20 Апреля, 2024 Суббота

Каким быть мемориалу в память о заживо сожжённых?

  • 23 июня 2017 Общество Русский 0

    26 июня наш район отмечает 73-ю годовщину освобождения от гитлеровской оккупации. В эти дни мы вспоминаем не только победное шествие Советской Армии и героические страницы операции «Багратион», но и трагические события того времени. Одно из них – гибель небольшой деревушки Ола, повторившей судьбу Хатыни.

    В Оле, которая находилась недалеко от границы Жлобинского и нынешнего Светлогорского районов, были заживо сожжены сотни мирных жителей, в том числе и наших земляков. На месте трагедии в память о жертвах установлен поклонный крест и камень. Общественность Светлогорского района, на территории которого находится это скорбное место, выступила с идеей создать там мемориал, чтобы те страшные события никогда не стёрлись из людской памяти. В состав оргкомитета вошли и представители Жлобинщины. Инициатор общественного движения, известный светлогорский поэт и журналист, автор поэмы «Ола», опубликованной в нашей газете 7 апреля этого года, Изяслав Котляров дал интервью «Новаму дню».

    ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА

    Котляров Изяслав Григорьевич – почётный гражданин города Светлогорска. Член Союза журналистов СССР с 1965 года, член Союза писателей Беларуси и Союза российских писателей. Автор 30 книг поэзии. Один из инициаторов и создателей городской картинной галереи «Традиция» имени Германа Прянишникова, с 1992 по 2008 год – её руководитель. Инициатор создания памятника Роману Шатиле – основателю Шатилок (деревни, на месте которой вырос молодой город Светлогорск), а также совместно с помощником Президента РБ Александром Якобсоном – монумента в честь операции «Багратион». Награждён нагрудным знаком Министерства культуры «За личный вклад в развитие культуры Беларуси» и другими наградами.

      — Изяслав Григорьевич, в своей поэме Вы с документальной точностью воспроизвели события, произошедшие в Оле. Много ли там погибло жлобинчан?

    – О том, что произошло в деревне Ола 14 января 1944 года, известно уже немало. Даже среди 5545 сожжённых фашистами деревень (186 из них сожжено с жителями и не возродилось) эта отличается своей особой жертвенностью. Ведь в одночасье было уничтожено 1758 мирных жителей, среди которых – 950 детей. Это 12 Хатыней! Напомню, что в самой Хатыни насчитывалось 26 дворов, погибло 149 человек, 75 из которых – дети.

    Так случилось, что именно в Олу – маленькую деревушку, окружённую лесами и болотами, в которой и было-то всего 34 двора, в ожидании наступающей Советской Армии собрались сельчане из соседних деревень. Были среди них и жители семи деревень Жлобинщины: Мормаль, Дуброва, Залесье, Восход, Братки, Красновка и Коротковичи. Известно, например, что исчезли в огне и под автоматными очередями жизни 70 коротковичских семей.

    – Как родилась идея создания мемориала? И кто авторы его проекта?

    – Память об этой трагедии давно ждала мемориального воплощения. В своей публикации в «СБ. Беларусь сегодня» 25 ноября 2014 года я писал: «Ола – самая трагическая деревня Беларуси. Сгоревших судеб здесь около 2 тысяч, пока безымянных. И если не всех, то многих ещё можно назвать и увековечить хотя бы упоминанием. А принявшая мужественное решение сгореть в своём доме Аксинья Тимофеевна Курлович заслуживает отдельного памятника, не меньше, чем Иосиф Каминский в Хатыни…».

    Санкт-петербургская художница Марина Быкова, которая окончила Академию художеств и аспирантуру при ней, а затем факультет истории искусств Европейского университета и уже 15 лет сотрудничает с картинной галереей Светлогорска, смогла воплотить моё видение будущего мемориала в своём авторском проекте. Объёмное изображение ему придал санкт-петербургский дизайнер архитектурной среды, мой однофамилец, Ян Котляров при финансовой поддержке Максима Быкова.

