02 Июля, 2025 Среда

Корабли в грустной гавани

  • 24 августа 2018 Общество Русский 0

    Наша судостроительная отрасль переживает сложные времена. Еще в начале 2000-х в стране работали четыре судостроительно-судоремонтных завода: в Гомеле, Речице, Петрикове и Пинске. В 2002 году открыто производство о банкротстве Гомельского ССРЗ. Вскоре прекратили существование как самостоятельные единицы петриковское и речицкое предприятия. На плаву до недавнего времени оставались лишь пинские корабелы. Однако в июне экономический суд Брестской области возбудил производство по делу о банкротстве предприятия, а недавно принял решение о его санации.


    Каждый заказ — на вес золота

    Пинский ордена «Знак Почета» судостроительно-судоремонтный завод — предприятие с историей. В 1885 году, согласно архивным документам, в столице Полесья был основан «завод судостроительный и механический. Учетный номер в Российской империи — 8605. Владелец Юлия Петровна О’Бриен де Ласси». В разные годы его называли судоремонтным, специальным военно-восстановительным, ремонтно-эксплуатационным. Но суть работы предприятия не менялась. Здесь строили и чинили  самые разные суда: баржи-площадки, грузовые теплоходы, паромы, танкеры для малых рек, буксиры, обстановочные катера... 

    Еще лет 30 назад в Пинске профессия корабела считалась одной из самых уважаемых и востребованных. На судостроительном заводе работало до 900 человек. Столько же — в местном порту. Теперь — в десять раз меньше. Главная причина лежит на поверхности — речной транспорт проиграл конкуренцию железнодорожному и автомобильному. В структуре перевозок на его долю приходится меньше одного процента. С 1963 по 1976 год на ССРЗ построили более 600 судов. Теперь — каждый заказ на вес золота.

    Чтобы удержаться на плаву, на предприятии начали выпускать металлоконструкции различного назначения, научились переоборудовать грузовики под перевозку газовых баллонов. Огромный зубр на трассе М1 на границе Брестской и Минской областей — тоже работа пинских корабелов. 

    В 2006 году освоили выпуск пассажирских судов. Пинчане построили теплоходы «Неман», «Полонез», «Северная столица», «Витебск», «Могилев», современную плавучую гостиницу «Полесье». Проекты последнего времени — круизное речное судно «Белая Русь» и паром, который заменил треснувший мост в Житковичском районе. Несмотря на все попытки вернуть завод к жизни, сделать это оказалось сложно — по итогам работы за прошлый год чистый убыток предприятия составил 428 тысяч рублей. 


    «Главная задача — сохранить предприятие»

    Пинский судостроительно-судоремонтный завод находится в центре города, на берегу Пины. Снаружи ничего не говорит о тех проблемах, которые накопились внутри: ухоженная территория, новые ворота, отремонтированное здание КПП. Неподалеку встречаюсь с Виктором Павловичем, который работал на заводе в его лучшие годы. Судостроитель давно на пенсии, но к судьбе родного предприятия неравнодушен:

    — Когда-то завод гремел на весь Союз! Лучшие суда, лучшие и самые передовые разработки — все шло из Пинска. Тогда будущее предприятия казалось безоблачным — ну что может случиться с такой махиной? Мощная база, сильные специалисты. Мы были обеспечены работой на годы вперед. Теперь больно смотреть на то, что происходит. Думаю, положение дел на заводе — это следствие кризиса, в котором оказался речной транспорт. Посмотрите, перевозки по Припяти практически нулевые. Так откуда возьмутся заказы? Их попросту нет.

    В ноябре 2014 года завод возглавил Андрей Доберчук. Недавно он передал полномочия антикризисному управляющему, а сам занял должность главного инженера Пинского ССРЗ. Андрей Константинович рассчитывает, что предприятие все же удастся отвести от опасной черты:

    — К такому положению дел привели две основные причины: во-первых, это отсутствие регулярных заказов, во-вторых, резкое увеличение земельного налога. Ситуация непростая, но у нас есть время на то, чтобы ее исправить. Сейчас мы работаем в кооперации с заводом «Кузлитмаш», который сотрудничает с БелАЗом, и по-прежнему занимаемся ремонтом судов. Главные заказчики — Пинский и Брестский порты. Но это разовые заказы. На ремонт флота у портов не хватает денег. С другой стороны, их тоже можно понять: уровень воды в реках сильно упал. Какой смысл вкладывать деньги в ремонт флота, который не используется и неизвестно когда вернет эти инвестиции? Вот и складывается такая картина. Тем не менее ищем выход из ситуации. Сейчас на заводе работают 95 человек. Средняя зарплата — около 500 рублей. Главная задача — сохранить и предприятие, и коллектив. Для этого ищем новые заказы. Прежде всего — по нашему профилю.    

    До прибыли рекой подать

    Директор Пинского порта Владимир Дьякончук соглашается — уровень воды в Припяти вносит свои коррективы в режим работы предприятия. Главную прибыль порту приносит перевозка щебня из Микашевичей и продажа песка. В этом году навигация была недолгой — из-за низкого уровня воды с 1 июля она практически прекратилась. Владимир Николаевич открывает журнал, озвучивает цифры:

    — В 2014 году мы перевезли около 117 тысяч тонн щебня и гранитного отсева. В нынешнем — порядка 30 тысяч. При этом за апрель и май удалось доставить из Микашевичей почти 23 тысячи тонн, за июнь — только 4395. В июле и вовсе смогли сделать лишь четыре рейса и привезти 1581 тонну. При этом за один рейс можно доставить две тысячи тонн.  Но из-за низкого уровня воды не было возможности полностью загрузить рудовозы. Разумеется, это сказывается на рентабельности перевозок. У нас заключено несколько договоров на крупные объемы поставок. Ждем, пока уровень воды в Припяти позволит полноценно работать…  

    Из 130 километров, разделяющих Пинск и Микашевичи, зашлюзовано только 50. Чтобы Припять была судоходной от зимы до зимы, нужно построить еще несколько гидроузлов. Сейчас, помимо уровня воды в Припяти, руководителя порта волнует судьба Пинского судостроительно-судоремонтного завода:


    — Ситуация сложная. У нас есть 21 баржа. Каждая требует подъема и ремонта подводной части. В порту поднять их нечем, эллинга у нас нет. Если ССРЗ прекратит работу, порт окажется в сложном положении. Навигация следующего года будет под угрозой. 

    По мнению Владимира Дьякончука, судостроительно-судоремонтный завод еще можно вернуть к жизни:

    — Мы готовы ремонтировать наши баржи, платить деньги. Но сегодня это делать проблематично. ССРЗ не хватает металла, запчастей. Можно, конечно, самостоятельно закупить металл, недостающие детали, взять своих людей. Но разве это выход из ситуации?

    losich@sb.by


    Автор: Павел ЛОСИЧРэспубліка
    Теги: 
    • {Нет тегов}

Комментарии (0)