25 Апреля, 2024 Четверг

Ретро со слезами на глазах

  • 16 мая 2017 Общество Русский 0

    ...Дело было солнечным летним утром лет пять назад. В наш спальный микрорайон, забитый под завязку автоширпотребом разных стран, просто–таки вплыл шикарный американский кабриолет, которого ни до ни после я не встречал. Ослепительно–белый с голубым, за рулем — красавец мужчина в расцвете лет. А рядом — восхитительная блондинка с букетом алых роз. Оба заразительно счастливые, будто из сказки.

     Но сказки иногда сбываются! В минувшую субботу в Минске можно было в деталях познакомиться с несколькими десятками самых ярких произведений золотой поры американского автопрома. Шикарные и прекрасные и в свои 40 — 50 лет «Бьюики», «Понтиаки», «Шевроле» блистали хромом и лаком на традиционном международном слете любителей ретро– и классических автомобилей, организованном общественным объединением «АвтоАмерика» при поддержке БРСМ, Министерства спорта и туризма. Всего же на увлекательное шоу зарегистрировалось около 350 участников примерно на 140 раритетных автомобилях из Испании и Казахстана, России и Финляндии, Украины и Эстонии.

    Среди них не затерялись и самые маленькие экспонаты. Такие как двухместная «Изетта» 1957 года: моторчик — как у слабенького мотоцикла, всего 12 лошадиных сил. А дверь находится... спереди и открывается вместе с лобовым стеклом, рулевым колесом и всеми приборами. Выглядит курьезно, но именно с таких проектов возрождался после Второй мировой войны знаменитый BMW. Впрочем, если иных обладателей «бумера» можно назвать фанатиками, то поклонники ретро — самые настоящие автомобильные романтики. Отдают восстановлению приглянувшегося авто годы жизни и уйму денег, при этом находят в этом высший смысл. Ну чем сегодня, скажите, с практической точки зрения интересен «Москвич–408»? Салон тесноват, до сотни разгоняется аж за 46 секунд — если 50–сильный моторчик в тонусе. Но минчане Виктория и Владимир просто влюблены в свой раритет. Как истинная женщина Виктория находит в хобби немало вполне полезных достоинств:

    — Этот «Москвич» — гордость семьи. Пример бережливости нашим детям. Память о нашем детстве и родителях. Важно, что благодаря нам и дети могут поездить на таких машинах.

    А для Антона и Валентины из Лиды как любимый член семьи — их «Бьюик» 1948 года рождения. Машина размерами и толщиной металла напоминает бронеавтомобиль, но именно благодаря этому до сих пор постоянно в движении. На фест пара приехала вместе с внуками — Минск и другие автораритеты показать.

    — Как купили эту в 1984 году, так и ездим, — делится впечатлениями Валентина.

    — За такие деньги могли и «Волгу» взять, — уточняет Антон. — Но хотелось что–то особенное. Думаю, второй такой на ходу сейчас нет во всей Европе.

    Интересна история автомобиля. По одной версии, на нем в Россию приехали родители американского пилота–шпиона Пауэрса, сбитого над Уралом и осужденного на длительный срок. По второй, более правдоподобной, пару «Бьюиков» закупил минавтопром СССР, чтобы ознакомиться с американскими ноу–хау — на Горьковском автозаводе шла подготовка к разработке ЗИМа, статусной машины для секретарей обкомов партии и тому подобной номенклатуры. Одного «американца» вроде разобрали, чтобы посмотреть, как он устроен, а второй — вот он!

    Как бы то ни было, а настоящий ЗИМ тоже стоял неподалеку от предполагаемого прототипа, и грех было не подойти. Еще будучи молодым и «безлошадным», ходил на работу мимо задворков какой–то минской конторы и с сожалением поглядывал на вросший в землю «членовоз», печально доживавший дни. К счастью, Игорю из Днепропетровска один из раритетов удалось вернуть к жизни.

    — Машину приобрел в плачевном состоянии, — рассказывает он о своем красавце ЗИМе. — Сейчас у него все родное, даже резина. Покупал детали и узлы частным образом у людей. Оказывается, в запасах многое прекрасно сохранилось. Собираю коллекцию машин марки ГАЗ. Это не коммерческий проект, каждая для меня как ребенок. Стараюсь восстанавливать, чтобы машины сохранились как память, чтобы и другие могли ими интересоваться. Особенно молодежь, дети, они даже не представляют, что советский автопром выпускал такие замечательные машины.

    Мне, чьей первой игрушкой, какую помню, был отцовский «Москвич», такие встречи, конечно, доставили немало приятных минут. Но вот «свой» «Москвич», тот, что с запасным колесом сзади, — на шоу я так и не встретил. Как и знаковый «Москвич–403», в свое время отмеченный, между прочим, золотом всемирной выставки в Брюсселе. Что уж говорить о легендарной «эмочке» — ГАЗ–М–1, прошедшей всю войну. А ведь все это когда–то ездило по нашим дорогам. Как и куда более редкие автомобили. У соседа по улице был трофейный «Опель–капитан». А в Минске на улице Белинского, как сейчас помню, парковался и вовсе уникальный «Хорьх» — шестиметровый, с откидным верхом. Скорее всего, таких уже не найти. Но как бы хотелось спасти хотя бы то, что еще спрятано у нас в гаражах и сараях!

    Кстати

    Продемонстрировав раритеты минчанам, их обладатели затем навестили БелАЗ, где запечатлели свои машины на фоне самого большого в мире 450–тонного самосвала.


    Автор: Оксана НЕВМЕРЖИЦКАЯ, Владимир ЯКОВЛЕВ, Владимир НЕСТЕРОВИЧСБ. Беларусь сегодня

Комментарии (0)