17 Ноября, 2018 Суббота

Раскрутиться по полной

  • 05 ноября 2018 Общество Русский 0

    Декрет для многих дам становится толчком к творчеству и возвращению старых увлечений, как это было с минчанкой Ольгой Костузик. Журналисту по второму образованию, закройщику-портному по первому, ей в какой-то момент захотелось расширить круг интересов. Так появилась идея открыть швейный коворкинг – пространство для кройки и шитья, где можно поработать на профессиональном оборудовании с почасовой оплатой. О тонкостях работы открытой швейной мастерской «На всю катушку» узнавала корреспондент «Р».

    Заграничный опыт и наши реалии


    Года два назад Ольга представляла свое дело несколько иначе, чем получилось в конечном итоге. Началось все с проснувшейся потребности шить, но не дома, где крутился маленький ребенок. В Киеве и Москве услуги коворкинга на тот момент были, в Минске – нет. За основу взяла киевскую модель, ориентированную на простых граждан. С надеждой постепенно пойти по московскому пути, где в красивом и уютном пространстве чаще трудятся дизайнеры, чем швеи-любительницы. С расчетом на спрос модельеров Ольга и арендовала первый офис в солидном месте в центре города. Но обеспеченных дизайнеров за все время обратилось двое – явно маловато, чтобы окупить все затраты. Тогда приходилось ежемесячно докладывать по 600 евро из своих сбережений. Благо обошлось без кредитов. 

    — В самом начале решила попробовать собрать деньги через краудфандинг, — вспоминает Ольга. — Пригодились мои знания пиара: проект вызвал интерес. Благодаря вкладу знакомых и незнакомых людей удалось собрать 5,5 тысячи рублей. Из них я получила примерно половину – большая часть денег уходит на организацию рекламы и пиар-акций, часть забирает площадка, платишь банку процент за перевод денег, вычитаешь сумму на подарки каждому спонсору. Доложила еще около 6 тысяч долларов из своего кармана – почти все они пошли на покупку оборудования. Например, четыре компьютеризированных некапризных машинки стоят примерно по 600 рублей каждая. Еще одна в мастерской – подарок родителей. Они купили ее спустя пять лет после окончания училища, 800 рублей ушло на оверлок, гладильную доску и утюг. Промышленная машинка и распошивальная обошлись почти в 3 тысячи рублей, но стояли невостребованными. Пришлось их продать с небольшим дисконтом. Мебель – столы, стулья, шкафы — покупала в разных местах: что-то на «Куфаре», что-то в «Икее» — или делала на заказ … 


    В сентябре прошлого года компания приняла первых клиентов. Чтобы их поток не спадал, приходится около 400 рублей ежемесячно вкладывать в онлайн-рекламу. Правда, сперва эта графа расходов была больше. Только 400—600 рублей пришлось потратить на двухнедельные объявления в метро, которые работали слабо. Поэтому сейчас ставка на соцсети, где гораздо больше охват аудитории за бюджет в десятки раз меньший. И потенциальным клиентам далеко ходить не надо за информацией. 

    Спрос упирается в финансы


    — Сперва я платила за аренду 600 евро в месяц. Сейчас, к слову, почти вдвое меньше, — продолжает Ольга. – В итоге только уходила в минус, а идея коворкинга себя не оправдывала – приходило пару человек в неделю. Думала даже закрываться. Но в последний момент решила переехать и сделать ставку на курсы шитья. Нынешний офис не такой презентабельный, как старый, расположен не в столь удобном месте, но люди пошли. Кому-то понадобилось полгода, чтобы решиться, плюс сработали отзывы клиентов. Последняя группа на курсы пришла по советам друзей и знакомых. Им важны качество услуг, их стоимость, оборудование. 

    Начинающие швеи – самодостаточные дамы. Многим из них от 30 до 40 лет. С какой целью садятся за машинки? Мамы с детьми – чтобы в любой момент суметь порадовать своих чад. Да и в хозяйстве навык лишним не будет. Многие не прочь в будущем обшивать себя и знакомых. Тем более сегодня условия для «домашнего» предпринимательства и ремесленничества стали благоприятными. 


