23 Марта, 2019 Суббота

Кому добавки?

  • 17 декабря 2018 Общество Русский 0

    Придорожные столбы в Минске недавно запестрели объявлениями: «Диагностика всего организма, только один день, плюс бесплатная консультация специалиста из Санкт–Петербурга». Заманчивое, но не совсем понятное предложение: в поликлинике проверка всех органов и систем занимает не одну неделю — нужно сдать анализы, сделать снимки, проконсультироваться у узких специалистов... Да и способ оповещения выбран странный: развешивать рекламу на столбах, как известно, запрещено. Название компании–рекламодателя и ее адрес также не указаны. В чем подвох — выяснил корреспондент «СБ».

    Время — деньги


    Провести обещанную в объявлении диагностику предстояло в здании, принадлежащем одному из столичных предприятий, но под завязку набитом разномастными арендаторами. За дверью без вывески в одном из многочисленных коридоров — просторное помещение, переоборудованное под зрительный зал. Зрители уже собрались — это преимущественно молодые люди студенческого возраста. Подтянутый лектор по имени Сергей был конкретен: он напомнил, что время — деньги, а речь пойдет о БАДах — биологически активных добавках от одной из транснациональных корпораций с китайской родословной. На этом можно было бы поставить точку, если бы не одно «но»: мир БАДов богат и многообразен, однако одни производители честно и открыто отвоевывают себе место на рынке, а вторые преподносят свои разработки как эксклюзивный продукт, обладающий уникальными свойствами. Белорусские дистрибьюторы именно этого производителя уверенно идут по второму пути.

    Японцам и не снилось

    Жаль, что зажигательный лектор после часового спича упорхнул со сцены и растворился в сумраке: к нему накопилось немало вопросов. Например, такой: какое отношение наша страна имеет к программе «Здоровое питание — здоровье нации»? Это российский проект, авторство которого принадлежит Центру оздоровительного питания и психофизиологической реабилитации, с 2001 года — Сибирскому федеральному центру оздоровительного питания, органу по добровольной сертификации пищевых продуктов и биологически активных добавок. По словам Сергея, проект уже распространяется и на СНГ. Интересно, знают ли об этом в нашем Минздраве?


    Вызвало сомнение и другое заявление лектора — о том, что в Японии, считающейся родиной первых функциональных пищевых продуктов, продолжительность жизни перевалила за 90 лет. Проверил: по итогам 2017–го в Стране восходящего солнца этот показатель составлял 87 лет у женщин и 81 год у мужчин. Да только ли БАДы в этом помогли – большой вопрос. 

    Предполагаю, что с одним из тезисов распространителей добавок поспорят специалисты пищепрома: мол, в магазинном ультрапастеризованном молоке лишь малая доля кальция и других важных микроэлементов может быть усвоена организмом. И что поправить ситуацию сможет разве что чудодейственный препарат с кальцием, «усваиваемым на 95 — 98%». Ой ли?

     

      Птичку жалко

    Апофеозом лекции стал опыт с озонированием купленной в магазине тушки цыпленка. Ее опустили в емкость с водой, туда же поместили трубку от бытового озонатора (производитель устройства, как нетрудно догадаться, — все та же международная корпорация). Спустя некоторое время емкость заполнила обильная пена. По версии лектора, она представляла собой вещества, которые безнадежно портили мясо: гормоны, грибы, пестициды, нитраты и прочее. Очистить же организм от всей этой гадости, добавил спикер, способны БАДы.

    — При варке курятины на поверхности воды тоже появляется пена, — сомневается в объективности эксперимента заведующая отделом технологий мясных продуктов Института мясо–молочной промышленности НПЦ Национальной академии наук Беларуси по продовольствию Светлана Гордынец. — Это выходят белки. А в том, что под воздействием озона выходят нитраты или антибиотики, я сомневаюсь. Чтобы достоверно говорить о составе пены, нужны доказательства — протоколы исследований в аккредитованной лаборатории. Озоном, кстати, на предприятиях обрабатывают поверхность тушек для уничтожения патогенной микрофлоры и продления сроков хранения мяса.

    Диагноз налицо

    «А что же с диагностикой организма?» — спросите вы. Была и она — в перерыве между рекламой БАДов и презентацией чистящих средств. Исследование проводилось с помощью миниатюрного электромассажного прибора. «Это акупунктурная диагностика, — пояснила сидевшая за столом девушка. — Прибор определяет состояние внутренних органов по уровню болевых ощущений на поверхности кожи ладони без прокалывания». Через несколько минут мне был вынесен вердикт: проблемы имеются сразу на нескольких «фронтах». Но это не диагноз, а некая «дорожная карта» для дальнейших действий. Для начала неплохо было бы приобрести в аптеке, расположенной в соседнем здании, БАДы, о которых говорилось на лекции. И употреблять все это в течение 40 дней, никак не меньше. Стоимость курса — более 500 рублей. Иди и не хворай, добрый человек!


    Подводя итоги

    Любая реклама должна быть достоверной, этого требует закон. Казалось бы, явного обмана в подобных презентациях нет, деньги из пришедших никто не выбивает. Но правды в рекламе от распространителей БАДов уж слишком мало. Может быть, анонимные объявления на столбах с приглашением на «диагностику всего организма» привлекут внимание Министерства антимонопольного регулирования и торговли? Не пора ли ограничить чрезмерную креативность коммивояжеров?

    МИНЗДРАВ ПРЕДУПРЕЖДАЕТ

    В Беларуси реализация БАДов в зависимости от функционального класса может идти либо через аптеки, либо в специально отведенных местах в магазинах. При этом там могут реализовывать только БАДы, применяемые для обогащения пищи человека (содержащие дополнительные источники белков, жиров, углеводов, пищевых волокон). Обращение БАДов на территории страны осуществляется исключительно при наличии документа, подтверждающего безопасность, оформленного уполномоченным органом (свидетельство о государственной регистрации по Единой форме, удостоверение о государственной гигиенической регистрации Республики Беларусь).

    СПРАВКА «СБ»

    Предложение компьютерного исследования организма в рамках программы «Здоровое питание — здоровье нации» не является ноу–хау. В прошлом году, например, аналогичные объявления появлялись в российском Благовещенске. Диагностика проводилась платно. По тому же адресу числилась компания сетевого маркетинга, занимающаяся реализацией БАДов. Ранее ее представителей уличали в нечистоплотности те, кто столкнулся с этой фирмой в попытках найти работу. А чуть больше десяти лет назад о таких же «диагностах» писала гомельская пресса.

    nesterov@sb.by

    Автор: Александр НЕСТЕРОВСБ. Беларусь сегодня
    Теги: 
    • {Нет тегов}

Комментарии (0)