22 Мая, 2019 Среда

Республиканская олимпиада по трудовому обучению среди школьников пройдет в Беларуси в 15-й раз

  • 13 февраля 2019 Общество 0

    Со словами Президента о том, что выпускник «не знает, какой стороной гвоздь забить, что такое рубанок, фуганок, стамеска, долото, молоток, топор и как работать ими», сказанными недавно на совещании о развитии системы образования, согласится большинство родителей. Не во всех школах урокам труда придается такое же значение, как другим предметам. А ведь простые житейские навыки, которые может на уроке получить школьник, потом очень нужны во взрослой жизни. Так считает и Виталий Гузов, учитель‑методист средней школы № 13 Жлобина. Он сейчас в двойных хлопотах. Уроки труда в классах — с одной стороны. С другой — подготовка областной команды ребят к республиканской олимпиаде по трудовому обучению. Виталий Васильевич — тот самый человек, который и положил ей начало: 

    — Идея вывести этот предмет на олимпиадный уровень наравне с остальными школьными дисциплинами пришла не спонтанно. За годы работы с детьми я убедился в том, что статус предмета необходимо поднимать, и для этого есть все. Способные дети, эффективные методики. Труды — это то, что дает ребенку уверенность. Первый практический опыт получения видимого результата. То, о чем говорил наш Президент. 

    Виталий Васильевич в силу специ­фики своего предмета больше других педагогов понимает, насколько важны такие необходимые во взрослой жизни навыки:

    — Это, конечно же, пригодится ребятам, может стать для некоторых профессией. Олимпиадный же статус трудового обучения на порядок поднимает самооценку детей, которые способны показывать результаты, и меняет отношение педагогов к предмету.

    Впервые олимпиаду по трудовому обучению среди школьников у нас в стране  провели в 2004 году. Ныне на весенних каникулах, спустя 15 лет, лучшие команды столицы и областей соберутся на предметном состязании в Жлобине, где и родилась идея «трудов высоких достижений».

    ...Под звук работающих станков Гузов легко разбивает заблуждение о том, что труды — это элементарно. Точно знает: работа руками требует работы головой. А на олимпиаде без знаний других школьных предметов, творческого мышления, физической сноровки и вовсе делать нечего:

    — Мало сегодня золотых ручек. Сегодня нужны знания для того, чтобы сделать проект, представить его на предметном состязании. Ребята, которые выходят на такие соревнования, это уже не уровень хобби, это профессиональный уровень. Скажем, готовые слесари и столяры 3‑го разряда. Они такие вещи делают — папы‑технари завидуют! Потом родители под впечатлением приходят к нам на занятия в школу, чтобы научиться, как сыновья... Поэтому я противник того, чтобы сокращали часы уроков труда в старших классах. Нужно корректировать подход и к оснащению школьных мастерских, и к условиям оплаты учителей труда. А вот то, что вернули профподготовку для старшеклассников, считаю абсолютно верным шагом. Для многих это путь в профессию: рабочую или педагогическую.

    В словах наставника ноль теории. Одна практика. За годы работы 16 воспитанников Гузова окончили Мозырский государственный педагогический университет имени Шамякина по специальности «Технический труд и предпринимательство». Среди них, к примеру, Дмитрий Рублевский — ныне директор Лукской средней школы Жлобинского района:

    — Для меня уроки труда Виталия Васильевича стали решающими в жизни. Определили выбор профессии. Он ведь сам горящий человек. У него на уроках нельзя оставаться равнодушным. Хочется творить и делать. В нашем классе учился 21 парень. И никто криворуким не вышел из школы. Каждый знал, как гвоздь забить, гайку закрутить. Уметь делать простое и сложное своими руками — это основа для будущей жизни. Сейчас я директор сельской школы. И уже по наставническому опыту понимаю, как важно дать ребенку практические знания. Это как подушка безопасности. В любой момент сработает на тебя: и в домашних делах, и в профессии, и в трудную минуту жизни. 

    ПРЯМАЯ РЕЧЬ

    Жанна Жданович, заместитель начальника управления образования Гомельского облисполкома:

    — В текущем учебном году более 3,7 тысячи десятиклассников Гомельской области заняты профессиональной профильной подготовкой по 38 специальностям. В этой программе задействованы 117 школ, 25 профтехучилищ, 10 учреждений среднего специального образования и один вуз. Направления профориентации разные: трактористы‑машинисты, слесари по ремонту сельхозмашин, швеи, повара, продавцы... Главное, дети получают навыки, которые точно пригодятся им в жизни, и они при деле.  

    draluk@sb.by

    ФОТО БЕЛТА.

    Теги: 
    • {Нет тегов}

Комментарии (0)