20 Апреля, 2024 Суббота

Как выбрать правильного репетитора?

  • 21 марта 2017 Общество Русский 0

    «Представляешь, — пожаловалась подруга, — найти хорошего репетитора по высшей математике — большая проблема! Ну никак у нас не получается!» Ее дочь Марина в прошлом году благополучно стала студенткой бюджетного отделения одного из престижных минских вузов. При том что семья, несколько сомневаясь в силах девочки, готова была раскошелиться на платное обучение. И тут такая радость! Но вот ребята в группе оказались настолько сильными — сплошь победители самых разных математических конкурсов, что девушке, к слову, тоже окончившей гимназический профильный класс, понадобились дополнительные занятия с опытным педагогом. Так неужто и впрямь найти его так сложно?

    Узаконить статус проще простого


    «Репетитор по математике с огромным опытом», «Опытный репетитор по английскому языку», «Преподаватель поможет в кратчайшие сроки подготовиться к сдаче экзамена» — таких объявлений на просторах интернета пруд пруди. Все рекламируются и обещают. Только на «Куфры» — более сотни призывов. Некоторые даже с фото. Чему только не обещают научить! От английского до гитары и вокала. Некоторые и вовсе сочетают в себе несколько бесценных качеств — и няни, и гувернантки, и учителя английского. Какие могут быть проблемы при таком многообразии?

    Кстати, стать репетитором не так уж и сложно. Уплачиваешь 0,5 базовой величины и идешь с заявлением в налоговый орган по месту жительства. Собственно, на этом все. Никаких документов об окончании педвуза у вас не спросят. На начало января нынешнего года, рассказали в Министерстве по налогам и сборам, у них было зарегистрировано более 5 тысяч репетиторов.

    Повышение уровня знаний, отметки на ЦТ не ниже 70 баллов — звучит, как минимум, заманчиво. Не верить всем нельзя. Без сомнения, в этой братии имеются и педагоги с большой буквы, у которых действительно есть чему поучиться. Но, к сожалению, есть и те, кто звание репетитора компрометирует. Ни отчетов, ни программ обучения репетитору составлять не нужно. По крайней мере, их никто об этом не спросит. А что в итоге?

    Сколько стоят знания


    «Представляете, — почти со слезами делилась со мной Марина после посещения репетитора, преподавателя вуза и кандидата наук, между прочим, — она знает меньше, чем я! Я пришла научиться у нее, а она в теме «плавает». Но деньги взять не забыла — первым делом мне квиток на 40 рублей выписала. Вроде все законно, а толку — ноль!» Другая знакомая с таким же успехом водила пятилетнего сына к частному логопеду. Образовательный центр для малышей, куда впоследствии привели ребенка, оказался не только эффективнее, но и дешевле.

    Репетиторы, кстати, ценят свои услуги очень по-разному. И официальных ограничений на эти величины нет — был бы спрос! А он, как известно, с приближением вступительной кампании растет. Впрочем, в среднем за 45 минут просят 10 рублей, соответственно 20 — за 90 минут, столько зачастую длится занятие. Дороже тоже есть — и 30, и 40 рублей. В среднеценовом диапазоне оценивают работу педагогов и фирмы, оказывающие образовательные услуги. Дешевле? Найти можно. Например, симпатичная блондинка Александра оказывает помощь в выполнении заданий для ребят 4—6-х классов за 6 рублей. Екатерина — за 8 рублей.

    Уравнение с неизвестными

    Но если вторая девушка хотя бы дает какую-то информацию о себе, то об Александре ничего не известно. Что она окончила? Среднюю школу, ПТУ, вуз? Загадка. Репетитор по английскому с нуля Анна еще более кратка в анонсах: «Связываться со мной по СМС или вайберу». Но, замечу, хочет она за свои услуги ни много ни мало — 20 рублей за занятие.

    Неужто кто-то клюет на такие предложения? Размещаю на одном из сайтов частных объявлений свою заявку: «Репетитор с двадцатилетним опытом работы подтянет вашего ребенка по русскому языку. Репетиционное тестирование — не ниже 70 баллов! Выезжаю на дом. Первое занятие — бесплатное, последующее — 15 рублей час. Первым позвонившим — скидка». Понимаю, что это меня ни к чему не обязывает, ведь объявление в любой момент можно удалить. Жду недолго. В течение получаса женский голос уточняет про скидку. Рассказывает, сын планирует поступать. Времени мало, а репетитор ой как нужен. Выслушиваю, соглашаюсь. Наталья, как представилась звонившая, спрашивает о многом, но ни слова о том, что ей бы хотелось увидеть, например, мой диплом филолога или какие-то другие документы. Ведь и будучи филологом, я могу не практиковать много лет. Не спрашивает она меня и об официальной регистрации. А вдруг я русского не знаю вовсе? Думаю, что на такой же крючок попадется любой.

    Статус или качество?


