29 Марта, 2024 Пятница

Удержать красный Минск

  • 05 мая 2017 Общество Русский 0

    Образованная в конце 1918-го Вторая Речь Посполитая уже в начале своего существования заявила о территориальных притязаниях на Востоке, о восстановлении страны в границах 1772 года. А весной 1919-го началось наступление польских войск. Поэтому 8 апреля ЦИК Литовско-Белорусской Советской Социалистической Республики объявил военное положение. Был создан Совет обороны Литвы и Белоруссии, который в мае — июле 1919 года осуществлял руководство обороной Минска и охраной тыла Западного фронта.

    Все на защиту революции!

    «Социалистическая революция в опасности! — заявляла 20 мая 1919 года газета «Звезда». — Белогвардейские банды покушаются на красный Минск. Необходимы усилия всех рабочих и крестьян, чтобы отстоять Советскую власть и ее завоевания. Красный Минск покажет пример храбрости. Минские рабочие, на посты! Крестьяне, на защиту против помещиков! Все на защиту страны, все на фронт!»

    На следующий день в городском театре состоялось объединенное заседание Совнаркома и ЦИК Литвы и Белоруссии и Минского Совета, которое в очередной раз призвало рабочих и крестьян «отбросить врага» и в то же время приняло решение эвакуировать технический аппарат и архивы комиссариатов в Бобруйск. Сами же народные комиссары пока оставались в Минске, как и Совет обороны. Но положение на фронте только ухудшалось.

    Вечером 2 июля на экстренном заседании Совета обороны, ЦИК Литбел, Минского Совета и правлений профсоюзов констатировалось, что «вчера с утра поляки повели наступление на Вилейку. Главной целью наступления было занять Молодечно, дабы отрезать путь на Полоцк. В дальнейшем польские белогвардейцы повели наступление на Воложин и Городок, по последним сведениям, в 8 часов вечера поляки заняли Олехновичи, перерезав путь между Молодечно и Минском». После обсуждения предложили не принимать никаких резолюций, «проникнуться серьезностью момента и возвратиться к своим местам», а всем, «способным носить оружие», встать в ряды Красной Армии.

    Вскоре спасать положение на Западный фронт прибыл член Реввоенсовета, член Политбюро ЦК РКП(б), нарком по делам национальностей и представитель ВЦИК в Совете рабочей и крестьянской обороны Иосиф Сталин. 13 июля

    он провел в Минске совещание с членами правительства Литовско-Белорусской ССР. Иосиф Виссарио­нович Сталин в обстановке разобрался быстро, посчитав, что в целях укрепления Красной Армии правительство и Совет обороны Литвы и Белоруссии надо распустить, а его членов направить на фронт. Местные товарищи с такой постановкой вопроса не согласились. В итоге в ситуации пришлось разбираться в Москве Ленину. Решение оказалось компромиссным — ограничиться только ликвидацией Совета обороны и правительственного аппарата. И с 25 июля наркоматы Литбела были переименованы в отделы Минского губернского ВРК.

    Новый председатель

    На следующий день состоялось заседание Минского Совета, где несколько месяцев, после отъез­да Виктора Яркина, не было председателя. Открывший заседание руководитель Совета городского хозяйства Фридрих Кюссе, предложил на вакантный пост избрать председателя ЦИК Литбел Казимира Циховского. Кратко указав опыт советской работы претендента, Кюссе отметил, что тот «сумеет отдать все свои силы для работы в Минском Совете на пользу рабочему классу». В итоге Казимира Генриховича избрали единогласно. В ответном слове он отметил, что, будучи председателем ЦИК и Минского Совета, сможет «повести работу на благо рабочего».

    Правда, оказалось, что вести ее Циховскому предстояло недолго. В полупустом зале городского театра 2 августа состоялось последнее объединенное заседание Минского Совета, правлений профсоюзов и фабрично-заводских комитетов. Фронт был уже в 15 км от Минска, и, отдав «должное» хорошо организованному, вооруженному и обеспеченному провиантом противнику, Казимир Генрихович отметил, что глубоко ошибались те товарищи, которые считали после 1918 года борьбу с империализмом исчерпанной. «Империализм пока еще весьма крепкий в Западной Европе, — заявил оратор, — оградил себя от нас рядом свежеиспеченных маленьких буржуазных государств для того, чтобы большевизм не имел возможности проникнуть в его страны».

