29 Марта, 2024 Пятница

Могут ли иностранцы обучать белорусских школьников?

  • 28 апреля 2017 Общество Русский 0

    К студентам из других стран в наших вузах уже привыкли, даже на филологическом факультете БрГУ имени А.С. Пушкина. Да, они сами еще продолжают изучать русский язык, но все же могут давать знания по предмету белорусским детям. Педагогическая практика подтвердила: для того, чтобы так утверждать, есть веские основания. 

    Пятинедельную практику иностранцы-филфаковцы проходили с 15 февраля по 22 марта в восьми школах Бреста и достойно выполнили все учебные задания. В областном центре граждане других стран впервые выступили в роли учителей в прошлом году. Это оказалось непростым испытанием для тех, кого обучали в школе совсем по другой методике. Например, в Туркменистане уроки носят межпредметный и междисциплинарный характер. Белорусские дети, анализируя, например, литературное произведение, рассматривают его проблематику, идейное содержание, образы главных и второстепенных персонажей, а туркменские школьники на интегрированном уроке изучают попутно и правила орфографии, пунктуации. То есть русский язык и литература у них сведены в одну дисциплину.

    – Учиться в Беларуси студентам из других стран не так просто, например, из-за определенного языкового барьера, поэтому дисциплину «Русский язык как иностранный» мы преподаем в течение пяти семестров, – рассказывает декан филологического факультета Татьяна Сенькевич. – Всего же на филфаке занимается 135 иностранцев, это больше, чем на других факультетах университета. Почти все – жители Туркменистана, среди них много узбеков, есть иранцы, азербайджанцы. По специальности «Русский язык и литература. Иностранный язык (английский)» занимается студент из Кореи, который много работает над собой, над совершенствованием своего произношения (с этой целью он обращался даже к логопеду). 

    Некоторым иностранным студентам уже двадцать лет с хвостиком. Кто-то отслужил в армии, кто-то растит детей. Большинство из многодетных семей, поэтому для каждого из них стать учителем – значит обеспечить себе и своим близким достойный уровень жизни, поскольку представители этой профессии в Туркменистане уважаемы и хорошо зарабатывают. Правда, прежде чем приступить к работе на родине, придется подтвердить квалификацию, сдав экзамен. Многие студенты-иностранцы планируют продолжить учебу в магистратуре, получить второе образование, чтобы потом иметь право занимать и руководящие должности.

    Практику в брестских школах студенты-иностранцы проходят у педагогов высшей и первой категорий, уроки ведут в средних и старших классах. Студентов не сразу бросают «на амбразуру»: впервые на школьные занятия они попадают в рамках предпрактики на втором курсе. Тогда и знакомятся со структурой белорусской школы, размещением и оборудованием кабинетов, учительской, с правилами рассадки учеников, ведения журнала и так далее. На третьем и четвертом курсах студенты выступают уже в роли учителя.

    Предваряет педагогическую практику установочная конференция, а завершает итоговая. На эти учебные собрания приглашаются иностранные студенты, которые уже проходили практику в школе, чтобы поделиться впечатлениями, опытом, предупредить о трудностях, с которыми придется столкнуться, подсказать, как их преодолеть. На подведении итогов обязательно присутствуют методисты-предметники, преподаватели по педагогике, психологии и школьные учителя.

    – Учителя отмечают, что довольны туркменскими студентами, – рассказывает Татьяна Сенькевич. – Во-первых, они инициативны. Во-вторых, скрупулезны в работе, которая для учителей со временем становится рутинной (например, проверка тетрадей и дневников). Ко всему прочему, иностранные студенты – наши помощники в профориентационной работе: приводят школьников на экскурсии по университету, факультету, Зимнему саду… Так что в них мы видим своих единомышленников, соратников.

    – А еще иностранцы очень волнуются перед практикой в белорусской школе, – рассказывает доцент кафедры теории и истории русской литературы Ольга Ковальчук. – Эти ребята понимают, что от них ожидают определенного уровня владения языком, который они все еще продолжают изучать. Иногда вести уроки английского языка для них легче, потому что преподают его как иностранный, а не как родной. В любом случае студенты стараются быть открытыми с детьми. Как и другие, пробуют себя в роли классного руководителя, проводят внеклассные мероприятия. Им важно приобрести хороший опыт. Для них профессия учителя – большая гордость!

    Базовым для прохождения педагогической практики является ГУО «Средняя школа №20 г. Бреста имени Д.М. Карбышева», филиал кафедры теории и истории русской литературы. Именно здесь попробовал себя в роли учителя третьекурсник Азат Аганыязов.

