20 Апреля, 2024 Суббота

Названы лучшие врачи по итогам 2016 года

  • 16 июня 2017 Общество Русский 0

    Вчера во Дворце Республики при участии вице–премьера Василия Жарко чествовали лучших врачей страны. По традиции в преддверии Дня медицинского работника из десятков тысяч докторов предстояло выбрать тех, кто теперь целый год будет олицетворять самую благородную профессию и служить другим примером — в плане профессионализма, преданности делу, внедрения новейших разработок, а также в умении лечить и словом, находя к каждому пациенту свой подход. И, пожалуй, еще никогда в пятерке победителей — лучших терапевта, педиатра, хирурга, акушера–гинеколога, а также врача общей практики — не сияло такое созвездие имен. Можно сказать, это уже доктора–легенды, герои многочисленных публикаций и телесюжетов, настоящие профи, на прием к которым мечтают попасть со всей страны и чье мнение для коллег — самое авторитетное. Корреспонденты «СБ» встретились с лучшими врачами–2016 — Светланой Нагибович, Дмитрием Чесновым, Натальей Цапаевой, Олегом Голдыцким, Натальей Силивончик — и узнали, в чем их жизненное кредо.

    Наталья Силивончик: как стать универсалом


    Лучшая в номинации «Врач общей практики» Наталья Силивончик, профессор кафедры общей врачебной практики БелМАПО, сразу оговаривается: столь почетное звание хотела бы разделить со своими коллегами по академии:

     — Когда в 1998 году создавалась кафедра общей врачебной практики, очень много людей вложили в это дело частичку себя. Все только зарождалось, это было совершенно новое, далеко не всем понятное направление медицинской помощи. Руководство БелМАПО и первый заведующий кафедрой Елена Андреевна Воронко так увлеклись идеей, что сразу образовался достаточно крепкий коллектив профессионалов. С нуля создавалась вся методическая и учебная база, надо было научиться преподавать это другим.

     Сейчас Наталья Николаевна сама готовит врачей общей практики. А работа эта важна как никогда: к 2020 году на смену участковым придут семейные врачи. Здесь мы идем в русле мировых тенденций. Плюсы очевидны: пациенту не придется обивать пороги узких специалистов, а доктор досконально поймет проблемы семьи, когда знает ее во всех тонкостях — условия жизни, наследственность, история болезней... Этакий врач на все руки, который определит первые тревожные звоночки и направит, уделит внимание каждому вне зависимости от возраста и будет наблюдать долгие годы. Кто бы из нас не хотел такого личного лекаря?

    — Однако люди пока не совсем понимают, что значит врач общей практики, — Наталья Николаевна приводит красноречивый пример. — Скажем, не всякому пациенту с ОРВИ нужен лор, с этим может справиться семейный врач. Зато снизится нагрузка на узкоспециализированных специалистов, ведь их труд часто нерационально используется. Уже давно пришло осознание, что именно от эффективной работы первичного амбулаторного звена и зависит здоровье населения. Работа семейного врача в этом плане гораздо эффективнее, а профилактические меры — действеннее.

     Фактически врачами общей практики всегда были доктора в сельской местности: они же знают каждого жителя, на их глазах растет поколение за поколением. Это универсалы, которые и рану могут обработать, и беременность наблюдать, и вылечить детскую простуду, и опекать пожилых. Уже сегодня виден результат: снижается уровень госпитализаций, заболевания все чаще выявляются на ранних стадиях, реже приходится обращаться к врачам узкого профиля. Да и сами пациенты хотят, чтобы историю болезни всей семьи знал один доктор.

    Наталья Николаевна признается, что работать врачом общей практики гораздо сложнее, нежели профильным специалистом. Ведь здесь нужны большой опыт и глубокие знания из разных областей медицины. Да и порой приходится иметь дело с первыми, неярко выраженными симптомами болезни. Их надо вовремя увидеть, правильно оценить, решить, что делать дальше. Настоящее искусство!

    У доктора Силивончик — более чем 40–летний послужной список, но она до сих пор вспоминает свои первые шаги в 1–й Советской больнице в Борисове и на станции скорой помощи. Именно там под руководством лучших врачей интерны набирались бесценного опыта. Наталья Николаевна уверена, что большую роль играет именно среда:

    — Коллектив, атмосфера, преданность профессии, сильные традиции и высокие требования — это все может сделать из тебя профессионала своего дела. Приобретенные в университете знания, опыт и старший коллега рядом, с которым можно посоветоваться в любой момент, — это три главные составляющие нашей работы.

    Ольга САВИЦКАЯ.

