17 Ноября, 2018 Суббота

Хороша ложка к обеду

  • 03 октября 2018 Общество Русский 0

    В теме школьного питания ситуация, когда все довольны, кажется фантастической. Тем не менее специалисты в этой сфере ищут новые подходы, вносят коррективы. Вот и в канун этого учебного года прозвучала очередная рекомендация: соли и сахара в ученических обедах должно стать меньше, а молока, наоборот, — больше. Но школьники и их родители продолжают критиковать меню столовых: непрезентабельно, невкусно, однообразно! То и дело возникают споры и по форме питания, мол, не нужны нам супы и котлетки с пылу с жару, лучше набор в контейнере, ссобойка или нечто любое другое. Корреспонденты «СБ» попробовали выяснить, могут ли быть альтернативы у уже привычных горячих обедов.

    В Минске недавно провели исследование с участием тысячи детей и столкнулись с неутешительной статистикой: полностью здоровыми можно назвать лишь 8,8% ребят, функциональные отклонения есть у 56%, хронические заболевания — у 35%, а избыточная масса тела — у каждого пятого. Более того, доля хронически больных школьников с 6 лет до подросткового возраста вырастает почти вдвое. Не последняя роль тут и у неправильного питания, уверены специалисты. Поэтому сейчас на сайте Научно–практического центра НАН по продовольствию в разгаре анкетирование, где выясняют мнение родителей, учеников и учителей о школьном питании и о рационе ребенка в целом. Полученную информацию проанализируют и на ее основании подготовят предложения для Минобразования и органов госуправления.

    Какие альтернативы привычному обеду можно предложить уже сейчас? Валерий Шилов, начальник отдела питания Научно–практического центра НАН по продовольствию, предлагает обратить внимание на опыт Финляндии, где питание в школьных столовых организовано по принципу самообслуживания, в итоге посетители могут составлять свое меню по желанию:

    — Конечно, при этом есть и специальные диеты, которые контролирует персонал столовых. Но там система устроена так, что старшеклассники берут на себя еще и роль учителей для классов помладше, то есть помогают сделать правильный выбор, в пользу здоровой пищи, а заодно и сами узнают о ней больше. При таком подходе отходы стремятся к нулю. А ведь принцип разнообразия — один из основополагающих в здоровом питании.

    Возможен ли подобный подход у нас? Систему шведских столов еще четыре года назад частично внедрили в гомельской средней школе № 8. Правда, только для старшеклассников. Директор КУП «Гомельский городской комбинат школьного питания» Светлана Царик поясняет, что начинали здесь с покупки специальной раздаточной (это, кстати, одна из причин, почему не так–то просто внедрить шведский стол в школьной столовой — нужны не только средства на оборудование, но и место для его размещения). В зоне раздачи устанавливаются специальные емкости с мерными ложками. Дальше процесс выглядит как самообслуживание в бистро: старшеклассник выбирает салат, затем гарнир и мясо и завершающий элемент — напиток. Школьники знают, сколько чего получится в граммах, когда накладываешь мерной ложкой, но для подстраховки дежурит повар, который подсказывает.

    — Сначала мы провели опрос среди учеников, старшеклассники нас поддержали и выразили свое согласие, — делится опытом Светлана. — Система за это время доведена до совершенства и по–другому дети уже не представляют. Но принцип шведского стола актуален все же для 10 — 11–х классов, потому что тут ребята уже осознанно подходят к выбору, они ответственные. У них есть свои вкусовые предпочтения: мальчикам больше нравится картошка, а девочкам — рис. Или девочки договариваются с мальчиками: я отдам тебе свой гарнир, а ты мне — больше салата. Для деток помладше такой процесс проходил бы медленнее и они бы просто не успели спокойно пообедать, ведь переменка — всего 15 минут. Поэтому у них питание по привычной схеме — дежурный по залу расставляет блюда на столах. А что касается начальных классов, тут однозначно правильнее, когда их выбор блюд регулируют взрослые.

    В Минске представители образования, изучив региональный опыт, пришли к выводу, что в столичных масштабах это не вариант. Как и доставлять обеды в контейнерах (хотя и такое практикуют за рубежом). Говорят, лучше щадящих свежих обедов ничего не придумано. Впрочем, здесь есть нововведение — единое двухнедельное меню. Еще накануне 1 сентября заместитель начальника отдела общественного питания главного управления потребительского рынка Мингорисполкома Марина Дьякова разъяснила, что речь идет о завтраках и обедах для школьников разных возрастных групп: 6 — 10, 11 — 13 и 14 — 17 лет. Это в том числе позволило сделать блюда на столе более разнообразными.

    Впрочем, каким бы полезными ни были школьные обеды, на здоровье ребенка, подчеркивают специалисты, отражается весь его дневной рацион. И тут уж вносят свой вклад пищевые привычки. Факт: если с детства есть чипсы, сосиски и колбасу, то обычная домашняя котлета без обильного количества приправ покажется пресной и невкусной. А у нас, показывают исследования, ситуация следующая: чипсы в меню детей появляются в среднем с года, сладости — с полутора лет, а газированные напитки и копченые продукты — примерно в 2,5. Минздрав давно бьет тревогу: среди подрастающего поколения распространены заболевания, вызванные несбалансированным, нездоровым питанием. В первую очередь речь идет об ожирении и сахарном диабете. Ежегодно в стране среди детей выявляется около 300 новых случаев сахарного диабета и около 400 — артериальной гипертензии.

    ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

    Ограниченное потребление молока чревато недостатком кальция, в результате получаем риск развития остеопороза, кариеса, а также возможна задержка роста. Недостаток фруктов и овощей в рационе аукается дефицитом флавоноидов, витамина С, каротиноидов и пищевых волокон, что опять–таки закономерно приводит к ряду проблем со здоровьем, в том числе нарушению функции желудочно–кишечного тракта. В свою очередь, избыток колбас, фастфуда, консервов и прочих продуктов с высоким содержанием соли означает повышенное потребление натрия, тут недалеко и до артериальной гипертензии.

    ВОПРОС РЕБРОМ

    Как улучшить рацион ребенка?

    В НПЦ по продовольствию советуют следовать рекомендациям ВОЗ:

    • в сутки достаточно 1,5 — 2 г соли и 12,5 — 25 г сахара;

    • колбасы и сосиски лучше заменить натуральными продуктами из мяса и рыбы;

    • потребление хлебобулочных и кондитерских изделий снижайте на 30 — 50%, причем полезнее цельнозерновые продукты;

    • зато кисломолочных продуктов должно быть в рационе больше, что пойдет на пользу работе желудочно–кишечного тракта;

    • вместо импортного подсолнечного масла лучше использовать отечественное рапсовое, в котором содержатся незаменимые ненасыщенные жирные кислоты омега–6 и омега–3 в соотношении 2:1.

    pasiyak@sb.by

    Автор: Ольга ПАСИЯКСБ. Беларусь сегодня
    Теги: 
    • {Нет тегов}

Комментарии (0)