24 Апреля, 2024 Среда

Пить или не пить. Ярмарки чудо-лекарств по-прежнему никого не боятся

  • 28 марта 2017 Общество Русский 0

    Ничто не берет распространителей средств из серии «Удивительная сила природы» — ни жесткая позиция МАРТ, ни возмущение Минздрава, ни журналистские расследования. То и дело в своих почтовых ящиках мы находим рекламные листки с обещанием вернуть мужскую силу, и зрение, слух, и подвижность суставов, унять аритмию и сахарный диабет, избавить от псориаза и лишнего веса. И неизменно оказывается, что так бойко рекламируется неизвестно что и непонятно кем. В общем, «эта песня без конца, начинай сначала». В очередной раз затянута она была на прошлой неделе, когда с аншлагами в Минске прошли выставки–продажи «оздоровительных препаратов». С обновленным ассортиментом. Но со старым прицелом — на людей пожилых и настолько замученных возрастными проблемами, что они готовы верить любому совету со стороны.

     Скажем, хит продаж — капли «Окапин» — нынче продвигается за счет знаменитого офтальмолога Владимира Филатова. Славное имя хирурга–практика, в ХХ веке разработавшего метод пересадки роговицы, новые способы лечения глаукомы, трахомы, травм глаза, изобретшего множество оригинальных офтальмологических инструментов, привязано почему–то исключительно к экстракту алоэ, тонкости приготовления которого, дескать, «специалисты фирмы досконально изучили». И теперь втюхивают как эффективное средство от 19 (!) заболеваний, включая близорукость, дальнозоркость, глаукому и катаракту. Имя давно почившего Филатова, впрочем, — единственное в рекламной листовке. Никаких врачей там больше не упоминается. Что с лихвой компенсируется откровениями простых людей на тему «купил — воспрял — и теперь всем рекомендую». Почти все они живут в России. И, похоже, настолько лишены комплексов, что готовы прилюдно, под собственной фотографией, сообщить о себе пикантнейшие физиологические подробности, от которых глаза на лоб лезут и пропадает аппетит.

    Например, 32–летний Юрий Остапец из Пскова во всех интимных нюансах рассказывает, как из–за измены невесты чуть не потерял мужское здоровье, но благодаря натуральному препарату поверил в свои силы: «С моей нынешней девушкой за это время не было ни одной осечки!» Парня этого ни в социальных сетях, ни среди жителей Пскова корреспондентам «СБ» найти так и не удалось. Хотя на фото он сильно смахивает на Олега Остапца из Черкасс, который, конечно, об «Удивительной силе природы» ни сном ни духом. Не получилось разыскать и тех немногих белорусов, которые тоже исповедовались на страницах последней листовки. Ни бывшего прораба Владимира Андреевича, «излечившегося от аденомы простаты», ни Жанну Ивановну, утверждающую, что эликсир «Диабетнорм» покончил со всеми осложнениями диабета и даже зрение вернул. Существуют ли они в природе? А если да, то знают ли о внезапно нагрянувшей славе? К слову, МАРТ тоже пытался найти людей, рассказывавших о невообразимых эффектах подобных препаратов, — и с тем же нулевым успехом. Впрочем, какие только пакости в наше время не проворачивают с чужими фото ради звонкой монеты! Вплоть до того, что «уникальные целебные свойства» еще одной пустышки — зеленого кофе — на всевозможных сайтах активно рекламируются из уст «заслуженных белорусских врачей», о которых никто из коллег слыхом не слыхивал...

    «Удивительная сила природы» вбрасывается в наши почтовые ящики так регулярно и беспардонно, что недавно представители Минздрава призвали журналистов бороться с этим «аттракционом» сообща. Проблема в том, что, по словам начальника сектора контроля за рекламой управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой МАРТ Инны Гаврильчик, авторы в глубокой «тени» прячутся. В листовке отсутствуют выходные данные. А когда МАРТ реагирует точечно — берется за очередную выставку–ярмарку, ответ держат стрелочники — продавцы, взявшие товар на реализацию. Рекламодатель же, хозяин всего этого «добра», от ответственности благополучно уходит. И хотя сейчас ставится вопрос об ужесточении наказания за ненадлежащую рекламу (для ИП — до 30 — 100, а для физлиц — до 10 — 50 базовых), большой вопрос, остановит ли это торговцев. Уж очень благодатную нишу нащупали. И очень много сказок «из первых уст» насочиняли...