    Но вернемся к курсам. По словам Ольги, за два месяца обучения навыки швеи не приобретешь. Поэтому занятия длятся полгода. Для удобства с точки зрения оплаты они поделены на три блока по два месяца. В течение недели проходят два урока по четыре академических часа. Если отходить на все и не забрасывать увлечение, а развивать, например, с помощью мастер-классов или роликов в интернете, за год реально обзавестись клиентурой среди друзей-знакомых. Правда, все упирается в финансы: на второй этап переходит чуть больше половины группы. Увы, некоторые могут позволить себе лишь минимум знаний. Хотя спрос довольно высокий, делится наблюдениями Ольга: 

    — Я сейчас заканчиваю работать по проекту «Академия активизации предпринимательства в сельской местности» за счет субсидии МИДа Польши в бизнес-инкубаторе «МАП ЗАО» в Колодищах. Женщин обучают по трем направлениям, среди которых шитье. Стартовали курсы в августе. Обязательное условие — надо лишь заплатить 30 рублей. И группа набралась за два дня. У меня порой объявления о старте по несколько месяцев висят. Летом курсы по программе прошли 24 человека, сейчас еще шесть осталось. Наконец-то мой налоговый инспектор обрадуется: раньше выходило около 40 рублей налоговых платежей, в этот раз будет больше. В принципе, две постоянные группы по шитью, как сейчас, позволяют работать в небольшой плюс. Еще бы пару набрать – было бы легче. А вообще, психологически сложно быть молодым бизнесменом, особенно когда от тебя многого ждут: сил вкладываешь немало, а заработок не поражает воображение.

    Каждый час имеет свою цену


    Пока услуги коворкинга не самые востребованные в мастерской. Сюда приходят на два-три часа пару раз в неделю. Большая часть посетителей – из числа бывших клиентов. Причем они не всегда идут за машинку. Например, одна девушка за два часа раскроила шторы. Говорит, дома бы ушло больше времени и получилось неровно. Работающие на дому швеи приводят в коворкинг на примерку своих заказчиков – чтобы поднять стоимость изделий в глазах клиентов. 

    Заполняют свободное время и мастер-классы. Причем зачастую темы подсказывают сами подписчики мастерской. В будни, как правило, дамы приходят одни, по выходным берут с собой детей, поэтому и направления варьируются от юбки до мягких игрушек. В зависимости от идеи формируется стоимость занятия. Правда, надо быть готовым к тому, что примерно половина желающих по разным причинам на мастер-классы не доходит. Поэтому группы Ольга старается набрать с запасом. 

    — Сейчас работаю над оптимизацией затрат и стараюсь по максимуму заполнить зал. Например, предлагаю записаться на мини-курсы по обучению шитью отдельных предметов гардероба. В перспективе надеюсь организовать онлайн-курсы, чтобы удовлетворить спрос в регионах. Хотелось бы вести прямую трансляцию – будем смотреть, как технически и юридически правильно это сделать, — рассуждает героиня. И делится напоследок еще одной идеей, личной: — В училище все мы мечтали стать модельерами, выпускать свои линии одежды. Похоже, время настало. Сейчас я закупила ткань, рисую коллекцию. Это будет удобная одежда – свитшоты и платья-свитшоты, конструктивно красивые и интересные, из мягкого качественного хлопка. На одной из ближайших ярмарок по продаже модной одежды выставлюсь с образцами. Если людям понравится, выработаем концепцию производства и продажи. 

    ТОЛЬКО ЦИФРЫ

    Аренда и коммунальные платежи — 700 рублей в месяц

    Налог — 5 процентов от дохода раз в квартал

    Компьютеризированная швейная машинка — 600 рублей

    Расходы на нитки, иголки, мелки — 40—50 рублей в месяц

    Ткань для отработки мастер-классов — 70—200 рублей

    Курсы шитья — 108 рублей в месяц

    Мастер-класс — 18—70 рублей с человека

    Услуги коворкинга — 3,5 рубля за час

    Индивидуальное занятие — 16 рублей за час

    druk@sb.by

    Автор: Мария ДРУК Рэспубліка
    Теги: 
    • {Нет тегов}

Комментарии (0)