19 Апреля, 2024 Пятница

Репортаж из отселенных деревень. Покинутые, но не забытые

  • 28 апреля 2017 Общество Русский 0

    На неделе, в преддверии 31-й годовщины аварии на Чернобыльской АЭС, «Авангард» побывал в деревнях, жизнь в которых остановилась 27 лет назад...

    Липа, Боевой, Холочье, Хорошевка. Об этих населенных пунктах напоминают только памятные таблички, яблоневые сады, кое-где уцелевшие дома, административные здания и гражданские кладбища. Последние, к слову, содержатся в образцовом порядке. То же самое можно сказать о памятниках и местах захоронения воинов, погибших во время Великой Отечественной войны.

    В связи с ограничением свободного доступа граждан, работы по содержанию кладбищ (установка железобетонных ограждений, удаление ветхих деревьев, дикорастущего кустарника, установка урн), памятников воинам, освобождавшим эти земли в годы войны, проводятся Администрацией зон отчуждения и отселения, сельисполкомами. И если от немногочисленных построек рано или поздно не останется и следа (на сегодняшний день специализированной организацией РСУП «Полесье» осуществляются работы по сносу и захоронению непригодных к повторному использованию объектов, обслуживанию пунктов захоронения отходов дезактивации (далее – ПЗОД), расположенных в отселенных населенных пунктах Липа и Холочье), то дорога к местам последнего упокоения жителей отселенных деревень, местам памяти жертв фашизма не зарастет никогда. 

    Деревня Липа. У дороги возвышается бывшее здание общежития, чуть дальше в лес – школа. Ее можно узнать по уцелевшему на стене спортзала волейбольному деревянному щиту, выкрашенному в голубой цвет. Крыши нет, железобетонные балки обрушились, стены кое-где еще сохранились. В окрестностях школы ходить опасно: развалины скрывают погреб, канализационные колодцы, заросшие кустарником, из некоторых успели прорасти деревья. Природа быстро берет свое. У сопровождающего меня командира отделения ОТРЗ Ивана Нестерова с этим местом связаны особые воспоминания. В 1981 году после окончания 1-го класса Рогинской школы родители отправили его в летний лагерь, который размещался именно здесь. Пробыл он там всего неделю, потом отец, поддавшись на уговоры, приехал и забрал домой. Однако судьба снова сюда забросила, правда, уже работать.

    Дальше магазин товаров повседневного спроса с проржавевшей вывеской, стены клуба, слева – детский сад, вернее то, что от него осталось. Сохранились пару домов. В одном из них, с многочисленными хозпостройками и зарешеченными окнами, еще года 3 назад жил местный житель, наотрез отказавшийся покидать родную деревню и свое внушительное хозяйство: свиньи, овцы, козы, кролики, пчелы, как вспоминают милиционеры, содержал до последних дней жизни. Электричества не было, но он обзавелся генератором и не испытывал ни в чем нужды. Всегда был рад гостям, любил поговорить за жизнь, расспросить о новостях с большой земли. Бывает и так. 

    Эту деревню, как и другие, упомянутые в статье, отселили не сразу. Жители покинули свою малую родину в самом начале 90-х, поскольку эти населенные пункты были отнесены к территории зоны последующего отселения. Но забытым Богом краем это место назвать трудно. То и дело на глаза попадаются противопожарные разрывы, следы санитарных рубок, молодые лесные посадки – лесники позаботились. Дело в том, что на месте захороненных деревень и бывших полей рекомендуют высаживать лес для предотвращения распространения радионуклидов на прилегающих территориях. Зеленеют ранними всходами введенные в сельхоз-оборот поля, плотность загрязнения на которых уменьшилась. Медленно, но уверенно земли реабилитируют после проведения мониторинга и соответствующих замеров. 

    Уровень радиации здесь колеблется в пределах от 15 до 40 кюри на квадратный километр, правда, в отдельных местах, стоит сойти с дороги в лесной массив – бывает больше. Особого вреда здоровью разовое посещение не принесет, а вот употребление в пищу даров леса с загрязненной территории, лов рыбы и охота – уже реальная угроза. 

    К слову, нахождение в зоне радиоактивного загрязнения без специального пропуска, который выдают в Администрации зон отчуждения и отселения, запрещено и может стоить нарушителю от 10 базовых величин. В соответствии с действующим законодательством на этих территориях введены особые охранно-режимные мероприятия, чтобы обеспечить радиационную, пожарную безопасность, сохранность памятников и кладбищ внутри территорий и снижение негативного воздействия на другие территории путем предотвращения вывоза загрязненных материально-технических и природных ресурсов за пределы зоны. За присутствием посторонних лиц в загрязненной радиацией зоне зорко следят. Эти места охраняются специальным подразделением милиции – отделением по охране территорий радиоактивного загрязнения (ОТРЗ) и специалистами Администрации зон отчуждения и отселения. Разработаны маршруты ежедневного патрулирования. 

    – За соблюдением пропускного режима мы строго следим. С начала года задержали 6 нарушителей, за прошлый год – 14. И это несмотря на то, что на всех въездах установлены предупреждающие знаки. А вообще ситуация относительно спокойная, – рассказывает  Иван Нестеров. – С приходом весны возрастает опасность возникновения пожаров. Летом, конечно, заходят сюда грибники, ягодники, браконьеры, рыбаки норовят заглянуть на речку, места здесь, видите, очень живописные, тихие. Иногда попадаются и черные копатели, манит их «легкий хлеб». В последнее время, правда, желающих подобрать то, что плохо лежит, становится меньше. Но мы всегда начеку.

    Вообще, жизнь здесь продолжается, правда, уже по законам природы. Вовсю поют птицы, зверья, по словам милиционера-водителя Ивана Чечко, развелось много: лоси, волки, лисы, даже енотов встречали. А совсем скоро  зацветут черемуха и груши, белым облаком накроет постаревшие яблоневые сады, вмиг преобразив пустыри, на месте которых когда-то кипела жизнь. Только этого, к сожалению, никто не увидит. 

    …Еще два дня и на короткий миг эти места снова оживут. Со всех концов Беларуси, и не только, соберутся у могил почивших родственников бывшие земляки, вспомнят былое, посмотрят на отцовский сад, пройдутся знакомыми тропками, надышатся родиной и разъедутся до следующей весны, чтобы жить дальше, растить детей, работать и с надеждой смотреть в будущее. 

    P.s. Редакция выражает благодарность отделению по охране территорий радиоактивного загрязнения командиру ОТРЗ Буда-Кошелевского РОВД Ивану Нестерову, младшему сержанту милиции Виктору Пилипенко и милиционеру-водителю Ивану Чечко за оказанное содействие в подготовке репортажа.

    Автор: Ирина ПАЛУБЕЦАвангард

Комментарии (0)