшем году, ни годом раньше гор– и райисполкомы, Советы депутатов не рассматривали вопросы профилактики неуплаты элементов. В Жабинковском, Ивановском, Лунинецком и Малоритском районах у участковых инспекторов милиции даже не было актуальной информации о тех, кто не исполняет алиментных обязательств.

    А может, общественное мнение пора менять? Отношение у общества к отцам–алиментщикам, решившим возложить воспитание потомства на женские плечи, по–прежнему слишком снисходительное.


    Компетентное мнение

    Наталья Савчук, главный специалист отдела организации и контроля управления принудительного исполнения Брестской области:

    — При получении исполнительного производства судебные исполнители запрашивают, есть ли у должников транспорт, недвижимость, банковские вклады. Должники обычно боятся оказаться в списке невыездных за границу или лишиться водительских прав. Стоит суду забрать удостоверение либо ограничить выезд за пределы страны, как тот спешит погашать долг. Впрочем, люди, которым есть что терять, до суда дело стараются не доводить, платят после предупреждения. А если должник не работает и у него нет имущества, на которое может быть обращено взыскание, то при наличии задолженности более 3 месяцев ставим вопрос о привлечении его к уголовной ответственности.

    Автор: Валентина КОЗЛОВИЧСБ. Беларусь сегодня
    Теги: 

Комментарии (0)