27 Апреля, 2024 Суббота

Кандидат исторических наук, доцент Дмитрий Хромченко: "Каждый человек должен знать историю своего рода"

  • 11 декабря 2017 Общество Русский 0

    История является не только одной из двух тысяч существующих наук, но и находится в числе наиболее древних. Она уникальна многим. И тем, что тесно связана со всеми другими науками.

    И тем, что, как никакая другая, глубоко и детально анализирует всю совокупность явлений общественной жизни – культуру, экономику, политику и так далее и их взаимосвязи. И тем, что любая наука обязательно включает в себя исторический раздел. И тем, что ни одна другая наука не несет в себе такого мощного накопительного воспитательного пласта. Все это говорит о том, насколько велико значение исторических знаний в развитии общества и личности.

    – Еще в старину даже на обыденном уровне прививали уважение к прошлому, – говорит кандидат исторических наук, доцент Белорусского национального технического университета Дмитрий Хромченко. – В каждом деревенском доме за иконой хранили поминальник. Там все имена и фамилии, фактически, родословная, история своего рода. Каждый должен знать историю своего рода – и в смысле своей семьи, и в общенациональном смысле. Я своим студентам всегда говорю так: сейчас у нас открытое общество, открытая экономика, вы будете посещать разные страны. Знания своей истории могут значительно повысить, а незнание – существенно понизить ваш рейтинг. Исторические знания имеют большое значение для общеобразовательной и мировоззренческой подготовки современных специалистов, и это нельзя недооценивать. А вот слабость исторического сознания делает людей и общество уязвимыми.

    Дмитрий Николаевич Хромченко – более 30 лет в науке и в высшей школе. По своей профессиональной лестнице он шел уверенно и с энтузиазмом. Начиналось все с комсомольских и партийных ступеней.

    – Я полешук, а по жизни меня повела юношеская романтика, – улыбаясь, рассказывает он. – Истфак  пединститута, служба в элитных ракетных войсках. Из армии демобилизовался в декабре – в школах все уже занято. Вот и пошел по комсомольской стезе. Начинал в Молодечненском райкоме комсомола, работал с энтузиазмом, мне нравилось. Помню, тогда начали создавать трудовые отряды старшеклассников. И я с ходу включился, организовал, даже в газете об этом напечатали. То есть, сумел зарекомендовать себя.

    Затем в обкоме комсомола ему предложили несколько районов на выбор.

     – А для меня главными критериями было то, есть ли в районе лес и речка, – с хитринкой в глазах продолжает Дмитрий Николаевич. – Признаюсь, Крупский оставил на самую последнюю очередь и поехал лишь для очистки совести. Не без приключений и первых впечатлений добрался до райцентра. Смотрю – так тут же прилично. Вышел на мостик, как глянул туда-сюда – лес кругом, речка. Все, было решено, остаюсь!

    Шутки шутками, а такой он всегда – человек вдумчивый, серьезный, пунктуальный, но с доброй долей здорового юмора и оптимизма. Так и остался, и уже сейчас никто и не скажет, что он родом не с Крупщины. Его присутствие в районе ощущается всегда, хотя после райкомов комсомола и партии целых 30 лет проработал в ставшем родным вузе – БПИ-БГПА-БНТУ.

    – Нас часто отправляли на комсомольские курсы на месяц. Народ развлекаться, а я в библиотеку и архив. Была у меня такая тяга, – рассказывает Дмитрий Николаевич. – Тогда я заочно поступил в аспирантуру БГУ. Все отпуска, все выходные сидел над диссертацией. К отпускным давали еще какую-то копейку. Так я, чтобы сильно не ущемлять семью, говорил – это честно мои, их пускал на поездки, командировки, книги. Сначала разрабатывал тему о партизанском движении в Крупском районе. Целую серию материалов напечатали в районной газете. Потом решил ее расширить и взять партизанское движение в Борисовско-Бегомльской зоне. И уже почти год работал над этим. Пока случайно не обнаружил, что такую же тему разрабатывает и уже завершает один человек в Академии наук. Что ж, надо менять направление. А поскольку я уже вжился в комсомол, в молодежное движение, то взял тему «Патриотическое воспитание молодежи в предвоенные годы». Написал, защитил.

    Дмитрий Николаевич говорит, что в Белорусский политехнический институт попал случайно. С тех пор и трудится с преданностью исторической науке и вузу, которому отдал 30 лет кропотливого труда, на кафедре «История, мировая и отечественная культура».

    Исторические знания имеют большое значение для подготовки современных специалистов – на это нацелена вся деятельность кандидата исторических наук, доцента Дмитрия Хромченко. Историк и педагог – двойная ответственность. Он непосредственно работает с молодежью, и здесь велика его роль не только как профессионала, но и как личности. В учебной аудитории  он – центральная фигура, от которой зависит, что узнают и как прочувствуют это студенты, смогут ли знания целостной системой закрепиться в сознании юношей и девушек. Главный принцип профессиональной ответственности историка – объективность. Его излюбленный методический подход – дискуссия, когда можно обсудить проблемные моменты, включить студентов в диалог. Хотя сделать это очень непросто.