    Кстати, регистрация — тема отдельная. Просматривая на сайтах многочисленные объявления, нашла, может быть, десяток ссылок на нее. Остальные либо не считают необходимым давать такую информацию, либо работают как «вольные художники». Почему? Вероятно, потому, что за брак в работе тех, кто зарегистрирован, можно спросить. А с этих как? Не учил, не знаю. Единый налог, который в зависимости от регионов колеблется где-то в пределах 30 рублей и фактически равен стоимости одного занятия, уж точно всем по карману. С другой стороны, пытаясь придать репетиторству легальный статус, не забываем ли мы о его качестве?

    Без степени защиты


    Так насколько защищен потребитель от горе-репетитора? Сказать сложно, ведь в сантиметрах и граммах знания не измеришь. А отсутствие каких-то жестких стандартов репетиторства эти рамки размывает еще больше. Да и потом, отсутствие знаний или успеха всегда можно свалить на нерадивость самого ребенка. И кто докажет, что это не так? С другой стороны, люди часто идут на имя, к знакомому учителю, в свою школу или вуз. Или через сарафанное радио, которое ошибается редко. А если ни того, ни другого нет, рассчитывать приходится лишь на удачу.

    МЕРКАВАННІ


    Юрый КРУГЛІК, дырэктар школы № 56 Мінска:

    — Я перакананы, калі б дзеці добрасумленна працавалі на ўроках, выконвалі тое, што ім задаюць дадому, плюс дадатковае заданне для тых, хто любіць прадмет, неабходнасці ў рэпетытарстве не было б. Школьнай праграмы дастаткова, каб годна здаць іспыты ў ВНУ без старонняй дапамогі. Хоць, па-мойму, некаторыя бацькі бяруць рэпетытараў,  скажам так, для самазаспакаення. Занадта ўжо захапіліся мы рэпетытарствам.

    Што тычыцца рэгістрацыі, пакуль, на мой погляд, яна існуе на добраахвотнай аснове: вырашыў — пайшоў і заявіў пра сябе, калі не рэкламуешся — шмат гадоў можаш заставацца ў цяні. З другога боку, прымусь сёння тых, хто рэгіструецца, праходзіць ліцэнзаванне, прадстаўляць дакументы, гэта многіх, напэўна, адвярнула б. Яны проста сыдуць у «цень», таму што ніхто не хоча марнаваць на гэта час. Рэпетытарства — заробак сезонны. Людзі працуюць дзесьці па паўгода, за мінусам канiкул і святочных дзён, але адзіны падатак плацяць.

    Дарэчы, сёння такія паслугі можа аказваць і школа. Тут цэны ніжэй практычна ў два разы. Калі бацькі лічаць, што дзіцяці патрэбны дадатковыя заняткі, яны могуць іх аплаціць і атрымаць. Ці гэта можа быць групавы занятак па прадмеце. Вядома ж, з абавязковым заключэннем дагавора. Мы гарантуем якасць ведаў. І сваіх выкладчыкаў школьнікі добра ведаюць.

    Вячаслаў МАЛАФЕЕЎ, дэкан факультэта даўніверсітэцкай адукацыі БДУ:

    — У сілу маёй прафесійнай дзейнасці мае веды пра рэпетытарства не такія вялікія. Але я перакананы, што сёння гэтую нішу можа закрыць ВНУ. Цяпер сістэма падрыхтоўчых курсаў развіта вельмі шырока. Групы дыферэнцыяваныя па ўзроўні падрыхтоўкі хлопцаў і дзяўчат (перад пачаткам заняткаў яны тэсціруюцца), розныя па колькасці — гэта можа быць ад двух да дванаццаці чалавек. Традыцыйна мы запускаем у верасні каля 20 такіх груп (3—4 групы па прадмеце), якія будуць працаваць на працягу васьмі месяцаў. Гэта досыць індывідуальны падыход. Групы могуць быць рознымі па працягласці навучання: восем, чатыры, два месяцы і экспрэс-курсы напярэдадні ЦТ. Дарэчы, нашы курсы досыць запатрабаваныя. У гэтым годзе да нас прыйшло на 30 працэнтаў рабят больш, чым у мінулым.

    Шаснаццаць выкладчыкаў на курсах — гэта супрацоўнікі нашай кафедры, таксама мы прыцягваем на ўмовах пагадзіннай аплаты 50—60 выкладчыкаў з іншых ВНУ, гімназій і школ. Мы даўно супрацоўнічаем і добра ведаем гэтых спецыялістаў. Яны адпавядаюць цэламу шэрагу крытэрыяў. Акрамя таго, заняткі вядуцца па навучальных праграмах, якія распрацоўвае кафедра. Як і ўсе праграмы ва ўніверсітэце. Адпаведна, выкладчык будзе iх рэалізоўваць. Калі ён не спраўляецца, мы ад яго адмаўляемся. Калі абітурыенты ці іх бацькі не задаволены атрыманымі ведамі або іх падачай, у гэтым разбіраецца дырэкцыя кафедры.

    Але, вядома ж, да каго звяртацца па веды, вырашаць самім школьнікам i iх бацькам.

    Автор: АРТЕАГА Вера МихайловнаРэспубліка

Комментарии (0)