19 Апреля, 2024 Пятница

У дронов тоже есть свои ПДД

  • 08 июня 2017 Общество Русский 0

    Дроны, или квадрокоптеры, прочно вошли в нашу жизнь и готовятся изменить ее так же разительно, как их старшие собратья — армейские беспилотники, которые переписали военные доктрины. Все чаще появляются сообщения об очередной профессии, которую освоили гражданские дроны: от курьера и монтажника–высотника до агронома и даже охранника. Но хотя квадрокоптеры применяются исключительно в мирных целях, в оружие их могут превратить даже банальные законы физики. Скажем, сила притяжения или ускорения при падении, когда полуторакилограммовый аппарат (столько весит популярная модель для съемки с воздуха) валится со стометровой высоты на землю. А бешено вращающиеся пластмассовые пропеллеры? Потерявший управление дрон уже несколько раз травмировал ими людей: прямо на концерте порезал пальцы известному испанскому исполнителю, задел веко полуторагодовалого малыша в Британии — даже после нескольких операций вернуть зрение на правом глазу не удалось... В общем, квадрокоптер — такой же источник повышенной опасности, как и автомобиль. И неудивительно, что по всему миру появляются нормы для их безопасного использования наподобие ПДД. У нас этот вопрос также не пущен на самотек. Хотя некоторые правовые нюансы еще предстоит уточнить по той простой причине, что массово дроны и в небе, и в юридическом поле появились относительно недавно.

     В действующих у нас правилах использования авиамоделей требования к безопасности оговорены отдельно. То же касается и дронов, поскольку согласно Указу № 81 «Об использовании авиамоделей» под ними понимается «летательный аппарат без человека на борту, управление полетом которого возможно только при условии визуального контакта с ним» — квадрокоптеры под это определение подходят. Поэтому при запуске дрона, пусть даже с самой пустяковой целью вроде сделать оригинальное селфи с дачных шашлыков, четко прописано: нужно соблюдать правила его эксплуатации и выполнять требования безопасности, предусмотренные производителем, а также принимать меры при возникновении угрозы жизни или причинения вреда здоровью другого лица и его имуществу. «Вплоть до прекращения использования авиамодели» — оговорено в правилах. А вот какими могут быть «все возможные меры», не расшифровывается. Но мало–мальски опытному оператору квадрокоптера и так понятно, что это целый набор маневров — от смены курса до торможения. Список потенциально опасных ситуаций слишком обширен, чтобы полностью перечислить их в правилах, поэтому они прежде всего призывают к ответственности и внимательности пользователя, объясняет на примерах начальник управления Вооруженных Сил по использованию воздушного пространства полковник Герман Александров:

    — Запуская квадрокоптер, нужно понимать, что это не просто безобидная игрушка. Приличная скорость, достаточно большая высота полета, значительная порой масса, неприкрытые зачастую лопасти — все это может представлять серьезную опасность. Поэтому пользователю нужно внимательно относиться к управлению и осознавать ответственность за свои действия. В первую очередь административную — за нарушение правил использования воздушного пространства. Четко установлены зоны, запрещенные для полетов дронов и авиамоделей, и нарушение их границ может привести к штрафу. С другой стороны, не исключена и уголовная ответственность, которая наступает в случае причинения вреда здоровью человека. И в данном случае то, что орудием стал квадрокоптер, а не, скажем, бита, не будет иметь значения. Кстати, в ближайшее время перечень зон, запрещенных для полета, будет обновлен, и он значительно возрастет. Как, возможно, в дальнейшем вырастет и размер штрафа за нарушение правил использования воздушного пространства, и ужесточится наказание за повторное нарушение — тогда речь уже может идти о конфискации дрона. Возросшая ответственность должна еще сильнее стимулировать владельцев к безопасному использованию дронов, хотя мы прекрасно понимаем, что одними запретительными мерами проблему не решить. В первую очередь должна выработаться культура обращения с квадрокоптерами, а на это требуется время.

