26 Апреля, 2024 Пятница

Остаться в живых и на свободе. Среди пешеходов и водителей Бобруйска святых нет

  • 22 марта 2017 Общество Русский 0

    За 2016 год на территории Бобруйска произошло 70 дорожно-транспортных происшествий. Из этого количества ДТП по вине пеших участников дорожного движения произошло 11 дорожных аварий и 4 – по вине велосипедистов, в них погибли 3 человека и 15 – получили телесные повреждения. Причины этих ДТП хорошо известны всем: переход проезжей части в неустановленном месте, выход на дорогу в нетрезвом состоянии, сидение, а то и лежание на дороге, пересечение проезжей части дороги на велосипеде не спешившись.

    …Когда я перехожу дорогу, чем-то становлюсь похож на испуганную сову: кручу головой туда-сюда до хруста в шее, чтобы наверняка убедиться в отсутствии транспорта в опасной близости. Делаю так, только потому что всегда считал смерть под колесами автомобиля прежде всего проблемой пешехода. И читать новости на сайтах – «… гражданка, управляя автомобилем «Фольксваген Гольф», двигаясь по улице Минской города Бобруйска, совершила наезд на женщину 1951 года рождения, которая переходила проезжую часть дороги в неустановленном месте, в зоне видимости пешеходного перехода...» – довольно жутко. Всегда задаю себе вопросы: почему люди поступают так? почему готовы рискнуть жизнью, чтобы успеть к началу любимого сериала или до закрытия магазина? неужели это и есть смысл всей жизни? 

    А однажды, выскочив из маршрутки, перебегая улицу и мысленно уже разогревая еду на плите, услышал скрип тормозов и разъяренный крик водителя. Очнулся от будущего, оказавшись в суровом настоящем: перед глазами ярко горит красный запрещающий «человечек», в трех метрах слева стоит иномарка, а позади кричат люди: «Ты куда! Стой!» В тот момент я мог стать как никогда далек от собственного дома.

    Начал обращать внимание, и выяснилось, что едва ли не каждый во время движения по городу пребывает в своем мире: кто-то в наушниках, кто-то в телефоне, кто-то механически переставляет ноги, находясь в собственном мире грез и воспоминаний, планов и надежд. Я решил провести небольшой эксперимент: включил на телефоне таймер и отмерил 4 раза по 15 минут: на остановках «площадь Победы» и «кинотеатр Товарищ» напротив церкви, на перекрестке Дзержинского и Пушкина и, для сравнения, в отдалении, на улице Кирова – остановка «Поликлиника».

    Сразу скажу: если обращать на это внимание, результат удручающий – на площади за 15 минут дорогу перешли-перебежали-перелетели 26 человек.

    Мотивы у всех были разные: кто-то торопился за яйцами в ларек, кто-то «опаздывал» на троллейбус, который не всегда даже был в пределах видимости. Две милые школьницы вовсе даже на дорогу не смотрели, когда выпрыгнули позади троллейбуса на проезжую часть. Будь там машина, все зависело бы от воли случая, исправности тормозной системы автомобиля и реакции водителя: вот на что могут пенять родители, случись вдруг непоправимое и страшное. С остановки «Товарищ» на встречу с богом за 15 минут поспешили больше 30 человек, причем для основной части «беженцев» переход в неустановленном месте не был критичен, они направлялись или в сторону «Славянки», или в сторону танка. 

    Дзержинка. Несмотря на то что на перекрестке одновременно на всех светофорах зажигается красный для водителей, отведенного времени спешащим не хватает. За 15 минут запрещенный сигнал светофора проигнорировали, кажется, 25 человек. Ну и наконец, на Кирова «в разные стороны передвигались» за 15 минут около 30 человек. Учитывая, что дорога там узкая, а возле поликлиники и вовсе заставлена припаркованными машинами, несколько раз мне было откровенно боязно видеть, как тужатся люди ценой собственной жизни сэкономить несчастную минуту этой самой жизни. Если учесть, что сегодня едва ли не во всем виноват водитель, а не пешеход, добровольно прыгающий под колеса транспорта, становится этих самых водителей жаль, а особенно остро это чувствуется при гибели детей. Приговоры выносятся, но жизни уже не вернуть. Невольно задаешься вопросом, как при четко прописанных и известных всем и каждому правилах дорожного движения в городе и вообще в стране ежегодно под колесами гибнут десятки и десятки человек?

