19 Апреля, 2024 Пятница

Эволюция в отделе кадров

  • 09 октября 2018 Общество Русский 0

    Фонарщик, телеграфист, лектор, сплавщик бревен, писарь, путеукладчик — эти и десятки других профессий благодаря техническому прогрессу исчезли из нашей жизни. Но параллельно с этим идет и обратный процесс, кадровый состав населения прирастает интернет-коучами, бренд-менеджерами, контент-редакторами и веб-девелоперами. Время и рынок труда выдают новые требования: какие-то специалисты постоянно требуются, а каких-то — не предлагать. Так за кем будущее, а кто может остаться в прошлом? В вопросе разбиралась корреспондент «Р».

    Профессии живые и мертвые

    Первое, что вспоминается, когда речь заходит о профессиях будущего, — недавнее исследование «Атлас новых профессий» под авторством Агентства стратегических инициатив и Московской школы управления «Сколково». По прогнозам, до 2030 года появятся 186 новых и исчезнут более полусотни старых профессий. В числе потенциальных кандидатов на вылет фигурируют даже столь привычные всем нам бухгалтер, турагент, референт, переводчик, юрисконсульт, логистик. Пока верится с трудом. Но стоит признать: «гаджету всемогущему» уже сегодня многое под силу. Он может и затраты в бухгалтерской ведомости подсчитать, и даже синхронный перевод сделать. Так что совсем не исключено, что прогноз все-таки окажется верным.

    Серьезные перемены в будущем видят и наши эксперты. Более того, по мнению проректора по учебной работе и интернационализации образования Белгосуниверситета доктора исторических наук Сергея Ходина, изменения коснутся даже столь популярной сегодня IT-сферы:

    — На мой взгляд, ситуация с чистыми специалистами в области IT ожидается такая, как и с переводчиками. Постепенно они будут менее востребованными. Просто знания в этой области станут для всех обязательными. Такие тенденции заметны и в БГУ, где мы не только наращиваем подготовку специалистов на факультете прикладной математики и информатики, а делаем этот акцент на всех специальностях.

    Не всегда со знаком равно

    Впрочем, говоря о профессиях будущего и даже настоящего, напоминают эксперты, между востребованным рынком труда и высокооплачиваемыми специальностями не всегда стоит знак равно. Например, сегодня в США с легкостью себе найдут работу продавцы розничной торговли, работники гостиничного и ресторанного бизнеса, операторы кол-центров. Чего не скажешь об анестезиологах, хирургах и дантистах. А между тем именно эти медицинские специальности ожидаются самыми прибыльными. Специалисты по маркетингу и айтишники, которые ныне пребывают на первых строчках, в этом списке лишь на 6-й и 7-й позициях.

    Приблизительно такая же картина складывается в Германии. Правда, здесь к числу самых высокооплачиваемых относятся банковская сфера и компьютерные технологии. Далее по списку — менеджмент и медицина. Хотя медицинские специальности, правда речь о младшем медперсонале, — в числе востребованных рынком значатся. Однако быстрее всего работу там найдут водитель спецтехники, например крана или бульдозера, продавец или официант.

    А вот кому референты

    Наши абитуриенты, отдавая предпочтение IT-направлению, не ошибаются. Одной из наиболее востребованных специальностей этого, как и прошлого, года остается «Информатика и технологии программирования». В общем-то, в нашей действительности программисты остаются одними из самых высокооплачиваемых и одновременно востребованных специалистов. По крайней мере, в банке вакансий Государственной службы занятости по стране числится 27 запросов на айтишников. 

    Хотя, конечно, с перечнем требующихся медиков и педагогов этот список не сравнится. Нужны почти три тысячи врачей-специалистов и более 700 педагогах. Не хватает у нас и водителей, хоть они и фигурируют в списке уходящих профессий. Требуется таких специалистов ни много ни мало — более четырех тысяч. И зарплаты некоторым предлагают, почти как программистам, — от тысячи рублей.

    Похоже, пока что рынок труда не до конца знаком с перечнем уходящих профессий. По крайней мере, в банке вакансий есть запросы на почти полтысячи бухгалтеров. А вот переводчиков, причем большей частью с китайского, ищут около 150, логистиков — 15, референтов — 5 компаний.

    Учить учиться

    Рынок дает запросы на новые профессии или корректирует прежние. В числе таких, например, работа тьютора. Сегодня эти специалисты появляются в школах для работы с особенными детьми, а также в вузах, где есть дистанционная подготовка. Например, как в БГУИР. Кстати, чтобы работать тьютором, говорит заместитель декана факультета непрерывного и дистанционного обучения БГУИР Андрей Кривенков, который дистанционно ведет спецпредмет для студентов специальности «Экономика электронного бизнеса», переучиваться не нужно. Это та же работа педагога, но на удалении. Однако тут не обойтись без знаний в области информационных технологий: ведь нужно уметь запустить учебную или проверочную программу, пообщаться со студентами посредством видеосвязи.

    Но бывает и так, когда запрос рынка есть, а отклик приходит с опозданием. Так, например, сложилось в сфере 3D. Дипломированные специалисты появятся как минимум через год-другой: не так давно в стране их начали готовить два вуза — Белорусский и Витебский государственные технологические университеты, с этого года магистрантов — в Институте научных кадров НАН. Пока же изготовлением и производством опытной 3D-продукции, в частности на базе РУП «Новые оптоэлектронные технологии» БНТУ, заняты инженеры-механики и электромеханики. Все они — выходцы с факультета информационных технологий и робототехники БНТУ. Хотя робототехника — направление, которое пересекается с аддитивными технологиями, говорит директор РУП «Новые оптоэлектронные технологии» Василий Артющик. Здесь в появлении специалистов в области 3D заинтересованы особо, ведь это в первую очередь связано со сбытом продукции, во вторую — с продвижением всего направления, которое зародилось в мире уже в далеком 1986-м. Белорусское предприятие начало работу над такой техникой еще пять лет назад, а в 2015-м вышло на серийное производство. Тем не менее продажи невелики — в этом году реализовано около двух десятков 3D-принтеров, говорит Василий Артющик:

    — Мы ратуем за подготовку таких специалистов, чтобы не сложилась ситуация, когда сами принтеры есть, а работать на них некому. Радует, что у студентов появился к ним интерес и многие делают у нас дипломные проекты. Да, наши принтеры закупают учреждения образования, но в основном те, у руля которых стоят молодые и прогрессивные руководители, ведь специального финансирования под эту технику пока нет. Как нет ни учебных программ, ни нормативной правовой документации для использования этой техники в учебном процессе.

    veraart14@sb.by

    Автор: Вера АРТЕАГАРэспубліка
    Теги: 
    • {Нет тегов}

Комментарии (0)