16 Апреля, 2024 Вторник

Жестокие игры

  • 17 мая 2017 Общество Русский 0

    Под вечер в понедельник в информационной сводке встретились три сообщения. Очень характерные. Из разряда «детки распоясались». Первое: гомельские школьники позвонили незнакомой минчанке, заявив, что ее дом по улице Горецкого заминирован. Второе: около сотни надгробных памятников разбила на католическом кладбище в деревне Груздово Поставского района троица несовершеннолетних. И, наконец, третье: в Бресте кто–то выкинул с пятого этажа безобидного бездомного пса Лапу. Местные жители подозревают, что это тоже дело рук местных ребятишек, которые прежде с того места сбрасывали пакеты с водой. А теперь, видимо, решили «пошалить» с собакой. Ну да, хи–хи, ха–ха... Забавляются детишки, ищут себе развлеченьица. От нечего делать, недостатка ума либо отсутствия совести?

    Отвечать придется родителям. Во всяком случае, в первых двух ситуациях, «герои» которых точно установлены. Хорошо бы, чтобы детки в результате не уверились в своей полной безнаказанности. И хорошо бы, чтобы в очередной раз не досталось школе: мол, снова не уследила! Нет уж, в столь вопиющих случаях спрос должен быть с семьи. Именно в ней не заложили базовые вещи — уважение к чужой жизни и смерти, не провели четкую грань между баловством и преступлением, ответственность за которое человек несет и по административному кодексу, и по Уголовному. А то что же получается? В Поставском районе третьеклассник (!) из неблагополучной семьи подбивает двоих семиклассников (про одного из них и слова плохого никто бы не сказал) на кладбище похулиганить. И те, видать, вошли во вкус, потому что, как выяснилось, громили памятники там неоднократно... Как тут не вспомнить выводы, к которым в свое время пришел Верховный Суд — 64,7% осужденных несовершеннолетних характеризовались окружающими удовлетворительно и хорошо. Это все вокруг были слепы или подростковая дурь, жестокость, стадный инстинкт в один момент меняют всю картину?

    Сама по себе статистика правонарушений среди несовершеннолетних, по данным МВД, выглядит так. За прошлый год выявлено около 2.100 преступлений. Это примерно на 20% меньше, чем в 2015–м. А если проанализировать данные за 2005 — 2015 годы, то окажется, что цифры снизились в разы. На счету подростков — примерно 3% преступлений от их общего числа. Немного. В целом ситуация выправляется. А в частности? Почему школьники фигурируют в криминальной хронике не в связи с традиционными, увы, в этом возрасте кражами, а по таким вот, как в понедельник, поводам? Когда душа закипает и хочется самому заглянуть в эти еще детские глаза: что в них — пустота, злой огонек, вызов, обида на весь свет? Последнее, думается, вероятнее. Ведь, по оценкам Верховного Суда, более половины из осужденных подростков росли в проблемных семьях. С другой стороны, 16% были судимы, 40% привлекались к административной ответственности, как минимум каждый восьмой нигде не учился и не работал. То есть уже имели определенную жизненную модель, где авторитет — не родители и не учителя, а времени — вагон с тележкой. Недаром, кстати, всплеск правонарушений среди несовершеннолетних происходит именно на каникулах...

    Вообще, потеря нравственных ориентиров среди школьников — беда общемировая. Взглянем хотя бы на наших ближайших соседей. В Одесской области недавно пойманы пятеро парнишек от 12 до 15 лет, оттачивавших свои борцовские навыки на кладбищенских памятниках. Россия тем временем задает моду на съемку кровавых подростковых драк и выкладывание их в YouTube для сбора лайков. И везде психологи говорят: только сильная личность, правильный подход, личный пример и нужные слова помогут здесь вправить мозги. Вопрос: кто возьмет на себя эту нелегкую миссию?

    СБ. Беларусь сегодня
    Теги: 

Комментарии (0)