29 Марта, 2024 Пятница

Дети и интернет. Есть ли причины для опасений?

  • 06 мая 2017 Общество Русский 0

    Впервые интернет-зависимость была внесена в официальный диагностический и классификационный справочник Американской психиатрической ассоциации Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, который вышел в свет в мае 2013 года. В этот диагноз также включены расстройства, связанные с чрезмерной увлеченностью смартфонами, а также планшетными и стационарными компьютерами.

    Наибольшему влиянию извне поддаются, конечно же, дети и подростки, поэтому вопрос об интернет-зависимости и психическом их состоянии в целом в эпоху компьютерных технологий заслуживает отдельного внимания. Об этом мы и пообщались с врачом психиатром УЗ «Чериковская центральная районная больница» Тарасом Калашником.

    — Начнем с того, что 20 лет назад, когда никакого интернета не было, общение было исключительно живым. Потом  массово вошло так называемое телефонное общение и добавилось еще интернет-общение. Все эти варианты общения взаимозаменяемы и, в зависимости от доступности, вытесняют друг друга. Ведь намного проще и быстрее позвонить кому-то или написать в интернете, если есть доступ к какой-либо социальной сети, идти никуда не нужно, это удобно. 

    В чем ребенок видит выгоду таких вариантов общения и каким образом это влияет на его психику вторично — отдельный разговор. Первичная выгода — когда ребенок находится где-то (как правило, дома), его никто не видит, какие-то свои эмоции и свои интересы он выражает определенным способом, т.е. он сам определяет вид общения, время. Для детей, в принципе-то, это кажется очень удобным. С другой стороны, это не дает возможности развиваться в той части, которая предполагает общение живое. Т.е. время развития вот этого живого общения сокращается за счет общения виртуального. И из-за того, что есть все эти варианты выбора наиболее удобного для них вида общения, дети самостоятельно с малых лет учатся некоторым вещам, присущим взрослым. Так, они раньше учатся манипулировать (хотя в целом манипулирование — характерная черта всех маленьких детей) на более глубоком уровне, выражать свое мнение косвенно.

    Тем не менее, во всем этом есть и плюсы. У детей развивается абстрактное мышление, потому как у ребенка есть время подумать, как он хочет себя подать, какой фотографией преподнести себя (это особенно характерно для девочек). Т.е. абстрактное мышление в данном случае развивается лучше. И, если обращаться к данным тех стран, где интернет появился раньше, то сейчас на свет появляется меньше детей с нарушениями умственного развития (умственной отсталостью). А последнее и является первым признаком ухудшения именно абстрактного мышления. Вот это небольшой плюс интернета. Детская среда более, скажем так, ровная в умственных возможностях. 

    Минусы. Они, в основном, связаны с эмоциональностью. Первый момент — страстные вещи. Т.е. все люди развивают свои страсти, пристрастия, поэтому собственно и появились термины «интернет-зависимость», «компьютерная зависимость» и т.д. Эти понятия признаются далеко не всеми медиками.

    Нужно сказать, что признаки зависимости существуют, и обычно они характеризуются смещением одних интересов в сторону других. У детей эти интересы очень часто смещаются в сторону различных вариантов общения в социальных сетях или игромании. 

    Дети учатся в интернете многому, хотят они того или нет, каждый раз запоминая что-то новое. Интернет — большая база данных, которая имеет спорные утверждения, так же как и телевидение. Если рассматривать поколение, которому сейчас 20-30 лет, то они формировались за счет того, что могли почерпнуть из телевизора. Нынешнее поколение растет с еще более спорными утверждениями, которые формирует интернет. Ведь большинство данных имеют необъективные утверждения,  общеоценочные суждения. 

    Второй момент, который я как психиатр могу подтвердить, это так называемые трехминутные дети. Т.е. современные детки часто перескакивают с одной темы на другую. Этому способствует то, что они просматривают различные короткие видеоролики в сети, используют разные варианты общения, и все это должно быть максимально быстрым и коротким, дабы они почерпнули какую-то новую информацию. 

