14 Декабря, 2017 Четверг

Киберспорт: развлечение или большие деньги?

  • 07 декабря 2017 Общество Русский 0

    Компьютерный спорт семимильными шагами идет по планете, конечно, не обходя стороной и Беларусь. На Всемирном фестивале молодежи в Сочи вице-президент компании Wargaming Андрей Яранцев заявил, что киберспорт будет представлен в качестве демонстрационного вида на Европейских играх 2019 года в Минске.

    За компьютеры

    Мне, человеку далекому от компьютерных игр, всегда казалось, что подобные соревнования — это несерьезно. Но киберспорт сегодня — сотни арен, миллионы игроков, виртуальные реки крови и горы гильз. И хотя киберспортсменов назвать спортсменами в классическом понимании слова сложно, я убедилась, что у этого вида есть будущее.

    Откуда пришел?

    История киберспорта начинается с 1997 года, когда в США появилась первая лига киберспортсменов — Cyberathlete Professional League. Именно тогда один человек получил возможность соревноваться с другим в компьютерной игре. В 2001-м Россия стала первой страной, включившей компьютерный спорт в список официальных видов спорта. Появилась возможность проведения чемпионата страны, появления разрядов и званий по компьютерному спорту.

    Сейчас состязания проводятся по всему миру. Аналогом Олимпийских игр был международный турнир World Cyber Games, который проводился с 2000 по 2013 год. К слову, в Сети появилась информация, что эти соревнования планируется возродить в апреле 2018 года. Посмотрим.

    Интересно, что разыгрываемые призовые фонды могут достигать нескольких миллионов долларов. К примеру, турнир The International несколько раз бил рекорды по выплатам.

    В 2016-м было разыграно 20,77 миллиона долларов, а в 2017 году — уже около 25 миллионов.

    Современные чемпионаты по компьютерным играм ничем не отличаются от крупных футбольных и хоккейных турниров. Игры транслируются в прямом эфире в интернете, собирая многомиллионную аудиторию. Например, за финалом The International в 2015-м наблюдало более 4,6 миллиона зрителей. В Южной Корее из-за большого числа зрителей подобные соревнования проводят на стадионах.

    Популярность и перспективность этого направления привлекают огромные капиталы. Разработчики тратят внушительные суммы на организацию чемпионатов. Перспективные команды легко обзаводятся спонсорами, выбирают себе менеджеров. В штате есть и психолог, который следит, чтобы внутри коллектива был комфортный климат. Именно рабочий, ведь киберспорт можно считать полноценным бизнесом. Впрочем, о коммерческой составляющей киберспорта в Беларуси говорить пока рано.

    Встретимся на Олимпиаде?

    В октябре этого года в Лозанне прошел саммит, на котором Международный олимпийский комитет обсудил включение компьютерного спорта в список олимпийских дисциплин. Члены собрания согласились, что киберспорт показывает отличные темпы роста во многих странах мира. Более того, подготовка к соревнованиям у киберспортсменов занимает столько же времени и усилий, сколько у атлетов в традиционных видах.

    Однако для включения в реестр олимпийских видов спорта киберспорт должен полностью соответствовать олимпийским ценностям. А еще нужна организация, которая будет контролировать выполнение правил МОК: отсутствие допинга, договорных матчей и других манипуляций.

    Вот ты какой

    Всегда думала, что киберспорт доступнее и проще обычного спорта. Здесь не нужно отдавать ребенка в секцию в пять лет, чтобы к 17 годам он стал Месси или Роналду. Здесь все просто: парень сидит дома, играет в компьютерные игры, нарабатывая мастерство, и со временем становится профессиональным киберспортсменом. Однако это не совсем так.

    — Профессиональные киберспортсмены чередуют тренировки за компьютером, психологическую работу над собой и физические нагрузки, — отметил руководитель гомельского киберспортивного проекта PLATOON Артур Калиновский.

    Есть в киберспорте огромный плюс даже для скептически настроенных наблюдателей: люди с ограниченными возможностями здесь ничем не отличаются от остальных. Интернет снимает физические ограничения и позволяет на равных соперничать с другими игроками.

    Одно из основных требований к киберспортивной игре — преобладание мастерства над элементом удачи. Случай не должен определять исход, важны персональные и командные навыки. Обычно разработчики изначально решают, будет ли их игра спортивной или исключительно развлекательной.

    Киберспорт с белорусским акцентом

    В январе этого года Министерство юстиции Беларуси зарегистрировало республиканское общественное объединение «Белорусская федерация киберспорта». Федерация создана, однако видом спорта это направление у нас не признано.