    Дмитрий Чеснов: врачевание с любовью


    В кармане у победителя в номинации «Врач–педиатр» заведующего отделением 3–й детской клинической больницы Минска, врача–педиатра высшей категории Дмитрия Чеснова всегда есть конфеты. А вообще, ему известны тысяча и один способ, как успокоить детский плач и образумить сильно нервничающих родителей, поэтому многие посетители приемного отделения больницы готовы ждать часами, только чтобы ребенка осмотрел именно доктор Чеснов.

     Сколько жизней спас этот удивительный человек? Да всех и не вспомнишь, говорит Дмитрий Михайлович, ведь в самом начале карьеры целых пять лет работал в реанимации. Сегодня очень многие из спасенных ребят уже сами — родители... К слову, в этом году у детского доктора солидный профессиональный юбилей: ровно 35 лет врачебной деятельности, которая стартовала раз и навсегда именно здесь, в 3–й детской клинике. А вдохновила на этот путь Дмитрия Чеснова мама, она тоже всю жизнь лечила деток, так что уже с юных лет он имел некоторые навыки практической медицины, которые с удовольствием применял в деле. Впрочем, о медицине в семье Чесновых всегда было и есть с кем поговорить: одна тетя — хирург, вторая — эпидемиолог, брат — кардиохирург, племянница — хирург, дочь — педиатр...

    О людях, которые сыграли решающую роль в его профессиональном становлении, Дмитрий Михайлович готов рассказывать часами:

    — Мне очень повезло с учителями. Того педиатра, которым я сейчас являюсь, из меня слепили профессор Иван Нестерович Усов и доцент кафедры педиатрии Зинаида Антоновна Станкевич. Они научили меня правильному отношению к ребенку, умению подстраиваться и находить контакт с малышом любого возраста и характера. Здесь очень важно с ним подружиться. Но на это, как правило, очень мало времени... С младенцами дружбу особо–то не заведешь, поэтому пришлось научиться понимать их по крику, по выражению лица или цвету кожи. Помню, как много времени мои учителя уделяли занятиям у постели пациента, где очень важно видеть, анализировать, думать и принимать решения.

     Вообще, Дмитрий Чеснов считает, что с маленькими пациентами ему по жизни везет. Потому что во многих случаях ему удается им не только помочь в конкретной ситуации, но даже улучшить дальнейшее качество их жизни в целом. Конечно, особенно запоминаются те случаи, когда за ребенка пришлось буквально сражаться.

    — Помню, привезли мальчишку лет семи в состоянии гипогликемической комы. Очень низкий уровень глюкозы, нарушена работа всех органов и систем. Меня тогда коллеги на работу из дому вызвали. Я приехал и очень быстро понял, что стандартные подходы, увы, не дают эффекта. Пришлось рискнуть... Я вводил ребенку в вену лекарство и мысленно молился. И вдруг мальчуган открывает глаза... Не передать, какое это было счастье! И тут же спрашиваю: «Ну–ка скажи мне, кто я?» А в ответ: «Дмитрий Михайлович...» Да, мальчик меня знал, так как до этого случая мы долго воевали с его сахарным диабетом. А в кому он впал после того, как дома родители по ошибке ввели ему слишком большую дозу инсулина.

     Те, кто хотя бы однажды встречал Дмитрия Чеснова, уже никогда его не забывают. Потому что на работу этот доктор приходит только с любовью к своим пациентам и только в хорошем настроении. А планы на будущее у Дмитрия Михайловича вполне конкретные и прозаические: совершенствовать работу и еще больше заниматься наставничеством.

     

    Марина ЗУБОВИЧ.

    Наталья Цапаева: поделись своими знаниями


    Профессор кафедры кардиологии и внутренних болезней БГМУ, врач высшей категории с 46–летним стажем Наталья Цапаева, признанная лучшим в стране врачом–терапевтом, передала любовь к профессии своей дочке и уже не одной сотне студентов медуниверситета. Признается, что в какой–то момент желание поделиться знаниями и опытом стало настолько сильным, что не могла не пойти преподавать:

     — Со студентами работать очень увлекательно! Они все разные, интересные, с ними хочется делиться всем, что знаешь, есть желание так много рассказать. У меня в жизни были потрясающие учителя, теперь и я делюсь своими знаниями.

