29 Марта, 2024 Пятница

Натуральные уловки: смотрите в оба

  • 13 февраля 2018 Общество Русский 0

    У приверженцев экологически чистой пищи скоро глаза будут разбегаться. Как минимум пять крупных интернет–магазинов продвигают «натуральные, фермерские и экопродукты от производителей, крестьянских, фермерских и личных подсобных хозяйств». Не говоря о точках стационарных и всевозможных лавках, которые появляются в торговых центрах. Цены, конечно, выше, но продажи идут бойко. Потому что главный тренд здорового питания сегодня — это натуральность. И многие научились мастерски манипулировать приставками био–, эко–, органик–, фермер– и иже с ними, чтобы подвигнуть людей покупать и покупать. Увы, часто это всего лишь очередная уловка из серии гринвошинг. Так называется безосновательное позиционирование своей продукции под модной «зеленой маркой». Здесь легко стать жертвой лукавства, если не самого прямого обмана.

    Био — не bio

    Да, ученые доказали: пища, произведенная без использования химии и с учетом всех экологических норм, укрепляет иммунитет человека, помогая сохранить красоту и здоровье. В органических овощах и фруктах на 27% больше витамина С, на 29% — железа, на 14% — фосфора, на 15% — антиоксидантов. Намного богаче они и клетчаткой. Органическое молоко содержит примерно в 1,5 раза больше, чем обычное, полезных омега–3 — жирных кислот. На 40% больше в нем и линолевой кислоты, эффективно сжигающей жиры и повышающей тонус мышц. Но можно ли ставить знак равенства между органической едой и натуральной, фермерской, деревенской? Нет, эти понятия разного порядка. Любомир Клепач, специалист по органическому сельскому хозяйству Центра экологических решений, руководитель образовательного курса «Органик школа», объясняет, что же такое органические продукты:

    — Выращенные без использования синтетических удобрений и пестицидов, антибиотиков, облучения, генной инженерии или гормонов роста. Здесь контролируется весь процесс: от происхождения семян (они также должны быть органическими), технологий производства и до упаковки, уходящей на полки магазинов. Отдельно сертифицируется мясное и молочное производство. Животные должны содержаться в условиях, близких к природным: скажем, мясные породы — круглогодично находиться на пастбище. Перерабатывается сырье также по определенным стандартам без использования рафинирования, химических усилителей вкуса, запаха, красителей и веществ, увеличивающих срок годности.

    Страны используют разные обозначения для такой пищи. В англоязычных пишут organic, в немецкоязычных — bio, кто–то — eco. Но все это означает одно: продукты прошли сертификацию по органическим стандартам в соответствии с национальным законодательством. И в Евросоюзе органической считается лишь та еда, которая на 95 — 100% состоит из соответствующих компонентов, в США планка — не менее 70%. К сожалению, у нас таких честных подсказок потребителям просто нет. Зато есть продукты с пометкой «био», но фактически органическими не являющиеся. В Германии, допустим, приставку bio никогда бы не разрешили поставить на йогурт только по той причине, что в нем присутствуют лакто– или бифидобактерии. Ведь попутно имеются и красители, загустители, ароматизаторы, консерванты, а молоко произведено по самым обычным стандартам.

    К органическому через натуральное

    Что тогда означает отметка «натуральный продукт»? Это тоже не синоним органического, объясняет начальник отдела технического нормирования и стандартизации пищевой и сельскохозяйственной продукции Белорусского государственного института стандартизации и сертификации Людмила Скорина:

    — Применительно к продукции, идущей под знаком «натуральный продукт», установлен целый ряд требований. Маркироваться могут только продукты, изготовленные из натурального сырья животного, растительного или минерального происхождения, без применения методов генной инженерии и ионизирующего излучения для обработки. На предприятии–изготовителе также должна быть сертифицирована система менеджмента качества и (или) безопасности пищевой продукции. При этом, конечно же, она должна соответствовать обязательным техническим регламентам ЕАЭС, санитарным нормам и правилам и гигиеническим нормативам, а также техническим нормативным правовым актам. Маркировка «органический» свидетельствует о том, что продукт был произведен и обработан с учетом правил производства именно органической продукции. В то время как «натуральный» — лишь о качестве, поскольку требования установлены только к сырью и конечному продукту. Органический должен соответствовать гораздо большему спектру требований, начиная от поля и до прилавка магазина. «Натуральный продукт» — лишь ступенька в организации такого производства.

    У бабушки тоже есть пестициды

    И уж никак нельзя поставить знак равенства между «фермерскими» и «органическими» продуктами. В первом случае лишь указывается место производства и юридический статус субъекта хозяйствования. Больше никаких дополнительных требований, не говоря уже об органических стандартах. А ведь подходы в сельскохозяйственных кооперативах, свинокомплексах, птицефабриках и фермерских, личных подсобных хозяйствах сильно разнятся. Нам почему–то кажется, что продукт с небольшой фермы будет получше, чем у крупного производителя. Нет, риски здесь высоки. Поскольку это мелкотоварное производство, то продукция чаще всего реализуется через стихийные рынки, «из рук в руки», а не через контролируемые торговые площадки. Бывает, на анализ в лабораторию сдается одно, а продается другое. На самом деле фермеру, чтобы снизить риски потерь и собственные издержки, приходится намного чаще использовать пестициды и синтетические удобрения, чем в крупных агропромышленных комплексах, давать животным больше гормонов роста и антибиотиков, чтобы избежать падежа.

    Продукты из личного подсобного хозяйства («из деревни», «от бабушки», «с дачи»), говорят эксперты, — еще более туманный вариант. Да, все это, несомненно, натуральное. Но какие технологии используются? Молоко «от бабушки» может быть «обогащено», например, тяжелыми металлами, если корова паслась у железной дороги или автострады. А то и патогенными микроорганизмами, если не соблюдались правила санитарии при дойке или хранении продукции. Даже пестициды многие применяют не по инструкции: неправильно разводят, распределяют по участку... Да что там, если сосед ведет интенсивное хозяйствование, то после его обработок часть химии как пить дать окажется на бабушкином участке.

    В общем, напрашивается вывод: не спешите верить глазам своим и доверять маркетологам на слово. У нас только появляются хозяйства, прошедшие сертификацию по органическим стандартам. Впрочем, вскоре отличать такие продукты от только завернутых в модную упаковку станет проще. Законопроект «О производстве и обращении органической продукции» депутаты планируют рассмотреть в первом чтении уже на весенней сессии.

    ФАКТ

    Лишь 4,5% товаров, позиционирующих себя как экологические в США, не имеют ни одного из грехов гринвошинга.

    Автор: Наталья ТЫШКЕВИЧСБ. Беларусь сегодня

Комментарии (0)