19 Апреля, 2024 Пятница

Пожилые водители могут создавать опасность на дороге

  • 10 мая 2017 Общество Русский 0

    Недавно в Минске автомобиль «Хонда» сбил пенсионерку. Она пересекала дорогу по пешеходному переходу на зеленый сигнал светофора. С тяжелыми травмами ее доставили в больницу. Спасти минчанку не удалось. За рулем машины находился 91–летний шофер. Позже он сказал, что отвлекся на авто, поворачивающее со встречного направления. Не смог увидеть пешехода вовремя. Тут же вспомнилось еще одно резонансное ДТП с участием пожилого автомобилиста. В конце марта водитель 1937 года рождения проехал на запрещающий сигнал светофора. Под колеса его «Фиата» попала девушка с ребенком. К счастью, все остались живы. Виновник аварии заявил, что его ослепило солнце. Еще раньше 77–летний владелец ВАЗа наехал на пешехода. Другой пенсионер задумался за рулем и насмерть сбил старушку... В чем причина подобных инцидентов? Это просчеты, которые могут произойти с любым водителем, или все–таки сказывается преклонный возраст? Каково мнение специалистов: сотрудников Госавтоинспекции и врачей?

     Начальник отдела агитации и пропаганды ГАИ ГУВД Мингорисполкома Сергей Зараник считает, что проблема существует: «С каждым годом в Минске, да и в других городах, трафик становится все более интенсивным. При всем уважении к людям, которым за 70, надо признать, что скорость реакции у них снижена. Им непросто ориентироваться в сложной, быстро меняющейся обстановке. Госавтоинспекция рекомендует таким водителям продумывать маршрут заранее, избегать резких перестроений, быть максимально сконцентрированными на дороге. При плохом самочувствии лучше вообще не садиться за руль. Также нужно помнить о регулярном прохождении медкомиссии. Срок допуска для управления транспортным средством зависит от решения врача. Кстати, у 91–летнего виновника недавнего трагического ДТП в Минске этот допуск отсутствовал. Он уже давно не наведывался к медикам для его получения».

    *  *  *

    Помню, как довелось попутешествовать в авто с пожилым водителем. На уже изъезженном вдоль и поперек маршруте он умудрился несколько раз свернуть не туда. Пассажиры регулярно обращали его внимание на различные дорожные обстоятельства: аккуратнее — машина поворачивает, снизь скорость или, наоборот, поднажми, пешеход идет по обочине. А ведь этому автомобилисту только несколько лет назад пошел восьмой десяток лет. Но что думают врачи о возрастной проблеме? Действительно ли преклонные годы существенно влияют на водительские способности?

    Обращаюсь в 24–ю минскую городскую поликлинику спецмедосмотров. Заведующая отделением по освидетельствованию водителей Ольга Калечиц подтверждает мои наблюдения: «Действительно, с возрастом изменяются мышление, внимание, память, эмоции, моторика, скорость приема и переработки информации. Выраженность этих изменений весьма индивидуальна. Но практически у всех стареющих водителей они происходят. И шоферы, у которых эти изменения выражены, бывают абсолютно растеряны при возникновении сложной, незнакомой и опасной ситуации. Также они могут быть склонны к излишней самоуверенности, переоценке своих способностей. В связи с этим есть различия между прохождением медкомиссии молодым водителем и пенсионером. Показательны даже медицинские документы, которые автолюбители представляют на комиссию — выписки из карт по месту их наблюдения. У пожилых людей регистрируется значительно больше обращений за медицинской помощью в связи с болезнями сердечно–сосудистой системы, неврологическими, эндокринными и другими заболеваниями. Поэтому такие автомобилисты проходят дополнительные обследования, консультации в специализированных учреждениях и при отсутствии противопоказаний допускаются к управлению с ограничением по сроку действия такого допуска. Шоферы старше 60 лет обязаны проходить водительскую комиссию каждые два года, а при наличии заболеваний, ограничивающих право управления, ежегодно».

    Быть может, стоит установить предельно допустимый возраст для управления транспортом? Такую идею предлагают в основном молодые автомобилисты, обсуждая очередное ДТП с участием пенсионера. Ольга Калечиц не согласна: «В нашей практике есть случаи, когда пожилые водители не уступают в физическом и умственном здоровье молодым. Такие случаи немногочисленны, но они есть, поэтому вводить некий запрет для всех считаю не совсем верным. Согласно статистике, водители в возрасте старше 85 лет практически не приходят к нам на медицинское освидетельствование. Но отсутствие медсправки не означает, что человек не сядет за руль. Поэтому было бы правильнее на законодательном уровне ввести ответственность шофера за управление транспортом при наличии проблем со здоровьем. Не важно, в каком возрасте шофер, если он представляет опасность для других участников движения».

    В России, кстати, проблему немолодых автолюбителей всерьез обсуждают не один год. Время от времени поднимается вопрос хотя бы об ограничении срока действия водительского удостоверения. Несколько лет назад для пожилых людей его предлагали сократить с десяти до трех лет. Однако каких–либо ограничений на владение правами в связи с преклонным возрастом так и не ввели.

    Возможно, время само все расставит по местам: с учетом взрывного роста автомобилизации количество водителей–пенсионеров каждый год будет только увеличиваться. Тогда и увидим, кто прав. Юные автовладельцы, которые готовы биться об заклад, что потенциальная опасность на дороге увеличится? Или более зрелые люди, резонно указывающие на то, что пенсионерам присущи аккуратность и осторожность, основанные на богатом водительском опыте?

    Справка «СБ»

    По данным 24–й минской городской поликлиники спецмедосмотров, число водителей пенсионного возраста (старше 60 лет), проходящих медицинское освидетельствование, составляет около 12%. Так, в 2016 году из 110.000 человек, прошедших комиссию, 12.000 составили лица старше 60 лет — 11%. За 4 месяца этого года прошли уже 35.000 водителей. Из них 4.500 человек старше 60 лет —12,8%, старше 70 лет — не более 2%. Водителей, признанных не годными к управлению транспортом по медицинским показаниям, — 0,2%. Каждый пятый среди не допущенных к вождению по здоровью — старше 60 лет.

    Кстати

    Накануне дачного сезона Госавтоинспекция обращается к родственникам пенсионеров–водителей. ГАИ предлагает убедиться, есть ли у родных преклонного возраста все необходимые документы; имеются ли у них какие–нибудь проблемы со здоровьем, которые могут повлиять на вождение; в состоянии ли пожилые родственники безопасно управлять транспортными средствами.

    Автор: Ян ЖУРСБ. Беларусь сегодня

Комментарии (0)