16 Сентября, 2019 Понедельник

Чем лучше и безопаснее покрывать зимой дороги

  • 31 января 2018 Общество Русский 0

    Настоящая зима лишь относительно недавно вступила в законные права. Меньше прочих скучали по снежку и морозцу наверняка автомобилисты, а больше всего работы прибавилось сейчас у дорожников. Ее нюансы, как водится, вновь стали главной темой для владельцев машин. Их мнения и предложения регулярно поступают в «СБ». И если вопрос, почему у нас нет дорог с подогревом, всерьез обсуждать не имеет смысла, то письмо Александра Вилейты из деревни Польница Гродненского района заставляет задуматься: действительно, а почему дорожники столь преданы фактически лишь одному виду из противогололедных средств — старой доброй песчано–соляной смеси? А как же соль в чистом виде?

     К проблеме Александр Вилейта подошел обстоятельно и даже сопроводил свое письмо в редакцию выдержками из технического кодекса ТКП 100–2011 «Порядок организации и проведения работ по зимнему содержанию автомобильных дорог». Это такой свод правил и требований к противогололедным материалам, снегоуборочной технике и самому порядку расчистки дорог. Приводит читатель также некоторые собственные расчеты. Есть у него вопросы и к частоте, с которой посыпают дороги песчано–соляной смесью, точнее, к излишнему рвению в этом плане дорожников:

    — Такая смесь идет в дело, даже если дорожные и погодные условия позволяют использовать химический метод, то есть хлорид натрия в чистом виде. Согласно техническому кодексу, песчано–соляной материал обязателен для применения на дорогах с гравийным покрытием, грунтовых дорогах и дорогах с переходным типом покрытия при наличии уплотненного снега, а также на дорогах с усовершенствованным типом покрытия при температуре воздуха ниже минус 150С. В остальных случаях может широко применяться хлорид натрия. Он лучше и для чистоты дорог, ведь песок их загрязняет, и дешевле: цены на него и соль несравнимы. Кроме того, при химическом методе средний расход хлористого натрия в зависимости от скользкости и температуры воздуха составляет всего около 110 граммов на квадратный метр. При ширине обработки 3 метра и загрузке 20 тонн материала один автомобиль может за один раз обработать более 60 км. При использовании же песчано–соляной смеси — в несколько раз меньше, что приводит к более частым дозагрузкам смесью, а значит, и к дополнительному расходу топлива.

    В действительности посыпают дороги песчано–соляной смесью и при легком минусе, и даже в абсолютно сухое дорожное полотно. Идет себе МАЗ и «пескоструит» встречные и попутные машины — только стекла и фары трещат да краска отскакивает. Ни обогнать, ни разъехаться без ущерба... Недавно ко мне приезжали гости из России — так вот они в пути по нашим дорогам израсходовали более 10 литров стеклоомывающей жидкости! А ведь в соседней Литве уже не пользуются песчано–соляной смесью. И там на дорогах зимой абсолютно чисто, машины разве что слегка покрываются солевым налетом...

    С такой постановкой вопроса абсолютно не согласен генеральный директор РУП «Гродноавтодор» Валерий Венцкович, предприятие которого и обслуживает дороги в местности, где живет Александр Вилейта:

    — С уверенностью скажу, что содержание дорог в нашей стране, в первую очередь магистральных и республиканских, первого уровня, ни в чем не уступает, а где–то даже и лучше, чем у наших соседей. Такую оценку дают многие пользователи, которые часто бывают за границей — скажем, дальнобойщики. У нас работают дорожно–измерительные станции, с которых мы получаем информацию о скорости ветра, влажности, температуре, состоянии покрытия. Также они оснащены видеокамерами, чтобы можно было в режиме реального времени оценить дорожную обстановку, состояние покрытия и наличие осадков. Чтобы еще раз убедиться в эффективности проделанной работы по очистке, ночью наши работники делают так называемые патрульные осмотры дорог. Как правило, выезжая непосредственно на магистральные дороги, и чаще всего идет автомобиль, груженный именно «чистой» технической солью. Она у нас применяется в основном для профилактической обработки, например, если с дорожно–измерительных станций пришло предупреждение по инею. Сама соль хранится в специальных хранилищах — арочных складах, их у нас достаточно.

    Выбор смеси для обработки происходит согласно требованиям действующих технических нормативных актов. К примеру, «чистыми» техническими солями нельзя работать при гололеде — так мы только усугубим ситуацию: соль лишь расплавит верхний слой льда, и поверх него мы получим дополнительный слой воды. Также соль практически не работает при температуре воздуха ниже 15 градусов, гораздо дешевле и эффективнее использовать песчано–соляную смесь. Тогда работает так называемый фрикционный способ — скольжение устраняется за счет повышения сцепления колес с покрытием благодаря песку. Поэтому в песчано–соляной смеси, которая применяется при низких температурах, соли очень мало — буквально 5%, чтобы песок не слеживался. Обычно же пропорция в песчано–соляной смеси выдерживается 1:1, в таком случае работает химико–фракционный способ. Неэффективно обрабатывать «чистой» солью и дороги с низкой интенсивностью движения: снег покрывает ее, и как противогололедный материал она   работает не очень эффективно.

    Вообще, собственно с уборкой снега проблем не возникает. Активно обновляется технический парк, приобретаются МАЗы грузоподъемностью 20 тонн с бункером на 8 кубометров, куда загружается песчано–соляная смесь. На них установлены 2 отвала — передний и боковой, работающие одновременно, и за один проход очищается проезжая часть шириной 5 метров. Обочины во избежание ДТП, как правило, чистятся в дневное время, потому что этим занимаются тихоходные транспортные средства — тракторы, грейдеры — со скоростью 30 км/ч максимум.

    СПРАВКА «СБ»

    По всей стране работает единый телефонный номер диспетчерских служб организаций республиканского дорожного хозяйства — 125. По нему можно не только высказать претензии о состоянии того или иного участка автодороги, но и поделиться своими предложениями по улучшению работы дорожников. Можно это сделать и на сайтах предприятий, где работает форма обратной связи.

    ЦИФРЫ «СБ»

    К зимнему сезону 2017–2018 года организации республиканского дорожного хозяйства заготовили более 330.000 тонн песчано–соляной смеси, около 100.000 тонн чистой соли и 4.000 тонн органоминеральных смесей для ямочного ремонта в зимний период.

     

    Автор: Антон КОСТЮКЕВИЧСБ. Беларусь сегодня
    Теги: 

Комментарии (0)