27 Апреля, 2024 Суббота

Авто "от розетки"

  • 01 июня 2017 Общество Русский 0

    Ну вот и по Могилеву стали «колесить» электромобили. Говорят, уже целых 5 экземпляров! С одной из машин, малиновым Nissan Leaf, знакомимся во дворе ОДО «СТРИМ», резидента могилевского «Технопарка». С виду это обычная «легковушка», только вместо бензинового «движка» — трехфазный электромотор.

    Компактный автомобиль был приобретен полтора года назад вроде как чтоб топливо сэкономить, а потом конструкторы предприятия, занимающиеся разработкой и производством систем управления для автотехники, решили внести свой вклад и в «электромобилизацию» Беларуси — сделать электрозарядную станцию. Она уже изготовлена, прошла испытания, и вот на стоянке «СТРИМа» запитывает энергией японский электрокар.

    По словам главного конструктора предприятия Алексея Ефремова, на одной зарядке машина способна пробежать около 120 километров. Когда мы услышали, что аккумуляторная батарея весит аж 300 кило, подумали, что под нее, наверное, отведен отсек где-нибудь на «корме» легковушки. Но оказалось, что эти «емкости» гармонично распределены по днищу автомобиля и абсолютно не сказываются на его пассажирской и грузовой вместимости. Едет и управляется электрокар тоже не хуже своего бензинового собрата. Правда, по сравнению с ним — стоит примерно вдвое дороже. Но, как подчеркнул Алексей Ефремов, технологии постоянно совершенствуются, и производство электромобилей удешевляется примерно на 20% в год.

    — Если расход топлива в городе у обычного автомобиля в среднем около 10 литров на 100 километров, — отметил Алексей Ефремов главное достоинство электрокара, — то эта машина тратит на такой же пробег энергию, эквивалентную стоимости 2,5 литра 92-го бензина.

    Кроме того, он практически не требует сервиса — ломаться в нем по большому счету нечему. Не прогорит выхлопная труба — ее попросту нет, не нужно менять масло и фильтры, свечи зажигания, регулировать клапаны — из всех «расходников», по сути, только салонный фильтр и тормозные колодки. Отпадает необходимость и в дорогостоящем обслуживании двигателя и топливной (нет в электрокаре ни карбюратора, ни инжектора) системы. А еще электродвигатели не дают шума и копоти, вредных выхлопных газов — словом, для городских улиц лучшего транспорта нет.  

    Растущая популярность электромобилей в мире связана, конечно, с ростом цен на углеводородное топливо и необходимостью беречь окружающую среду. Достаточно жесткие нормы по ограничению выбросов в атмосферу, принятые в ряде западных стран, заставили таких автогигантов, как Toyota, Honda, Ford, General Motors и прочие, всерьез заняться разработкой электрокаров. В Китае правительство законодательно стимулирует промышленников ускоренно осваивать их выпуск, дабы снизить нефтяную зависимость огромной страны. И сегодня только по Европе бегают около миллиона электрокаров и подзаряжаемых «гибридов», а к 2025 году там и вовсе пророчат бум в десятки миллионов таких авто. Ну, а белорусский Совмин принял комплексный план развития электроэнергетической сферы до 2025 года с учетом ввода АЭС, одним из пунктов которого значится проработка в 2016—2017 годах вопроса о развитии зарядной инфраструктуры и электромобильного транспорта. По словам специалистов, заводу «Белджи» уже поставлена задача произвести до конца 2017 года первые 100 автомобилей с электроприводом и запустить их в опытную эксплуатацию. Создается белорусский электромобиль на базе седана Geely SC7, ученые разрабатывают аккумуляторную батарею и двигатели для него. А столичный «Белкоммунмаш» уже выпустил первые белорусские электробусы, которые недавно начали курсировать по одному из оживленных минских маршрутов. По прогнозам, развитие электротранспорта к 2025 году позволит Беларуси на 50 тыс. тонн сократить потребление светлых нефтепродуктов.

    Но есть на пути повсеместного перехода на электромобиль и барьеры. Одна из проблем, говорят специалисты, — недостаточный запас энергии на продолжительное путешествие и сложности с заправкой.

     — Производитель реализует электромобиль вместе с зарядным устройством, — рассказывает Алексей Ефремов, — поэтому запитать его можно и от обычной розетки с напряжением 220 вольт. Но на это надо 7—8 часов. Вроде бы не проблема — вечером поставил машину дома на зарядку, утром поехал. Но чтобы был больший запас хода, необходимо подпитывать батарею регулярно. Нашу электрозарядную станцию мощностью 22 кВт, работающую от сети с напряжением 380 вольт, можно устанавливать на парковках и стоянках автомобилей. Время полной зарядки — около 4 часов. Вот я, например, приехал на работу, поставил машину на стоянку и одновременно — под зарядку. Такие станции уже стоят во многих городах Европы — в Париже, например, по данным прошлого года, их насчитывается около 6 тысяч! Пока человек работает, обедает в кафе, ходит по магазинам, смотрит кино или представление в театре, электрокар (машину не обязательно заряжать полностью) за пару-тройку часов наберется сил.