    Циховский сообщил, что дважды посетил фронт. Во время этих поез­док он заметил, что «наши красноармейцы вполне сознательно оценивают сложный момент. Они сознают, за что им придется проливать свою кровь, и идут геройски, с большим воодушевлением». Однако этот героизм «парализуется недостатком продовольствия и снабжения». Поэтому необходимо поддержать Красную Армию всем, чем возможно: мобилизовать все свободные силы. И только тогда удастся «удержать Красный Минск».

    На запросы депутатов, что в городе циркулируют слухи по поводу деятельности ЧК, «расстреливающей совершенно невинных людей», Циховский заявил, что они необоснованны и распространяются «контрреволюционными элементами с провокаторскими целями».

    Но, несмотря на сопротивление Красной Армии, 8 августа в Минск вступили польские части. В начале сентября Циховский, перебравшийся к тому моменту в Смоленск, официально оставил пост руководителя Минского Совета.

    Иосиф Виссарио­нович Сталин в обстановке разобрался быстро, посчитав, что в целях укрепления Красной Армии правительство и Совет обороны Литвы и Белоруссии надо распустить, а его членов направить на фронт.

    Польский коммунист

    Кто же он, Казимир Циховский? В 1919-м ему было 32. Родился в Радомской губернии в дворянской семье. С раннего возраста приобщился к революционному движению, участвовал в молодежных выступлениях. Из-за чего был исключен из Варшавской гимназии. Но учиться Казимир хотел и продолжил образование в Санкт-Петербурге, Льеже, Париже. Причем из Льежского политехнического института и Парижского университета его также исключали за политическую деятельность. Поэтому в своей последней в жизни биографической анкете он и указал, что имеет только среднее образование. Революцию 1917 года Циховский встретил в Петрограде в рядах партии большевиков, за что и был назначен заместителем комиссара по польским делам Нар­комата по национальным делам РСФСР. А в сентябре 1918-го Казимиру Генриховичу поручили работу по созданию Литовской Советской Рес­публики. Когда 16 декабря она была провозглашена, то Циховский вошел в состав ее правительства как комиссар финансов. Вскоре он возглавил Виленский Совет рабочих депутатов, после был избран председателем ЦИК Литовской, а затем Литовско-Белорусской ССР.

    Уйдя с Красной Армией из Минска, Циховский получил новый участок работы. Стал бойцом невидимого фронта. В 1919-1920 годах ему из Смоленска пришлось поруководить партийным подпольем и партизанским движением на территории Литвы и Белоруссии. А в 1921-м после подписания Рижского мирного договора, которым закончилась неудачная война Советской России с Польшей, как поляк, был направлен на подпольную работу на территорию Второй Речи Посполитой. С этих пор его знали как Графа, Высоцкого, Ясинского. Но и дефензива не дремала. В октябре 1923-го во Львове его арестовали. Далее 3 года в тюрьме, выход на свободу, еще 3 ареста и новый приговор — 8 лет заключения. Секретарь Коммунистической партии Западной Белоруссии Николай Орехво так рассказывал о нем: «Это был исключительно авторитетный, опытный партийный деятель. Человек большой эрудиции и интеллигентности, он знал многие европейские языки. Циховский располагал к себе людей, умел их убеждать в правоте нашего общего дела».

    В 1932 году СССР и Польша заключили пакт о ненападении и обменялись политическими заключенными. Так Циховский оказался в Москве и стал работать в Исполкоме Коминтерна. Во время Гражданской войны в Испании занимался организацией интернациональных бригад. Летом 1937 года он находился в Париже, когда неожиданно был отозван в Москву. Но еще на подъезде к столице СССР его арестовали сотрудники НКВД. Далее стандартная схема: обвинен в участии в «шпионско-диверсионной террористической организации», приговорен к высшей мере наказания и в тот же день, 27 октября 1937-го, расстрелян и сожжен в крематории Донского монастыря.

    В мае 1955-го Военной коллегией Верховного Суда СССР Циховский был реабилитирован.

    Андрей Лукашевич, профессор кафедры истории Беларуси нового и новейшего времени БГУ, доктор исторических наук

    Автор: Подготовил Иван ИВАНОВМинский курьер
    Теги: 

Комментарии (0)