    – Дети задавали мне много вопросов, а я с радостью отвечал. Учитель должен уметь сразу дать верный ответ, поэтому я старательно готовился к каждому уроку, – рассказывает он. – Первое время трудности возникали с составлением плана-конспекта урока, а занятия русского языка получались лучше, чем английского, потому что я проводил их от начала и до конца, а не готовил фрагменты.

    Азат понял, что профессия учителя очень ответственная: всего одна ошибка может подорвать доверие учеников.

    – Пятиклассники меня сразу нашли в ВКонтакте, с первого дня стали писать. Было тяжело прощаться с ними, я к ним привязался, – говорит он о своем 5 «А».

    В Минске у этого 21-летнего парня учится в медицинском университете старшая сестра, в нашем областном центре образование получают несколько родственников. Азат признается, что поначалу скучал по родному городку, но за год учебы на факультете довузовской подготовки привык.

    – Главная цель моей учебы в Бресте – овладеть русским и английским языками на высоком уровне, – говорит он. – Возможно, я не всегда буду работать учителем, но если свяжу жизнь со школой, то постараюсь стать настоящим профессионалом. Если захочу стать завучем, придется доучиваться в туркменском университете. Чтобы занять должность директора, тоже потребуются специальные курсы.

    Аймурат Боранов, который возглавляет на филфаке совет иностранных студентов, вел уроки русского и английского языков, русской литературы в 5 «В» классе ГУО «Средняя школа №35 г. Бреста».

    – Сначала я волновался, что дети могут меня не принять, но ученики сразу пошли на контакт. Мы друг другу понравились, – рассказывает Аймурат. – Сложнее всего было ставить оценки. Хотелось поддержать ребят, поставить всем высокие баллы, ведь дети активно отвечали, старались.

    Аймурат доволен итогами практики. Любовь к профессии учителя у него от мамы, которая преподает биологию. Парень уверен, что современный человек должен знать хотя бы два языка. Он сознательно пришел в университет за знаниями русского и английского. Английский язык, к слову, впервые начал изучать только на первом курсе университета. В Туркменистане Аймурат уже отслужил в армии. После получения диплома в Бресте собирается вернуться в родную деревню и учить маленьких сельчан. Нет сомнения, что все у него получится: Аймурат отличник, единственный в БрГУ имени А.С. Пушкина иностранный студент, которому по старославянскому языку поставили отметку «10». Парень получает в Бресте еще и второе высшее образование (по бизнес-администрированию).

    – Когда Аймурат уходил, дети плакали. Мы поставили ему «десятку» за уроки и внеклассную работу. В нем все гармонично сочетается. Наверное, он лучший из лучших, – не скрывает своего восхищения заместитель директора по учебной работе ГУО «Средняя школа №35 г. Бреста» Галина Осипук. – Аймурат удивил нас своей подготовкой, ответственностью, умением управлять коллективом. Всего практику у нас проходили два иностранца-четверокурсника и два иностранных студента третьего курса. Кто-то получил «8», кто-то «9». Это тоже высокие оценки.

    – Аймурат Сейдуллаевич – студент творческий, инициативный. Всякий раз удивлять сложно, но у Аймурата это получалось. – рассказывает учитель русского языка ГУО «Средняя школа №35 г. Бреста» Ирина Савчук. – Другие иностранцы тоже были на высоте, справились с поставленными задачами. Думаю, они будут хорошими учителями. Глядя на этих студентов, я даже для себя что-то открывала. Если такие студенты будут к нам приходить, мы будем встречать их с радостью.

    – У меня проходили практику очень старательные девочки из Туркменистана, – рассказывает руководитель методического объединения учителей русского языка и литературы ГУО «Средняя школа №20 г. Бреста имени Д.М. Карбышева» Татьяна Филиппович. – Практикантки использовали разнообразные формы работы на уроке, информационные технологии. Детям нравились их занятия и внеклассные мероприятия. Преподавать литературу туркменкам было сложнее, чем язык, поэтому они постоянно обращались к плану-конспекту (видимо, боялись произнести что-то не так). Важнее всего – старание, а остальное приходит с опытом.

    Будем помнить, что это лишь первые шаги на пути в профессию иностранных студентов. Их учеба в университете продолжается, и отрадно, что филфаковцы-иностранцы показали себя в белорусской школе с сильной стороны. Ведь мы тоже заинтересованы, чтобы в наших школах преподавали сильные практиканты.

    Автор: Елена СОКОЛОВСКАЯЗаря
    Теги: 

Комментарии (0)