    Картина с натуры

    Поход на такую выставку–продажу — своего рода шпионский детектив. Явки и пароли знают лишь избранные: те, кому в ящик упал свежий номер «Удивительной силы природы». Торгуют чудесным товаром лишь один день и короткими забегами — по часу в двух разных городских кафе. Неудивительно: продавцы уже не раз получали по шапке от всевозможных контролирующих ведомств, платили штрафы от 10 до 40 базовых. Но отряхиваются — и снова в бой, точнее, за прилавок.

    Чтобы найти указанный в листовке адресок, с картой можно не сверяться, достаточно идти вслед за вереницей пенсионеров. Затеряться не даст и представитель организаторов — переминается с ноги на ногу недалеко от назначенного для встречи места. А стоит подойти к кафе — длине очереди позавидуют даже крупные гипермаркеты в пятничный вечер.

    — Вы крайний? — интересуюсь у пожилого мужчины, сжимающего в руке пять «двадцаток». Возможно, треть своей пенсии.

    Пенсионер кивает и возвращается к разговору с соседками по очереди. А там кипит обсуждение!

    — Что у вас болит?

    — Да все, все болит! И сердце! И желудок! И в ушах стреляет! И сахар высокий! — женщина в возрасте с упоением перечисляет лонг–лист своих недугов.

    — А вы раньше что–то из этих препаратов пробовали? — робко интересуется пенсионерка, стоящая рядом.

    — «Сердце Алтая» покупала. Не знаю, помогает или нет. Не хуже, и то хорошо!

    В очереди энергично кивают. Тем более что «Сердце Алтая», обещающее решить абсолютно все кардиологические проблемы, от мерцательной аритмии до гипертонии, — сегодня акционный товар. Одна упаковка стоит 23 рубля, но если вы купите сразу четыре, то есть полный курс, каждая обойдется «всего» по 18 рублей. Покупатели не сомневаются: «Надо брать! Это ж какая экономия!»

    — А я «Ухонорм» купила, так доктор запретил в уши капать, говорит, не поможет, — встревает в разговор еще одна пенсионерка. И тут же получает гневный отпор:

    — Эти врачи — шарлатаны! Это лекарства их дорогущие не помогут, а тут все натуральное!

    Скептики, однако, не сдаются. Кто–то замечает, что и эти торговцы не белые и пушистые, раз по углам прячутся. В тему еще вспоминают, как буквально догонять пришлось однажды продавца, чтобы успеть купить нужную мазь.

    — Все–таки, граждане, непорядок: только по часу торгуют, толком лечение не успеешь обсудить. Обещали же в газете бесплатную подробную консультацию по применению...

    И вот из кафе выходят первые счастливчики — очередь они занимали задолго до открытия торговли. Судя по упаковкам, самый популярный продукт — «Мужская сила». Тот самый, что «вылечит от всех болезней «второе сердце» любого мужчины», «реальный выход при простатите, аденоме, импотенции». Покупают опять–таки сразу по нескольку упаковок, потому как консультанты спортивной наружности, на докторов совсем непохожие, советуют: профилактический курс — две, лечебный — четыре. За одну, между прочим, со скидками для пенсионеров и инвалидов придется отдать 22 рубля.

    — А вы, простите, доктор? — уточняю у молодца, который записывает для пенсионерки правила приема препарата для ушей.

    — Не совсем, я фитотерапевт, у нас не лекарственные, а оздоровительные препараты. Вам что–то посоветовать?

    Думаю вот: а что, для фитотерапевта у нас медицинское образование необязательно? Тем временем в очереди продолжают обсуждать, что делать, если не поможет. Кому–то посоветовали вернуть препарат в упаковке, кому–то — повторить курс. Ну да, и так до бесконечности...

    — Все это ерунда, я сердце только компотом из яблок лечу, — вдруг сообщает окружающим одна дама.

    — Да–да, только яблоки сухие должны быть! — подхватывает другая.

    Но все равно ведь стоят! И наверняка что–то купят. Подходит очередь — и все контраргументы отходят на задний план...


    Прямая речь

    Людмила Жилевич, начальник отдела первичной медпомощи Минздрава:

    — Человек покупается на подобные обещания, потому что готов к чуду, хочет верить, что можно вернуть здоровье, не вставая с дивана. Это особенность нашей психики. Но путь к здоровью начинается с профилактики. Он намного длиннее, чем обещают такие листовки. А цена? Людям же предлагают не копеечную валерьянку! Да, возможен эффект плацебо, но очень может быть и негативный эффект, причем позже, спустя какое–то время, пролонгированный. Человек привыкает к средству, которое не помогает, в результате влияние оказывается на органы и системы организма. За лекарством надо идти только к врачу!

     

    Автор: Ольга ПАСИЯК, Людмила ГАБАСОВАСБ. Беларусь сегодня

Комментарии (0)