    – Я не даю темы под диктовку, – делится он. – Если надиктовывать, то чем тогда мы отличаемся от университетов 12 столетия? Представьте, книги дорогие, под замком в сундуке. Приходит преподаватель, открывает замок, достает книгу, кладет на кафедру, начинает читать, а студенты хором повторять. Оттуда и пошло – читать лекцию. Я стараюсь, чтобы студенты включались, были активными участниками разговора, а не пассивными слушателями.

    Дмитрий Николаевич не ограничивается аудиторией. С легкой руки преподавателя студенты стали постоянными посетителями Национального художественного музея Беларуси, он всегда знает, когда наиболее интересные экспозиции, и даже когда дешевле или бесплатный вход, а для студента это тоже немаловажно. Идти к предмету через живой интерес – профессиональное кредо историка-педагога.  

    Объемы проработанного, систематизированного и адаптированного Дмитрием Хромченко материала для разных аудиторий просто поражают. Всего в его библиографии больше 100 научных работ, 40 публикаций за последние 5 лет. Из 10 учебников и учебных пособий, которые вышли в последнее время, 8 – электронные издания. Современный формат дает ряд преимуществ – он не ограничен по размерам и позволяет разместить богатый документальный и иллюстративный материал. И если книга издается в бумажном исполнении, то обязательно есть ее электронный, более подробный вариант. Это очень удобно и позволяет снабдить студентов разносторонней интересной информацией. Ребята активно пользуются библиотекой электронных изданий университета.

    Круг научных предпочтений Дмитрия Хромченко достаточно широк, но больше всего его волнует патриотическая тематика. Убеждение ученого – история призвана воспитывать патриотов!

    Сейчас Дмитрий Николаевич преподает основной курс «История Беларуси» и спецкурсы «История мировой культуры», «Великая Отечественная война». Причем, по материалам, собранным и систематизированным им самим и в соавторстве с коллегами. К примеру, «Гісторыя Беларусі ў кантэксце сусветнай цывілізацыі», «С верой в Победу. Беларусь в Великой Отечественной войне. 100 вопросов и ответов». Интересно, что последняя была настолько востребована, что переиздавалась дважды. Главный упор авторы сделали на то, чтобы показать, что героизм людей на фронтах Великой Отечественной войны – это не только достояние истории, это мощный источник для вдохновения тех, кто сегодня живет в нашей стране. 

    Глобальный труд – учебно-методический комплекс по интегрированному модулю «История мировой культуры» для студентов всех специальностей – подготовлен авторским коллективом для печати и в электронном варианте. Книга «БПИ — БГПА — БНТУ: факты, события, люди» посвящена 90-летию Белорусского национального технического университета. Буквально недавно закончена монография «Деятельность общественных организаций по оборонно-массовой работе период с конца 20-х годов и до начала Великой Отечественной войны» и так далее. 

    Дмитрий Николаевич постоянно держит руку на историческом пульсе Крупщины, ставшей для него родной. Он – составитель книг «Память» и «Память. Они прославили Крупщину». Интереснейший труд – книга «Наша Крупщина», отдельные главы из которой в сокращении мы печатали на страницах нашей газеты. В издательстве «Мастацкая літаратура» вот уже несколько лет лежит еще одно уникальное исследование (около 500 страниц) – книга о поэтах и прозаиках Крупщины. Это очерки и образцы произведений наших талантливых земляков аж с дореволюционных времен. К сожалению, эти книги пока не увидели свет: проблема в финансах. Но замечательно, что они есть в принципе! 

    Мы, журналисты, знаем Дмитрия Николаевича Хромченко давно. Многие его материалы прошли через страницы районки. Часто мы обращаемся к нему с просьбой и проконсультировать, и подобрать тот или иной материал. «Надо «покопаться!» – обычно с хитринкой отвечает он. И обязательно «покопается», и обязательно будет эксклюзив!

    Удивительно, но у него на все хватает времени. И на преподавательскую деятельность, и на написание научных трудов, и на участие в различных конференциях и мероприятиях. Очень  легкий на подъем человек, сразу же откликающийся на любые инициативы и сам их предлагающий.

    И его вклад замечен и отмечен. За высокий профессионализм и активную научную деятельность Дмитрий Николаевич награжден нагрудным знаком Министерства образования Республики Беларусь «Выдатнiк адукацыi». Как одни из лучших участников всенародного конкурса на лучший пояснительный текст, содержащий описание государственных символов, он и его дочь Екатерина, тогда студентка истфака, получили памятный приз из рук Президента Республики Беларусь Александра Григорьевича Лукашенко. В прошлом году награжден Почетной грамотой республиканского комитета по науке и технологиям Беларуси.

    В научном архиве Дмитрия Хромченко – много уникального материала. Ученый постоянно в работе, он востребован. «Это наша история», – говорит Дмитрий Николаевич. Вроде простые слова, но сколько в них глубинного смысла!

    Автор: Марина БородавкоКрупскі веснік

Комментарии (0)