    – Что будет представлять собой мемориальный комплекс в реальном воплощении?

    – Под взглядом с высоты он обретает очертания пространственного дома шириной 28 метров, длиной – 72, который расположен в яблоневой аллее. Это краснолистные, ярко-алого или бордового цветения декоративные деревья, напоминающие об огненной трагедии в любую пору года. Между прочим, по удивительному совпадению оказалось, что один из сортов таких яблонь называется «Ола». А начинается проект с обелиска, который вписывается в общее композиционное построение. Делит весь комплекс надвое дорога 4-метровой ширины. По обе её стороны расположены символические фундаменты сгоревших хат, далее – площадки со скульптурными композициями из почти 2-метрового природного камня и тонированного бетона, с вкраплениями красного и чёрного стекла. В этих воплощениях можно будет увидеть, как в распахнутые ворота са- рая идут толпой обречённые на смерть сельчане, как в огне женщины заслоняют своих детей, а старики – женщин. Найдут своё символическое воплощение груды сожжённых тел…

    Завершить композицию мемориала планируется 6-метровым дубовым поклонным крестом, над ним – часовнеобразный свод на 4 опорах. Под сводом на цепях подвешен лёгкий колокол, внутри которого – небольшой медный или чугунный. Даже при слабом дуновении ветра лёгкий колокол будет, колеблясь, касаться медного. При этом возникнет мелодичный звон – продолжительный и печальный. А при сильном ветре он зазвучит, как набат…

    – Но чтобы воплотить столь серьёзный замысел, потребуются и серьёзные финансовые средства…

    – Осуществить этот проект, конечно же, непросто. Все согласились, что наиболее доступным и экономически оправданным способом воплощения должен стать тематический пленэр скульпторов. Поработать на нём уже дали своё согласие минские скульпторы Эдуард Астафьев, Сергей Возисов и Артём Медведев, гомельские – Валерий Козловский и Михаил Забиран, могилевчанин Корней Алексеев, светлогорцы Виктор Смоляр и Александр Камардин. Все они профессионалы, члены Союза художников Беларуси.

    В организационный комитет по возведению мемориала дали согласие войти представители не только Светлогорского, но и Жлобинского районов: заместитель председателя райисполкома Виктор Алексеевич Костейков, член Совета Рес- публики Национального собрания Беларуси, главный редактор газеты «Новы дзень» Галина Владимировна Мельникова, председатель районной организации Белорусского общественного объединения ветеранов Пётр Филиппович Шутов. На их содействие мы очень надеемся.

    – Вы считаете воплощение этого проекта актуальным именно сегодня?

    – Время не ждёт. Мемориал, посвящённый мирным людям, принявшим мученическую смерть, необходим именно теперь, когда идут ожесточённые войны, когда почти каждый день совершаются террористические акты, когда всё чаще пытаются выхолостить нашу память, исказить историю и даже преступно оправдать фашизм. Усилиями общественности мы смогли возвести в Светлогорске мемориальный комплекс, посвящённый легендарной операции «Багратион». Я верю и надеюсь, что сумеем увековечить мемориалом и память о трагедии в деревне Ола.

    На снимке: один из вариантов эскизного проекта мемориала.

    Вопросы задавала Людмила ОРЁЛ.

    Напоминаем реквизиты благотворительного счёта, открытого в ЦБУ № 322 филиала № 312 ОАО «АСБ Беларусбанк» в г. Светлогорске (Государственному предприятию «УКС Светлогорского района» (УНП 490177288): № 3132041610067 (счёт в формате IBAN: BY73AKBB31320416100673200000), УНП Банка 400230362, БИК 151501673. Назначение платежа: «Благотворительные пожертвования на создание и обслуживание мемориального комплекса «Ола».

    Источник: ndsmi.by

    Автор: Людмила ОРЁЛНовы дзень

Комментарии (0)