    Сам процесс зарядки, показывал Алексей Ефремов, практически ничем не отличается от обычной заправки. Почитал инструкцию на корпусе, вставил специальный пистолет в разъем на передней части автомобиля — и все дела. У заряжающего автомата есть счетчик отпуска энергии, расчет производится с помощью смарт-карты. Похожие станции для зарядки электромобилей, кстати, выпустил недавно завод «Витязь». Одна из них уже установлена в Витебске и работает пока в тестовом режиме — бесплатно для потребителей. Зарядная станция «СТРИМа» демонстрировалась на республиканских выставках. На совещании с участием представителей Могилевского горисполкома и заинтересованных ведомств планировалось установить первый в городе автомат на парковке у здания могилевского технопарка. Но пока, пожал плечами Алексей Ефремов, не удается решить вопрос с выделением клочка земли под станцию.

    По техническим характеристикам и стоимости зарядная станция «СТРИМа» не уступает витебскому аналогу, так что могилевское предприятие намерено участвовать в тендерах на поставку изделий как в Беларуси, так и в России. А еще конструкторы предприятия разработали второе перспективное изделие — «мини-станцию» для зарядки автомобиля в домашних условиях.

    Но вот длительные путешествия на электромобиле пока еще дело будущего. С одной стороны, мировые автоконцерны уже выпускают машины, способные проехать около 400 км на одной зарядке, а с другой — «подкрепляться» энергией в течение 4 часов, когда тебе надо быстро добраться до места назначения, — это очень долго. Благо уже внедряются в практику так называемые технологии «быстрого заряда»: электромобиль, подключенный к такой системе, может «подпитаться» за 30 минут. Более того, ученые уже не только разработали систему станции, способную заряжать электромобили за 15 минут, но и заявили о намерении сократить время зарядки электромобилей до 5 минут. И потому одним из пунктов программы развития зарядной инфраструктуры и электромобильного транспорта в Беларуси значится ввод в эксплуатацию быстрых зарядных станций на АЗС, расположенных на основных магистралях страны.

    — Согласно этой программе, — проинформировал директор «Могилевоблнефтепродукта» Алексей Нестеров, — уже в конце текущего года должна быть установлена зарядная станция на АЗС №29 в деревне Сычково Бобруйского района, на автомагистрали М5. На будущий год планируется создать такую станцию на АЗС №68 в районе могилевского Любужа, и в 2020 году — на АЗС №44 близ Черикова. Станции быстрой зарядки пока производятся только за рубежом, поэтому будем проводить тендеры по их закупке.

    Ну, а всего, как следует из республиканской программы, в текущем году в Беларуси намечено ввести в эксплуатацию 87 мест для зарядки электрокаров. А к 2025 году планируется построить 262 зарядные станции. По оптимистичному сценарию к этому времени в стране может насчитываться около 32 тысяч легковых электромобилей и электробусов, по пессимистичному — около 10 тысяч.

    Уже в ближайшем времени в Могилеве, возможно, появятся и первые электробусы — китайского производства.

    — Во время официального визита в Могилевскую область делегации китайской провинции Хунань была достигнута договоренность о поставке к 750-летию Могилева двух электробусов — в провинции есть крупный завод по их производству, — сообщила начальник управления экономики горисполкома Алла Богатенко. — Эту договоренность китайская сторона подтвердила, и сейчас решается вопрос об их транспортировке.

    По словам директора «Горэлектротранспорта» Сергея Монастыренко, эти китайские машины оснащены емкими аккумуляторными батареями и способны преодолеть без подзарядки свыше 200 километров, что для могилевского общественного транспорта более чем достаточно. К электробусам поставщик прилагает специальные зарядные устройства, с помощью которых машину можно зарядить (в ночное время, например) через стандартную промышленную розетку напряжением 380 вольт. Специальной переподготовки водителя, отметил Сергей Монастыренко, для управления электробусом не требуется — достаточно иметь водительское удостоверение категории D. Так что создание и развитие электробусного парка в Могилеве, возможно, лучший вариант, нежели дорогостоящее строительство новых контактных линий для троллейбусов, тяговых подстанций.

    …Конечно, для массового белорусского потребителя электрокар остается пока еще очень дорогим. Однако программой развития электромобильного транспорта предполагается рассмотреть возможность налоговых преференций и механизмов субсидирования населения при приобретении такой техники. Подобные стимулирующие меры в Европе и США поспособствовали тому, что доля этого вида транспорта стала ежегодно увеличиваться примерно на 3%. Пришла пора осознавать, что электромобиль уже не роскошь, а средство передвижения, и нам.

    Геннадий АЛЕКСАНДРОВ.

    Александр БУЛАЙ (фото).

    P.S. Пока верстался номер, информагентства сообщили, что в Израиле создана батарея для автомобиля, которая заряжается за 5 минут. Зарядки хватит, чтобы преодолеть расстояние в 480 км.

    Автор: Геннадий АЛЕКСАНДРОВМогилевская правда
    Теги: 

Комментарии (0)