26 Апреля, 2024 Пятница

Президент: необходима эффективная деятельность по обеспечению информационной безопасности

  • 13 марта 2019 Общество 0

    Информационный суверенитет, информационный нейтралитет… Этих понятий пока не найти ни в одном словаре. Вхождение в мировой политологический лексикон они начинают с территории нашей страны. Старт будет дан буквально через считаные дни. Столько отвел Президент на окончательную доработку проекта Концепции информационной безопасности, обсужденного на заседании Совета Безопасности. Документ новаторский, отвечающий требованиям времени и во многом уникальный. В нем не найти повторений из зарубежных аналогов. Впрочем, аналоги, если и есть в мире, то их не так уж и много. Концепция по поручению Президента разрабатывалась явно на опережение, предвосхищая возможные вызовы и угрозы. К работе были подключены не только руководители различных государственных структур, но и представители научных, экспертных кругов, аналитического сообщества. Актуальность темы Александр Лукашенко обозначил так:


    — Государство, безусловно, заинтересовано в том, чтобы люди получали максимально полную и достоверную информацию. Имели возможность защитить свои личные права в медиапространстве и в целом повышали комфортность жизни за счет новейших достижений. Наряду с этим Беларусь, как и все страны, не может игнорировать принципиально новые риски, связанные с информатизацией.
     
    Президент отметил, что в настоящее время информационная сфера приобретает ключевое значение для любого государства и каждого человека, живущего в этом государстве. Повышаются всесторонние интересы людей, возрастает значение коммуникационных технологий. Беларусь, очевидно, в авангарде этих процессов.

     Наша страна динамично продвигается в формировании информационного общества. Более того, находится в первых рядах этого движения, — отметил Александр Лукашенко. — Об этом красноречиво свидетельствуют мировые рейтинги, в которых Беларусь находится на высочайших позициях. В стране неуклонно увеличивается количество электронных ресурсов, коммуникаций. В ближайшие десятилетия большинство отраслей будут переориентированы на новые цифровые экономические модели.

    При этом Президент указывает на то, что нарастание в мире конфликтности, отсутствие в данной сфере четких правил поведения превращают риски в информационной сфере в реальные угрозы конституционным основам и всестороннему развитию любого государства:

    — Вызывают беспокойство наращивание деструктивных воздействий на общество, манипулирование массовым сознанием, распространение недостоверной информации. Именно с них начинаются социальные катаклизмы современности. В результате страдают миллионы людей, меняется политическая карта мира. Отодвигаются на второй план общепринятые нормы морали и нравственности. Жизнедеятельность любого государства становится все более уязвимой от компьютерных инцидентов.

    Александр Лукашенко делает вывод:

    — С учетом этих процессов необходима эффективная деятельность государства по обеспечению информационной безопасности. Она должна опираться на разумно выстроенную правовую основу и единое понимание стратегических целей и общих задач. Рассматривая такой важнейший вопрос, нужно обсудить и первоочередные практические меры. Следует четко понимать, каким образом работа в данной сфере будет улучшаться.

    Президент обозначил несколько аспектов, на которых необходимо сосредоточить особое внимание:

    — Во-первых, необходимо более внимательно подходить к защите главных конституционных основ нашего общества. Прежде всего связанных с государственным суверенитетом. Мы видим, как информационными потоками размывается национальный менталитет, самобытность стран и народов. Существенно меняются социальные связи человека, стиль мышления, способы общения, восприятие действительности. Всему этому следует противопоставить принципы гуманизма и справедливости, приоритеты крепких семейных отношений, других отношений, здорового образа жизни.

    Президент особо подчеркнул, что все перечисленные задачи звучат не впервые. Но есть и другие очевидные факторы риска:

    — Причина, как мы здесь уже четко определились, одна: чрезмерная леность наша с вами, бездействие и отсутствие дисциплины. Как видите, на все на это денег не надо. Поэтому и спрос будет соответствующим. Не хочу в очередной раз кого-то пугать, угрожать кому-то и так далее. И повторяться: не хотите работать — уходите. А то мы здоровый образ жизни, как и все другие мероприятия, запустили на уровень Президента. Если Президент даже не глазом, а боковым каким-то зрением не увидел проблему, она решаться не будет. Все чего-то ждут. Каких-то указаний. Указания розданы, начинайте работать!
     
    ФОТО  БЕЛТА 

    Важнейший фактор обеспечения безопасности, акцентирует внимание Александр Лукашенко, — экономический:

    — Все, о чем я говорил, будет хорошей сказкой, если не будет работать экономика. Будет экономика, будет все: и безопасность, и кибербезопасность, и в средствах массовой информации будет безопасность. Если не будет экономики, никакая информационная безопасность, концепция, законы, драконовские методы, палочная дисциплина не помогут. В каком случае не будет у нас экономики — мы тоже знаем. И это, к сожалению, тоже завязано на наши конкретные действия, на нашу дисциплину, исполнительность, на желание что-то сделать для своей страны, для себя и своих детей, внуков. Если это будет, будет и безопасность.

    Второй аспект укрепления информационной безопасности касается расширения сферы влияния отечественных средств массовой информации. Президент требует:

    — Не бояться использовать новые формы работы в медиапространстве. Надо научиться отвечать распространителям этих фейков их же оружием. И мы это умеем делать. Но почему-то считаем: да ладно, обойдется. Пронесет. Главное — быстро, четко, максимально полно донести до людей правдивую информацию. Если это не сделаем мы, это сделают за нас. Как сейчас нередко и происходит. Но знаете какую информацию донесут за нас, если мы этого не сделаем.

