27 Апреля, 2024 Суббота

Начать сначала

  • 18 июня 2019 Общество 0

    «Наполеон», «Медовик», «Пражский», «Шоколадно‑трюфельный», «Киевский»... В блокноте у Аллы Выскваркиной — около 30 рецептов тортов на любой вкус. Печет с детства. После школы даже собиралась поступать в кулинарный техникум на кондитера. Мама не отпустила: повар по профессии, она про этот хлеб знала не понаслышке. Теперь Алла уверена: так жаль, что столько времени потеряла... Лишь в 47 лет, будучи в декрете с внуком, в чужом городе она решилась попробовать сделать любимое хобби бизнесом. Для этого приняла участие в программе микроэкономических инициатив для переселенцев с территории Украины, которая реализовывалась Белорусским Обществом Красного Креста совместно с Международным Комитетом Красного Креста. Как беженка из Луганской области нашла свое призвание в Беларуси?

    — Первый в жизни торт испекла на свои 10 лет. Сама захотела, — Алла встречает нас в квартире друга семьи в Боровлянах, где временно поселилась с дочерью Ольгой и внуком Матвеем. — С тех пор пекла каждые выходные. Помню, сестра старшая с утра просыпалась и сразу спрашивала: что у нас сегодня вкусненького? Мы даже на праздники потом уже сладкое никогда не покупали.

    Так и повелось. Где бы Алла ни работала, как бы тяжело ей ни приходилось, торты пекла всегда. Не только по поводу — просто так. Отшучивается: может, потому что жизнь была несладкая. В Ирмино (Луганская область) работала на угольной обогатительной фабрике контролером ОТК. Пока не начались военные действия...

    Про переезд из Украины рассказывает скупо. Муж решил остаться. А она с дочерью сначала попытала счастья в Белгородской области, на родине мамы. Потом — в Столбцах, на родине отца. И, наконец, в поисках работы приехала в Боровляны. Кто‑то подсказал, что тут много больниц, рабочие руки всегда нужны. Устроилась санитаркой (хоть по образованию — закройщица одежды). В сельсовете помогли с комнатой в общежитии (сейчас там ремонт), а спустя год оформили вид на жительство, подъемные дали — по тем деньгам около 14 млн неденоминированных...

    — Как решилась принять участие в конкурсе бизнес‑проектов? Предложили. Все ведь вокруг знают, что я пеку. Вот и подала заявку с фото. А спустя месяц — звонок: поздравляем!

    С улыбкой Алла показывает то самое фото, а заодно и десятки других: торты на дни рождения, 8 Марта, Новый год, профессиональные праздники, свадьбу. Говорит, даже когда работала в оперблоке на полторы ставки, уставала сильно, приходя домой, все равно спешила на кухню, начинала замешивать тесто. Мол, это как отдушина какая‑то, возможность переключить мысли...

    Победительнице для развития ее микроэкономической инициативы было приобретено необходимое для работы оборудование на сумму, эквивалентную 800 евро: холодильник, чтобы можно было одновременно несколько тортов хранить, миксер, блендер, мультиварка с функцией выпекания, вытяжка.

    — Бизнес‑то пошел?

    — Пока еще набираюсь опыта, — скромничает. Говорит, что дочь тоже помогает, тесто замешивает. А вот украшать не берется. Мол, больше ответственности. Руку нужно набить. У самой же Аллы в багаже еще и 4 класса художественной школы. Наблюдаю, как уверенно она обращается с кондитерским кульком с белковым кремом: наносит «мазки» на поверхность коржей, словно художник кистью. Белые, розовые, салатовые... Ярких цветов старается избегать. Красителя в крем добавляет минимум.

    Тем временем и чайник закипел. Хозяйка приглашает за стол. Пробуем «Красный бархат», который готовился специально к нашему приходу. С черникой. Очень вкусно...

    — Заказчики у нас пока только знакомые и знакомые знакомых. Рассчитываются в основном бартером. Кто вещами для малыша, кто продуктами, гостинцами... — Алла считает, для старта это важно. А вот чтобы на коммерческие рельсы встать, нужно еще немного «подрасти».

    Хозяйка приводит нехитрые экономические расчеты и заключает: чтобы заплатить налоги и не уйти в минус, нужно хотя бы по два торта 2 — 3 кг весом в день продавать... Пока беседуем, украшает уже следующий шедевр — для мамы знакомой. Алла отлично помнит свой самый большой торт — делала для врача на день рождения, 7 кг. Самый сложный для нее — «Наполеон»: много коржей. А самый любимый — «Медовик классический». 35 лет печет его, так что может, наверное, уже и с закрытыми глазами... Интересно, что сама хозяйка торты не ест — шутит, что бережет фигуру.

    — Значит, навсегда в Беларуси решили остаться?

    — А у нас, наверное, уже и выбора нет. Дочка в этом году хочет в университет культуры поступать. Я с внуком в декрете. Конечно, пока тут ничего своего нет. Но когда‑то же будет...

    В родное Ирмино, где у Аллы остались мама и сестра, она ездит каждый год. Говорит, положение становится только печальнее:

    — Наш дом совсем перекосило, снаряд трижды попал в один угол. Тропинки, по которым мы когда‑то бегали, бурьяном поросли. По вечерам в многоэтажках хорошо если 2 — 3 окна светятся. Даже среди бела дня ни души на улице. Местные просто по звуку снарядов определяют, откуда и куда летят... Скорей бы кончилась та война…

    Сейчас в Минском районе проживает более 20 семей переселенцев из Донецкой и Луганской областей. Все друг друга знают. Встречаются просто так и на собраниях, которые организует Белорусское Общество Красного Креста, делятся последними новостями, какими‑то изменениями в законодательстве, есть группы взаимопомощи. У многих в Беларуси уже и дети родились. Жизнь продолжается…

    Надежда ДЕКОЛА.

    dekola@sb.by

    Теги: 
    • {Нет тегов}

Комментарии (0)