    Если рассматривать официальную статистику больших сайтов, то лишь небольшой процент детей в возрасте до 16 лет тратит время на просмотр более длительных роликов. Но, в основном, избирательный контент кратко-срочный. Общение в социальных сетях также более избирательное. 

    Если ребенок что-то искал в интернете или просматривал, то после браузер автоматически будет предлагать ему контент именно на эту тематику. Обычно, сеть сводит все интересы пользователя к двум-трем. Именно их и продвигает через посещаемые сайты. Все это можно отнести и к взрослому поколению. Единственное отличие: дети вместе с этим еще и учатся, они таким образом формируют свою психику.

    Что имеется в виду, когда говорят о зависимости? Она как раз-таки подразумевает неопределенное, неконтролируемое человеком влечение, оно называется компульсивным. Это когда человек вне зависимости даже от своих желаний не может нормально функционировать, не получая своего пристрастия в определенные моменты. Бывают периоды, когда он может это состояние контролировать, и, соответственно, когда не может. Любая зависимость строится на этом. 

    Есть зависимость химическая (самая распространенная — алкогольная) и не имеющая какого-либо четкого химического элемента. К последним следует отнести и игроманию. Есть целая наука, посвященная этому. 

    На сегодня более распространена проблема игромании втянутого человека, вовлеченного в игру с той целью, которую он не осознает, — это уход от реальности. Т.е. если есть какие-то проблемы в школе/на работе, в семье, в том обществе, где живет человек, то он воспринимает игры как среду, где он хороший, уверенный в себе, а все, что происходит вокруг, его абсолютно не интересует, ведь это не настолько интересно как в игре. Здесь нет разницы между детьми и взрослыми.

    Игроманы, так же как и наркоманы, как правило, это более молодое поколение. В моей практике их было порядка двадцати. Было достаточно легко «разобрать» их детство. Почти у всех была императивная сильная мать, которая знает, что и как нужно сделать правильно, как поступить и т.д. Такие ситуации складываются исключительно у мальчиков, с девочками ситуация немного иная.

    Если же коснуться интернет-сообществ типа «Синий кит», то здесь картина приблизительно такая же. Ребенок или взрослый человек без характерных проблем в школе/на работе, в семье не будет поддаваться подобному влиянию. Т.е если у него психика достаточно сформирована и он чувствует себя в обществе благополучно, то вряд ли какие-либо внешние процессы заденут его.

    Когда мы видим, что ребенок смещается в сторону какого-либо одного пристрастия настолько, что страдают другие функции,  не другие варианты общения, а именно функции (обучение, влечение к чему-либо, другие интересы), когда ребенок, к примеру, безучастен ко всему происходящему, резко ухудшаются оценки в школе, то здесь есть смысл говорить о зависимости. Банальный пример: если ребенка лишить компьютера и возможности сидеть в интернете, и он, грубо говоря, лежит, ничего не делает, ничего не хочет, оценки резко ухудшились, ему ничего не интересно, то на лицо первые признаки интернет-зависимости. Здесь родителям пора обращаться за помощью к специалистам — психологам и психиатрам. А если ребенок немного погрустил и нашел себе другое занятие, то можно быть спокойными — зависимости у вашего чада нет. 

    Часто родители относят к интернет-зависимости ситуации, когда они запрещают своему ребенку общаться в интернете с определенным человеком и у него появляется апатия. Но не из-за интернета, а из-за невозможности общаться к конкретным человеком. Это совершенно другой случай.

    Не стоит бояться обращаться за помощью, в этом нет ничего зазорного. Тем более, родители могут сами обратиться к тому или иному специалисту со своей конкретной ситуацией и получить ряд инструкций/рекомендаций к действию. К счастью, у нас в районе такие случаи единичны. 

    Автор: Ю. ТолпинскаяВеснік Чэрыкаўшчыны
    Теги: 

Комментарии (0)