20 Апреля, 2024 Суббота

Вежливость на первой передаче

  • 11 мая 2017 Общество Русский 0

    Инструкторы в автошколах любят повторять, что водителю важно всегда помнить правило трех «Д»: «дай дорогу дураку». Почему-то эти слова приходится вспоминать все чаще. Несмотря на тысячи поучительных видео в интернете, несмотря на образование и здравый смысл, хамства на дорогах меньше не становится.

    Час пик, одна из главных улиц Бреста. Накануне майских праздников трафик плотнее обычного, центр превращается в сплошную пробку. У водителя белого буса сдают нервы. Через две сплошные он выезжает на встречную полосу, мчится к началу затора. Перед светофором пытается вернуться в свой ряд, кого-то подрезает. Наглецу сигналят, а он в ответ делает неприличный жест рукой. Оскорбленный водитель выходит из авто, начинается перепалка, которая едва не перерастает в драку.

    Трасса М-1. Дорога практически свободна, но движение в крайней левой полосе, предназначенной для опережения, затруднено. Тому причиной Mercedes S-класса. Его скорость не больше 80 км/час. Водитель, видимо, решил, что дорогая машина избавляет от необходимости соблюдать ПДД. Пока остальные вынуждены опережать Mercedes по правой полосе, его владелец мирно болтает по телефону.

    Указатели поворотов и вовсе больная тема. Многие автолюбители считают этот рычажок совсем ненужной штуковиной, архаизмом. Они перестраиваются, поворачивают, останавливаются где захочется и как придется. До того, что такая манера езды может запросто стать причиной ДТП, им и дела нет.

    Драматизирую? Возможно. Сам убеждался неоднократно: наши водители гораздо вежливее, чем в России или Украине. Но взаимоуважению нам еще учиться и учиться. И одна из главных ролей в «образовательном процессе» должна быть у Госавтоинспекции. Хамство и факультативная трактовка ПДД не делают наши дороги безопаснее.

    Поговорил с сотрудниками ГАИ, они в своем мнении единодушны: культура участников дорожного движения за последние годы изменилась, причем в лучшую сторону. Одной из главных тому причин называют технический прогресс. Сегодня многие автомобили оснащены видеорегистраторами. Каждое нарушение может быть зафиксировано, отправлено в ГАИ или просто собрать тысячи просмотров на YouTube.

    Покопался в статистических данных, удивился. За последние 10 лет ситуация изменилась разительно. Машин становится все больше, а количество жертв уменьшается. В 2006 году на дорогах Беларуси погибло 1726 человек, в прошлом — 581. Это все еще много, но тенденция к снижению смертности стала ежегодной.

    Инициативы Госавтоинспекции водители одобряют далеко не всегда. Любят поворчать. Помню, лет 15 назад ремнями безопасности пользовались единицы. Такое отношение нужно было менять. Каким образом? Штрафами. Теперь пристегивание ремня — рефлекторный процесс. Относительно недавно взялись за детские автокресла. Кажется, логика проста: ребенку нужно создать максимально безопасные условия. И в этом прежде всего должны быть заинтересованы сами родители. Нет же. Снова нашлись те, кому инициатива не понравилась. Среди них — мой сосед Виталик, отец троих детей. Он долго возмущался. Говорил, что кресла дорогие, что много места занимают, ну и прочее в том же духе. За несколько лет свое мнение Виталик изменил. Теперь удивляется своей безответственности. Детские кресла для него стали не прихотью гаишников, а тем, чем и должны быть, — одним из главных элементов безопасности при движении по дороге. Правда, понял это сосед, лишь когда попал в ДТП. К счастью, тогда обошлось без пострадавших.

    Борьба с «пьяным» вождением стала, пожалуй, самой громкой кампанией последних лет. Пришлось идти на радикальные меры, которые многим показались неоднозначными. Как бы то ни было, результат есть. За год количество ДТП, совершенных пьяными водителями, сократилось на четверть – до 364.

    Быть может, борьба с бескультурьем водителей должна стать следующей масштабной кампанией? Хотя бы информационной. Чтобы каждый осознал, что взаимоуважение на дороге – это не просто нормы хорошего тона. Это правила безопасности, соблюдение которых поможет сохранить не одну жизнь.

    Автор: Павел ЛОСИЧРэспубліка

Комментарии (0)