    Тем не менее, организация планирует провести тур по регионам Беларуси с открытием игровых зон в каждом крупном городе. Инициативные группы займутся поиском самородков.

    В конце ноября в Минске прошел масштабный киберспортивный турнир FCDB CUP’17. В течение двух дней на площадке Falcon Club сражались 8 команд в дисциплине Counter Strike: Global Offensive и 16 киберфутболистов FIFA 18. Они разыграли чемпион­ские титулы и призовой фонд в размере 50 000 долларов. Белорусские кибер­спортсмены заняли второе и третье места. Подобный турнир, организаторами которого стали Белорусская федерация киберспорта и отдел развития киберспорта ФК «Динамо-Брест», в нашей стране проводился впервые.

    Инициатива BYcybergame

    3 декабря в Гомеле прошел итоговый турнир по карточной онлайн-игре Hearthstone, на котором 16 сильнейших игроков области встретились у экранов мониторов, чтобы сразиться за звание лучшего. Мероприятие организовали ребята из проекта по развитию компьютерного спорта в Гомельском регионе BYcybergame.

    Поразили дружеская атмосфера встречи и витавший в воздухе дух соревнований. Начитавшись про зрелищность, я решила подойти к участникам турнира и посмотреть на ход игры. Конечно, шоу я там не увидела. Однако организаторы позаботились о гостях мероприятия и предложили им сыграть в настольные игры, а также стать участником мини-турнира по Ultimate Mortal Kombat 3. Правда, подержать джойстик в руках я так и не решилась, а вот на карточные фокусы посмотрела с удовольствием.

    — Подобные турниры привлекают внимание молодежи, которая привыкла сидеть дома за компьютером. Мы собираем их в одном месте, они общаются, знакомятся, задают вопросы. Это как минимум выход из зоны комфорта, — рассказал руководитель проекта BYcybergame Артем Швец.

    К слову, проект совсем молодой. Днем рождения считают первые киберспортивные соревнования, которые прошли в начале сентября 2016 года. За титул лучшего киберспортсмена Гомеля по «Fifa16» тогда боролись сорок ребят, около двухсот человек пришли поболеть за друзей и знакомых, просто понаблюдать за играми. Собрать единомышленников оказалось несложно. А это значит, что интерес к киберспорту в нашем регионе есть. Так и сформировался совет BYcybergame.

    Дружный взвод

    В 2017 году после восьмилетнего перерыва возродился гомельский кибер­спортивный проект PLATOON. У этой организации долгая история. Создатель и руководитель проекта Артур Калиновский рассказал, что во время учебы в Полоцке с друзьями впервые попробовал играть в CS. Тогда ребята соревновались только между собой. Постепенно объединились в команду CO-6 и поехали в Минск, чтобы сразиться с такими же любителями. В финале выиграли у минчан. Со временем начали проводить компьютерные турниры в Полоцке.

    После окончания вуза Артур вернулся в Гомель, а накануне нового 2006 года появился компьютерный клуб PLATOON. Для многих ребят это место стало вторым домом. Они проводили там много времени, играли, тренировались. Уже в 2007-м команда PLATOON стала чемпионом Беларуси, выиграв кубок Tibo. Однако через два года, когда в стране наступил кризис, клуб пришлось закрыть.

    К слову, platoon в переводе с английского означает «взвод». Именно таким дружным взводом в начале лета ребята объявили о своем возвращении. На вопрос зачем, Артур отвечает так: «Проект возродился для того, чтобы среди огромного количества любителей компьютерных игр найти тех, кто сможет представить нашу страну на международной арене».

    Ударим по танкам

    Невозможно писать о том, что сам не попробовал. Поэтому решила сыграть в легендарную World of Tanks. Выбор пал на эту игру неслучайно: только она установлена на домашнем компьютере. Определившись с техникой, я стала частью команды.

    Больше всего боялась, что в чате игры ребята начнут меня ругать, потому что навыками вождения виртуального танка похвастаться не могу. В общем, кое-как я добралась до условной цели, увидела танки своих товарищей и даже успела выстрелить пару раз, но меня убили. Честно признаюсь, была рада этому, потому что все пять минут игры очень нервничала. Ничего не получалось. Дополнительно напрягало, что играла в команде и своей неопытностью подводила других.

    В очередной раз убедилась, что компьютерные игры — забава не для меня. Однако как бы мы ни относились к киберспорту, его признание как официальной спортивной дисциплины — явление неизбежное, потому что развитие интернета, популярность компьютерных игр и стремление человека к соперничеству никто не отменял.

    Автор: Кристина ВоронаГомельская праўда
    Теги: 
    • {Нет тегов}

Комментарии (0)