19 Марта, 2024 Вторник

Почему для дорожной разметки не используют полимерные ленты, "горящие" в любую погоду?

  • 22 марта 2018 Общество Русский 0

    Некоторым из тех, кто колесил на автомобиле не только по отечественным дорогам, кажется, что к западу от Беларуси и асфальт ровнее, и сервис получше, и разметка поярче. Причем разметка — отдельная тема: этому способу маркировки дорог уже около ста лет, но даже в высокотехнологичном XXI веке наши водители далеко не всегда удовлетворены ее качеством и функционалом. Мол, недолговечна, слабовато видна в темноте, при дожде и в туман. Неужели у нас экономят на разметке, игнорируя современные технические решения?

    Разметку на проезжей части в Минске наносят тремя способами — термопластиком, эмалью и иногда холодным пластиком. Варианты нанесения пластиком эффективнее и долговечнее, эмалью — дешевле, констатирует заместитель главного инженера коммунального унитарного специализированного монтажно–эксплуатационного предприятия «СМЭП Мингорисполкома» Алексей Баранов. Функциональная долговечность разметки, нанесенной эмалью, в соответствии с государственным стандартом — 6 месяцев, и этот срок на практике выдерживается. Термопластик же наносят слоем до 3 мм, и он служит как минимум три года.

    — Процесс нанесения эмали таков: готовые материалы заливаются в специальные разметочные машины и под давлением наносятся на проезжую часть, — делится тонкостями технологии Алексей Николаевич. — С термопластиком другая ситуация: это сыпучий материал, который разогревается до температуры около 200 градусов и также заливается в разметочную машину. Пластик изначально содержит в себе до 30% стеклошариков — для придания разметке световозвращающих свойств, а также повышения ее видимости в темное время суток. При выполнении работ также проводится этими шариками поверхностная посыпка. Когда они изнашиваются на поверхности, светоотражение идет за счет тех, что находятся в составе термопластика.

    Стеклошарики в дорожной разметке используют достаточно давно — уж точно не три и не пять лет. Тем не менее год назад многих удивила информация о якобы «ноу–хау» — мол, при обновлении разметки на дорогах Минской области будут использованы световозвращающие шарики Swarovski. Видимо, кое на кого гипнотическое воздействие оказало упоминание известного австрийского производителя камней для бижутерии. На самом деле точно такую же продукцию производят и другие компании, в том числе в Беларуси. В прошлом году в Минске, например, использовали шарики от одного из брестских предприятий.

    Как правило, после капитального ремонта или нового дорожного строительства на асфальт наносят термопластик. Дело в том, что для него нужна хорошая поверхность: минимум трещин и выбоин, а еще лучше их полное отсутствие. И еще один важный момент: термопластик не кладут поверх старой эмалевой разметки — три года он в таком случае точно не прослужит. Даже там, где уже лежит старый пластик, износившуюся разметку повторяют эмалью. Поэтому, скажем, в Минске на долю термопластика в 2017 году пришлось всего лишь 14% от общего объема нанесенной разметки.

    А что же новые разработки? Неужели нет продвинутых материалов для лучшего светоотражения дорожной разметки? Ну почему же, есть. Речь о полимерных лентах, которые с восторженным придыханием вспоминают побывавшие в Европе водители: дескать, они ярко «горят» и ночью, и в непогоду. Так–то оно так, да только ленты эти есть далеко не везде — в основном на высокоскоростных трассах и платных дорогах. Существуют 3 способа нанесения разметочной ленты: втапливание в свежеуложенный асфальтобетон, нанесение на существующее покрытие с помощью специального клеевого состава либо на собственный клеевой слой ленты. Казалось бы, ничего сложного, однако в нашей стране пока нет такого опыта.

    — Никто не против новинки, но уж больно она дорога, — констатирует Алексей Баранов. — По сравнению с ныне применяемыми материалами — в разы. Хотя опробовать такой способ, наверное, имеет смысл. Вот если бы организация, продвигающая этот продукт, согласилась продемонстрировать преимущества полимерной ленты на пробном участке, было бы неплохо. Для начала хотя бы на нескольких пешеходных переходах. А потом можно будет проследить, насколько хорошо держится разметка, как меняются ее характеристики с течением времени. Глядишь, и у нас заинтересуются технологией.

    Пока же в Минске готовятся к новому сезону. В прошлом году разметка в столице была выполнена на 310.000 квадратных метров, в 2018–м запланированы примерно те же объемы. Где будет наноситься термопластик, пока неясно: многое зависит от ГПО «Горремавтодор» — там решают, какие улицы отремонтируют. По весне ведь сперва «солируют» дорожники, а уж потом работники КУП «СМЭП Мингорисполкома» начинают наносить разметку, и то только после письменного официального сообщения районного ремавтодора о том, что та или иная улица готова к работе...


    КСТАТИ

    В конце прошлого года в Бресте по уголовному делу о коммерческом шпионаже были осуждены двое жителей Беларуси. Они незаконно получили сведения о технологии производства материалов для нанесения дорожной разметки, созданных одной из брестских компаний. Информация предназначалась российскому заказчику. В деле также фигурировала информация о попытке дать взятку в крупном размере. Суд назначил обоим наказание в виде ограничения свободы без направления в исправительное учреждение открытого типа сроком на два года, а также солидный штраф в доход государства. Кроме того, решено взыскать стоимостной эквивалент неосновательно приобретенной выгоды.


    А КАК У ДРУГИХ?

    Технологию нанесения дорожной разметки с помощью светоотражающей полимерной ленты предложила несколько лет назад одна из международных корпораций. Первыми новинку опробовали страны Западной Европы, США, Канада, Австралия, Индия.

    В России в прошлом году дорожная разметка с использованием световозвращающей рельефной полимерной ленты в качестве инновационного решения была нанесена в Амурской области — в ходе ремонта моста на трассе Р–297 «Амур» Чита — Хабаровск. А в Уфе бдительные пользователи соцсетей предположили, что на одной из улиц размокшая полимерная лента «уплыла» с асфальта. Правда, позже выяснилось, что это не разметка, а строительный мусор — некие прямоугольные белые панели.

    В 2017 году дорожная разметка из полимерной ленты в качестве эксперимента была нанесена на одной из улиц Киева. Теперь там намерены понаблюдать за эксплуатацией в реальных условиях, прежде чем можно будет говорить о целесообразности широкого применения новинки.

    ЦИФРЫ «СБ»

    Протяженность сети автомобильных дорог общего пользования в Беларуси в 2017 году составляла 86.896 км. Твердое покрытие имели 75.353 км, или 86,7%. Из них усовершенствованное покрытие — 48.419 км.

    Автор: Александр НЕСТЕРОВСБ. Беларусь сегодня

Комментарии (0)