    Другой важный нюанс полета дрона — максимальная высота — прописан в правилах однозначно: не выше 100 метров. И стоит о нем помнить особо, ведь более совершенные модели за 2 — 4 тысячи рублей запросто могут залететь и за 500 метров. Нарушением является и вообще «выгул» таких «птичек» без хозяйского клейма: квадрокоптеры весом больше полукилограмма должны быть обязательно промаркированы. На корпусе (главное, чтобы для доступа к информации не требовалось разбирать модель) необходимо указать свои данные, домашний адрес или наименование юридического лица и его местонахождение. Сведения должны быть разборчиво видны при визуальном осмотре модели, а уж способ их нанесения оставлен на усмотрение владельца. На взгляд заместителя председателя Белорусской федерации беспилотной авиации Глеба Бондарика, можно использовать несмываемые чернила, но для членов федерации сейчас изготавливаются специальные таблички из особо прочной пластмассы, которые, со всей необходимой информацией, и будут крепиться к дрону:

    — Правила понятны, и в их соблюдении нет особых сложностей, разве что недостает четкой классификации и определения дронов. Скажем, по весу или принципу «любительский» и «для коммерческого использования», чтобы в перспективе правила можно было дифференцировать для разных классов. Вообще дроны — достаточно надежные устройства, системы безопасности в них дублированы, многочисленные датчики и сенсоры контролируют положение квадрокоптера в пространстве, при низком заряде батареи он автоматически возвращается в стартовую точку. То есть сами по себе дроны не падают — должно произойти что–то экстраординарное. Ведь в обычной ситуации, даже если аппарат пикирует к земле, сенсоры и электроника вовремя удерживают его в воздухе. Тем не менее это не исключает ошибок пользователя при управлении, и здесь уже соблюдение правил обезопасит и владельца, и людей рядом. К тому же оговорено, что дрон должен постоянно находиться в поле зрения человека. Действительно, управление квадрокоптером вне зоны визуального контакта, по принципу FPS (first person view — дословно «вид от первого лица»), то есть только по изображению, получаемому с аппарата, достаточно сложно. Неподготовленному человеку трудно оценить обстановку вокруг дрона, понять, есть ли рядом какие–то суда малой авиации, выполняющие свою задачу — здесь нужно быть предельно внимательным. Маршрут полетов дронов по принципу FPS мы заранее согласовываем...

     

    Штрихи к проблеме


    Если хочется просто испытать возможности передового дрона (а современные и достаточно дорогие модели способны отлететь от владельца и на 6 километров), нужно согласовать свой предполагаемый маршрут с предприятием «Белаэронавигация». Если же одного полета мало и вдобавок нужно еще запечатлеть виды с высоты, то потребуется согласование с Министерством обороны, которому затем нужно будет еще и показать весь отснятый материал. Вероятно, через какое–то время для управления некоторыми дронами придется показать и свидетельство о соответствующей подготовке — своего рода водительское удостоверение. По мнению Германа Александрова, это будет логично, поскольку для управления более тяжелыми дронами нужно и большее мастерство:

    — Скорее всего, категории дронов будут определяться по массе. Уже готовятся поправки в Воздушный кодекс, по которым на модели массой свыше 10 килограммов будут распространяться требования по обязательной регистрации и сертификации. Классификация дронов может появиться в обновленных авиационных правилах, и в зависимости от класса будут предъявляться требования к пользователю. Вообще, единого подхода в мире пока нет. Например, в США есть требования по возрасту, начиная с которого можно управлять квадрокоптером, а пользователь не должен передавать управление ребенку. Мы предполагаем, что для управления достаточно «серьезными» дронами массой от 5 — 7 килограммов оператору нужно будет подтвердить свою квалификацию и получить соответствующую подготовку. Все–таки речь идет об общественной безопасности.

    А как у них?

     

    Нормы в разных странах разнятся и зачастую достаточно быстро меняются. Допустим, в США — стране–пионере дрон–движения, где продажи этих аппаратов увеличились только в прошлом году вдвое, — еще в 2015–м появилась обязательная регистрация квадрокоптеров массой от 250 граммов (меньше весят совсем уж детские игрушки). С тех пор было зарегистрировано около 800.000 дронов, но в мае федеральный окружной апелляционный суд округа Колумбия после жалобы авиамоделиста отменил закон. Похожие нормы должны были вступить в силу и в России с 5 июля — предполагалось регистрировать все квадрокоптеры и авиамодели тяжелее 250 граммов, но после поправок нижняя планка веса сдвинулась до 30 кг. С 1 июня все беспилотные летательные аппараты тяжелее 250 граммов должны быть зарегистрированы и в Китае — в управлении гражданской авиации. Такие меры, как было сказано в пояснении властей, понадобились из–за участившихся пролетов дронов в аэропортах, из–за которых даже приходилось отменять рейсы. Кстати, в Китае работает более 200 учебных центров, где гражданские лица могут научиться управлять беспилотниками — уже выдано свыше 14.000 лицензий. О введении своеобразных экзаменов для нынешних и будущих владельцев дронов думают сейчас и в Великобритании.

    Автор: Антон КОСТЮКЕВИЧСБ. Беларусь сегодня

Комментарии (0)