19 Марта, 2024 Вторник

Играют все!

  • 15 мая 2019 Общество 0

    «Поиграй со мной»! Пожалуй, самая частая детская просьба к родителю. Что в ответ? «Я занят». «Поиграй самостоятельно». «Не до этого...» Ведь многие взрослые уже и забыли, как сами были детьми. Да и голова забита заботами. Впрочем, сегодня не только семья не дает импульсов для игры. Увлечение ранним развитием, рост индустрии развлечений, исчезновение дворовой игровой культуры... В специальной литературе даже появился новый «диагноз» — синдром дефицита игровой деятельности. А вот Наталия Талай, детский и семейный психолог, мама троих детей, убеждена: игра очень важна в жизни ребенка. И инициирует в Минске необычные проекты. 


    Сам себе волшебник

    …Типичный детский садик. Еще недавно обстановка в группе была обычной. Но буквально за считаные минуты игровое пространство преобразилось до неузнаваемости. Всего‑то и нужно было несколько лоскутков ткани, веревка да прищепки — и уже готов импровизированный домик. Еще немного фантазии — на ковре появляется озеро, полное рыбы. А составленные два кресла превращаются в королевские покои... Малыши, расположившись у «воды», с удовольствием перебирают морские камушки — королева по имени Золотая монетка, Человек‑паук, Бэтмен... 

    — А можно где‑нибудь еще шезлонг поставить, — предлагает 3‑летняя Соня, она выбрала себе роль мамы.

    — В основе сюжетно‑ролевой игры — свобода творчества. Мы никогда не знаем, чем она закончится. И финал не важен. Важно получать удовольствие от процесса. Здесь не нужны никакие магазинные игрушки. Они скорее помеха. Даже вот эта фабричная палатка, — Наталия показывает на красочный домик принцессы. — Чтобы ребенок мог воплощать свои идеи, ему нужны максимально свободное пространство и какие‑то простые материалы (лоскутки ткани, картон, фольга, предметы обихода), с которыми каждый раз можно играть по‑разному... Скажем, простой стульчик способен превратиться в рыцарского коня.


    Когда у малышей возникает идея порыбачить, стараниями взрослых у них в руках сразу появляются удочки — из картона и кусочка веревки с прищепкой в качестве крючка.

    Наталия уверена: такая игра развивает у детей воображение. Помогает даже в 3 года понять, что своими руками можно что‑то менять в жизни. Что, к слову, очень важно для формирования умения проявлять инициативу уже будучи взрослым. А еще сюжетно‑ролевая игра — это взаимодействие друг с другом, умение строить диалоги (читайте: развитие речи). Причем не только чтобы донести свою мысль, но и отстоять позицию. 

    «Игра — это пространство, которое позволяет быть смелым, потому что можно быть кем угодно и где угодно. Играя, примеряешь на себя разные модели поведения», — приводит Наталия слова своего учителя Егора Бахотского, который развивает аналогичные игровые проекты в России.

    Хочу и могу

    Дети не рождаются с умением играть. Его нужно развивать. Но как, кому, где? Родителям некогда, да они уже и забыли, как играли в детстве. В школе другие приоритеты: образовательные. Акцент на развивающие занятия все более вытесняет игру даже из жизни детских садов. Поэтому Наталия и стала организовывать игровые встречи в семейном формате, то есть вместе с родителями: в детских центрах, кафе, на улице в парках. Говорит, стоит увлечься процессом — и время пролетает незаметно: уходит минимум 1,5 — 2 часа, чтобы отыграть все сюжетные линии... Одно из частых открытий в игре — обретение уверенности в том, что «я могу».

    — А что потом?

    — Игровая культура имеет вирусную природу, — подчеркивает Наталия. — Как только человек в нее погрузился, почувствовал, он несет это дальше, домой... А когда родители с малышами начинают играть — это очень здорово. Такие моменты дети всегда вспоминают с особой теплотой. 


    Впрочем, бывает, родители согласны играть с детьми, но как‑то не складывается. Почему? Причин несколько. 

    Во‑первых, взрослые нередко пытаются подавить ребенка, направить игру по другому сценарию. Психолог советует: дозированно проявляйте свою инициативу. В определенный момент лучше выдержать паузу, дать возможность ребенку самому придумать дальнейший сюжет. Даже если ваш вариант кажется интереснее. Более того, если игра уже идет и вы в ней не участвуете, вмешаться можно только если позовут. Детям надо доверять. 

    Во‑вторых, несмотря на то что игра понарошку, нельзя быть неискренним в своих эмоциях. Человек «плачет в игре, как пациент, но радуется, как играющий», — описывал этот феномен Лев Выготский, известный советский психолог, кстати, родом из Орши. Сюжетно‑ролевая игра развивает эмоциональный интеллект. Ведь тут все переживания налицо: и у родителей, и у детей. А если вы пытаетесь замаскировать свои эмоции, например скуку, ребенок это чувствует. Вот и получается, что вроде поиграли, но формально. И ребенок вновь и вновь просит поиграть вместе. И не потому, что не может играть самостоятельно. У вас с ним обязательно должен быть не только вербальный, но и эмоциональный обмен.

    Но эту ситуацию нужно отличать от «мне скучно, что мне делать?», когда родители начинают придумывать за ребенка варианты досуга. По словам Наталии, скука — это эмоциональный голод, тоска по свежим впечатлениям, которые так необходимы детской душе. Поэтому нужно, чтобы у детей оставалось свободное время: игровая инициатива появится с опытом и развитием игровых навыков. Кстати, Наталия считает, что дети 3 — 6 лет в основном только учатся брать на себя роль и отыгрывать ее целиком. А вот младшие школьники уже действительно играют, закручивая самые фантастические сюжеты.

    — Смартфоны, планшеты, ноутбуки... Все эти современные девайсы подавляют инициативу детей — там уже все придумано. У ребенка всегда есть игрушка, которая может развлечь, и для этого не нужно предпринимать никаких усилий: искать компанию, придумывать игру, договариваться. Достаточно нажать на кнопку... Это очень печально. Важно, чтобы у детей была возможность почувствовать кайф от настоящей живой игры, живых эмоций.
    В мире разворачивается общественное движение в защиту детской игры. В 2013 году по инициативе Международной ассоциации игры право на игру было даже внесено в Конвенцию о правах ребенка.
    Теги: 
    • {Нет тегов}

Комментарии (0)