     Один из таких учителей когда–то втянул еще молодого интерна и начинающего анестезиолога–реаниматолога Наталью Цапаеву в профессию кардиолога. Это наш легендарный академик Георгий Иванович Сидоренко, о котором с любовью вспоминают все коллеги и друзья. Он буквально заражал своих интернов энтузиазмом и преданностью делу, научил держать ответ за все, что ты делаешь или не делаешь. Теперь черед Натальи Леонидовны передавать искусство врача своим ученикам. Ведь студент должен понимать: как только закроется последняя страница учебника, ты выйдешь из университета и останешься один на один с чистым листком назначения.

    — Я плохо помню своего первого пациента, потому что наркоз давала в качестве помощника, но навсегда врезался в память мой первый лист назначения этому больному, — вспоминает Наталья Цапаева. — Сидела и понимала: от того, что ты сейчас напишешь, зависят жизнь и здоровье человека.

     Она считает: мало быть просто хорошим врачом — профессионализм должен обязательно совмещаться с умением сопереживать. Ведь если уже только после одного разговора с доктором пациенту становится чуть лучше — это ли не маленькая победа? И, конечно же, всегда надо быть готовым ко всему. Сколько жизней в стационере и просто случайных прохожих удалось спасти Наталье Цапаевой, оказавшейся в нужном месте и в нужное время, — не скажет даже она сама. Один случай произошел на Комаровском рынке: они с мужем Вадимом Георгиевичем (кстати, тоже уважаемым кардиологом) увидели, как мужчине стало плохо. Повезло, что рядом оказалось два реаниматолога.

    — Быть всегда начеку непросто, — вспоминает еще одну историю из жизни доктор Цапаева. — Хорошо врезался в память случай, когда мне сразу после окончания интернатуры пришлось интубировать отдыхающего на пляже. Это был очень трудный момент — встать и пойти, когда на тебя с надеждой смотрят все вокруг...

     Семья Натальи Цапаевой — это тоже люди, бесконечно влюбленные в свое дело. Врачи и муж, и дочка, и зять — рентгенэндоваскулярный хирург с золотыми руками. Когда на семейных праздниках собирается такой «консилиум», неудивительно, что и еще маленькие внуки Натальи Леонидовны начинают живо всем интересоваться. Кто знает, может, продолжится семейная династия?

     

    Ольга САВИЦКАЯ.

    Светлана Нагибович: чудеса каждый день


    Заместитель директора по акушерству и гинекологии РНПЦ «Мать и дитя» Светлана Нагибович в профессии уже более 25 лет. Начинала интерном во 2–м минском роддоме и уходила с должности заведующей отделением патологии беременности на 60 коек в известную на всю страну «семерку», ставшую позже РНПЦ, где под наблюдением специалистов даже в самых сложных ситуациях женщины получают шанс родить здорового ребенка. И за последние 5 лет, с гордостью отмечает Светлана Юрьевна, победитель в номинации «Лучший акушер–гинеколог», ни один малыш не погиб в материнской утробе. Конечно, это заслуга целой команды врачей, для которых, по сути, нет ничего невозможного.

    — Конечно, пациентки у нас непростые, оттого и чудеса в нашем центре случаются практически каждый день. Представьте, наблюдали женщину с дилатационной кардиомиопатией, — в таких случаях, по словам Светланы Юрьевны, развивается тяжелая сердечная недостаточность, велика угроза жизни, беременность же лишь осложняет ситуацию. — Могли ли мы еще 5 — 10 лет назад вообразить, что в будущем не станем выбирать, кому сохранять жизнь при таких патологиях — матери или ребенку? Нет. Но вот оно, завтра: нам удалось пролонгировать беременность до 30 недель, выходить крошечного ребенка, родившегося весом полтора килограмма, а через два месяца кардиохирурги пересадили маме сердце. То, что когда–то считалось чем–то из области фантастики, сегодня — реальность! Скажу больше: мы с коллегами делаем ставку на эндоскопические операции в акушерстве и гинекологии. На базе нашего центра при участии специалистов из РНПЦ детской хирургии в скором времени будем оперировать малышей внутриутробно. Сейчас при иммунных водянках, сенсибилизациях мы уже делаем детям внутриутробное переливание крови. Случается, при многоплодной беременности один ребенок «сбрасывает» свой кровоток другому и не растет вообще, другой же настолько переполнен кровью, что просто не может нормально развиваться. Мы научились уравновешивать кровотоки двух плодов, чтобы оба малыша развивались нормально.