    Президент ставит задачу предпринять меры по повышению объема, разнообразия и качества национального вещания, доверия населения к официальным масс-медиа:

    — Требуется проработать вопрос системного контроля за распространением незаконной информации. Пока это делается от случая к случаю. Порой с опаской. Порой после рассуждений о каких-то политических последствиях. Все, кто сидит за этим столом, — вы не политики. Вы люди, четко работающие по своему направлению и защищающие интересы своего государства. Оставьте политику Президенту.

    При этом Александр Лукашенко подчеркивает, речь не в коем случае не идет о каком-то ограничении свободы мнений:

    — Это не со мной. Должен быть порядок, естественно, все должно быть законно. Законы у нас супердемократичные. А добавить нашу бездеятельность, недисциплинированность, то у нас вообще никакой диктатуры, а полная демократия, которой ни в одной стране мира нет. Все это понятно. Должен быть порядок, но никто никому не должен завязывать рот. В противном случае, как это было у нас в истории раньше, все перенесут на кухню и там будут обсуждать, как в народе говорят, обсасывать все эти вопросы, и рано или поздно это выплеснется на улицу. Поэтому делать этого (ограничивать свободу мнений. — Прим. ред.) ни в коем случае нельзя. Да это и невозможно. И не только потому, что у нас интернет появился. Изменилось общество. Планета изменилась. 

    Поэтому заниматься пустотой не надо, типа запрещать людям высказывать свое мнение. Но если это мнение выдумано, надуманно, если это связано с какой-то фейковой новостью — выскажите свою позицию. Поверьте, правда всегда победит.

    Президент убежден, что в информационном пространстве должно быть удобно и безопасно всем, а не отдельным каким-то людям, извлекающим выгоду за счет интересов других.

    Третья фундаментальная составляющая устойчивого развития страны — безопасное функционирование сетевой инфраструктуры. Президент на этот счет сказал:

    — Мы не рекламируем широко нашу деятельность по обеспечению так называемой кибербезопасности. Однако она проводится далеко не первый год и органично интегрирована в соответствующие международные службы. Вместе с тем Беларусь не ограждена от кибератак и киберпреступности. Несмотря на то что мы занимаемся этим не первый год, проблем куча, которые надо решать в этой сфере.

    От участников заседания Президент потребовал конкретных предложений по всем изложенным и другим вопросам:

    — Самое главное, что нас интересует, это какие существуют проблемы в обсуждаемой сфере? Меньше о достижениях, а о проблемах больше, которые надо решать. Что необходимо сделать в первую очередь и в перспективе? Какие дополнительные решения должны быть для этого приняты на уровне Президента и Правительства?

    Госсекретарь Совета безопасности Станислав Зась доложил, что в разработке проекта концепции информационной безопасности принимало участие почти 20 государственных органов и организаций, ведущие средства массовой информации, депутаты Парламента, представители экспертного сообщества:

    — Привлекли все заинтересованные ведомства и самых компетентных специалистов нашей страны. Тезисы концепции озвучены и обсуждены более чем на 20 международных встречах и конференциях. Более того, основные тезисы были опубликованы как в стране, так и в зарубежных изданиях. Встречен неподдельный интерес к нашим подходам. В январе проект одобрен межведомственной комиссией по безопасности в информационной сфере при Совете безопасности Беларуси. Это исключительно наш собственный, нигде не заимствованный национальный продукт, рассчитанный на широкое внутреннее и внешнее потребление, развивающий концепцию национальной безопасности. Его основное предназначение — придать деятельности по обеспечению безопасности в информационной сфере упорядоченность, дополнительную конкретность и нацеленность на результат.

     Концепция разрабатывалась исходя из геополитических интересов Беларуси, ее места и роли в современном мире. В документе учтены соглашения о сотрудничестве в области обеспечения информационной безопасности государств СНГ, ОДКБ, а также двусторонние соглашения и иные обязательства страны в области международной информационной безопасности. Проект учитывает основные положения актов международных организаций, в том числе резолюций Генассамблеи ООН и рекомендаций ОБСЕ. В документе отражены современные вызовы и угрозы, которые формируются в информационной сфере и представляют опасность для конституционных основ и жизнедеятельности государств: манипулирование массовым сознанием, дискредитация идеалов и ценностей, размывание национального суверенитета, неустойчивость информационной инфраструктуры и другие.

    В документе впервые закреплено понятие информационного суверенитета как неотъемлемое и исключительное верховенство права государства самостоятельно определять правила владения, пользования и распоряжения национальными информационными ресурсами. Осуществлять независимую внешнюю и внутреннюю государственную информационную политику, формировать национальную информационную инфраструктуру, обеспечивать информационную безопасность.

    Впервые в публичном документе также указывается готовность государства непрерывно выявлять риски, вызовы и угрозы в информационной сфере и реагировать на них.

    После заседания Станислав Зась рассказал журналистам, что проект поддержан членами Совета безопасности. Общая позиция такова:

    — Мы выработали единые взгляды на эту сферу деятельности — обеспечение информационной безопасности. До сих пор этого не было, специалисты каждого ведомства выстраивали свою работу исходя из своего понимания. Сейчас мы объединили все точки зрения, и это была непростая задача.

    Госсекретарь отметил, что на заседании обсуждалась в том числе практическая реализация концепции. В частности, шла речь о более активной работе государственных органов в интернете, общественном контроле за информационным пространством — это направление уже апробировано в некоторых странах:

    — Люди сами на добровольных началах мониторят информационное пространство и участвуют в контроле над ним. Те вещи, которые пропагандируют, допустим, экстремизм, терроризм, насилие, порнографию, стекаются потом в соответствующие службы и органы.

    Целый раздел концепции посвящен защите традиционных ценностей. В будущем не исключена разработка отдельной программы, посвященной этой теме.
    Теги: 
    • {Нет тегов}

Комментарии (0)