    И напоследок: летящие по «зебре» пешеходы, вероятно, верят, что она магическим образом сокращает тормозной путь вдвое или втрое, дарует водителю дополнительную реакцию, а самому пешеходу – иммунитет к повреждениям...

    Но картина будет неполная, если всю вину возложить на пешехода, который, хоть и отвечает за себя, но никак не может отвечать за водителя. Чтобы сравнить степень ответственности, я напросился в минирейд с инспекторами ДПС, и выяснилось, что не только среди любителей пеших прогулок скрылись все нарушители. Не отстают от передвигающихся по пешеходным переходам и водители транспортных средств: металлическая броня автомобиля прибавляет им 100 к наглости и превосходству над другими. И это не голословность: только за час на перекрестке Пролетарской и Октябрьской за непропуск пешехода на переходе были оштрафованы 10 автомобилистов – 10 человек, которые поставили свои интересы выше интересов других. Самое смешное, что не смущали нарушителей ни патрульный автомобиль в 10 метрах от перекрестка, из которого велась съемка, ни журналист, снимающий перекресток на фотоаппарат.

    – С начала этого года в Бобруйске с участием пешеходов было совершено 5 ДТП, в них погибли два человека, – делится неприятной статистикой старший инспектор ГАИ майор милиции Наталья Чижова, которая сопровождала меня в патрульной машине по улицам города. – Можно говорить, что в дорожно-транспортных происшествиях с участием пешеходов в большей степени виноваты водители, которые не пропускают пешеходов. Мой совет: автолюбитель должен убедиться, что пешеход, который стоит у бордюра, не собирается переходить дорогу. Да, бывают такие комичные ситуации, когда любитель пеших прогулок и водитель не могут определиться, кто первым сделает движение, но в таких случаях я советую все же человеку за рулем пропустить пешехода, потому что в случае несчастного случая вся вина ляжет именно на него.

    Ловили лихачей на пешеходном переходе в этот день одни из самых опытных сотрудников роты ДПС ГАИ капитаны милиции Сергей Червинский и Владимир Ермолович. Вооружившись видеокамерой, они фиксировали нарушения, после чего, приветливо издав громкий сигнал, бросались в стометровую погоню за автомобилем, не пропустившим пешехода.

    – Вообще таким водителям грозит штраф до пяти базовых величин, но если они соглашаются оплатить его непосредственно на месте, с них взимается сумма в одну базовую. Мы предъявляем видеозапись, и люди обычно соглашаются с тем, что нарушение было. Зачем нарушали? Чаще всего «не видели» пешехода, спешили куда-то, – рассказывают офицеры. – И таких нарушителей с начала года собралось уже около четырехсот.

    И действительно, никаких споров и слезных клятв «это больше не повторится» со стороны водителей замечено не было. Каждый осознавал, что нарушил правила, но, как водится, не придал этому большого значения. Люди довольно быстро расставались с деньгами, обещали впредь быть внимательнее на улицах и отправлялись дальше. 

    К слову, пока мы ожидали в засаде у всех на виду очередного наглеца, я узнал, что в обязанности автоинспекторов входит не только «охота» на нарушителей на улицах города. Из-за мобильности экипажи привлекаются в различных ситуациях: дорожно-транспортное происшествие, оказание посильной помощи, даже на семейный скандал приходится реагировать, если в районе нет свободных патрульных.

    Если делать какой-то вывод, можно однозначно сказать: безопасность на дорогах – результат совместной работы пешеходов и водителей. Уважение друг к другу и внимательность – вот залог того, что и те, и другие доберутся до дома в целости, сохранности и без денежных потерь.

    Автор: Михаил КулешовБабруйскае жыццё

Комментарии (0)