    Даже в сложнейших случаях, когда одна плацента, один плодный мешок, и двойне тесно, негде развернуться, и дети в пуповине друг друга, словно в клубке, врачи могут помочь. Случается, приходится идти и на радикальные меры... Да, доктор Нагибович не скрывает: по–прежнему самое трудное для нее, несмотря на внушительный опыт, — принять решение:

    — Хочется, чтобы пациенты полагались на мнение специалистов. Это очень важно. Увы, сегодня недоверия к врачам много. Нужно понимать: человек, который всецело отдается профессии и развивается в ней, тоже может оступиться — мы же не боги... Но делаем все возможное, чтобы помочь. Иначе зачем быть врачом? Изо дня в день мы рядом с теми, кто в нас нуждается. Я часто вспоминаю, как заканчивалась моя рабочая неделя в «двойке»: закрывалась в кабинете и громко рыдала. И от радости, что удалось кому–то помочь, и от морального истощения.

    Первыми с победой в конкурсе «Врач года» Светлану Нагибович поздравили ее дочери. Сегодня она старается каждую свободную минуту проводить с ними, ведь в юности очень много училась и работала, не могла посвящать семье так много времени, как хотелось бы. Спешила к своим маленьким пациентам и их мамам...

     

    Инна КАБЫШЕВА.

    Олег Голдыцкий: «Делать лучше других»


    Олег Сергеевич Голдыцкий, ставший победителем конкурса в номинации «Врач–хирург», признается, что это событие стало для него большой неожиданностью. Специальность–то специфическая — уролог, о визитах к таким докторам стараются не распространяться:

    — Хотя не скрою: очень приятно, что заметили и так высоко оценили...

    В 1985 году Олег Голдыцкий окончил Витебский государственный медицинский институт, начинал в профессии в Полоцкой центральной районной больнице, а с 1989 года работает в областной, где уже почти 20 лет заведует урологическим отделением. Сегодня во многом благодаря именно этому доктору жителям Витебского региона практически нет необходимости ехать в столицу, чтобы получить в такой деликатной сфере полноценную медицинскую помощь. Хотя Олег Голдыцкий уверяет, что в медицину пришел совершенно случайно, а собственно в урологии оказался чудом:

    — По окончании 4–го курса пришло время определиться со специализацией. «Куда угодно, только не в урологию!» — помню, заявлял всем друзьям и знакомым. А что вы удивляетесь? Представляете урологию тех, советских, времен у нас в Витебске? Старинное весьма суровое здание по типу каземата с узкими крутыми лестницами, где раньше, кажется, был женский монастырь, по 16 человек в палате, полное отсутствие инструментария... Ну откуда могло появиться желание там работать? Поэтому когда в Полоцкой больнице заведующий урологией, ныне покойный Владимир Примак, начал меня, так сказать, вербовать на работу, я был категорически против. Юность же всегда амбициозна...

    И все–таки после долгих уговоров — врачей–урологов региону тогда катастрофически не хватало — Олег Сергеевич согласился. И с тех пор ни разу не пожалел! Своим первым учителем считает весь коллектив отделения урологии Витебской областной больницы советского периода. А самым главным — главврача Валерия Борисовича Некрасова, который однажды сказал так: «Если ничего нового не искать, то никогда ничего нового и не будет». Именно эта фраза и стала девизом для Олега Голдыцкого:

    — Про то, как мы с Валерием Борисовичем добывали первую уникальную пушку для дистанционного дробления камней в почках, можно было бы снять отдельный фильм, причем с элементами комедии. Аналогичная пушка, кстати, на тот момент была только в Боровлянах...

    Сегодня же в урологическом отделении Витебской областной больницы выполняются все основные виды диагностики и лечения урологических заболеваний, в том числе и дробление камней самыми современными методами, малоинвазивные хирургические вмешательства. В одной операционной для пациентов одновременно работают и рентген, и УЗИ, и лазер, и эндоскопия... Такими возможностями, говорит Олег Сергеевич, могут похвастаться далеко не везде в нашей стране.

    Какие планы и задачи на будущее? Позиция хирурга года — не отставать, стремиться внедрять все новое и лучшее:

    — И очень хочется вырастить достойную смену, хотя считается, что в нашем деле из хороших учеников получаются не помощники, а конкуренты. Что ж, ничего плохого в том не вижу. Поэтому на молодых медиков смотрю с искренним любованием и надеждой.

    А как стать лучшим в своем деле? На этот вопрос Олег Сергеевич отвечает так: «Уметь делать все, что делают все, при этом стараться делать это лучше других. Но в идеале неплохо бы научиться делать что–то такое, чего не делает никто».

     

    Марина ЗУБОВИЧ.

    Фото: БелТА

    Автор: Ольга САВИЦКАЯ, Марина ЗУБОВИЧ, Инна КАБЫШЕВАСБ. Беларусь сегодня

Комментарии (0)