19 Сентября, 2019 Четверг

Очень наглядная «цифра»

  • 27 июня 2019 Общество 0

    Умный дом, единая республиканская база данных, автоматизация и диспетчеризация многоквартирных жилых домов, приборы учета с дистанционным съемом показаний, видеокамеры. Информационно-коммуникационные технологии уверенно приходят в ЖКХ и развивают отрасль, упрощают межведомственное взаимодействие при оказании услуг населению, а еще уменьшают издержки на предоставление этих услуг. Как информационные технологии влияют на работу жилищно-коммунального хозяйства, узнавала корреспондент «Р».

    О личном — в кабинете

    Три года назад в системе ЖКХ изменился порядок учета, расчета и начисления платы за ЖКУ. А все организации жилищно-коммунального хозяйства перешли в единую автоматизированную информационную систему «Расчет-ЖКУ». 

    Напомним. Несколько лет назад для расчета жилищно-коммунальных услуг применялось более 30 программ. Сейчас все предприятия отрасли используют один продукт, который, помимо всего прочего, навел порядок в извещениях. Потому что в информационное пространство нельзя внести ни одной дополнительной услуги, которая не утверждена. А деньги идут напрямую от потребителя к предприятию. Потребитель же получил возможность оплачивать все жилищно-коммунальные услуги одним платежом. Всем хорошо. Масштабный проект в свое время позволил использовать единые стандарты и подходы, централизованные алгоритмы, которые позволили избежать ошибок при начислениях за ЖКУ. Сейчас в системе около 330 организаций начисляют плату для более чем 4,4 миллиона лицевых счетов. 

    И автоматизированная система эта совершенствуется. Расширяются ее функциональные возможности, создаются дополнительные информационные сервисы, и уже в следующем месяце сервис «Личный кабинет ЕРИП» откроет свои двери пользователям, уточняют в ОАО «НКФО «ЕРИП». В первую очередь сервис предназначен для желающих следить за начислениями по жилищно-коммунальным услугам, видеть актуальные цены и тарифы на «коммуналку», а также позволит дистанционно получать подробную информацию по всем услугам и платежам ЕРИП вне зависимости от места их проведения. 

    Пользователи смогут отслеживать платежи по своему лицевому счету, уточнять детализацию потребления услуг ЖКХ и видеть расшифровку по услугам ЖКХ, вводить показания приборов учета, управлять способом получения извещения за ЖКУ (в бумажном или электронном виде), выбирать способ уведомлений (на электронную почту, в мессенджеры — Viber или Telegram) о совершении операций, выставлении в свой адрес счетов на оплату. 

    Под разными слоями

    Во всех администрациях районов Минска появилась геоинформационная система «Интерактивная карта Минска». На сайте администрации Советского района она выложена в открытом доступе. Захожу на сайт. На карте вижу территории, закрепленные за субъектами хозяйствования, которые отвечают за порядок и благоустройство этих территорий. Кто и за что отвечает, найти несложно, достаточно ввести запрос в графе «поиск по адресу» или «поиск по организации». Есть на карте еще один слой, который касается обращения с ТКО, — это расположение всех контейнерных площадок. Создали сей продукт специалисты отдела перспективных разработок КУП «Центр информационных технологий Мингорисполкома». 

    — Интерактивная карта должна развиваться и быть многослойной, — уверена начальник отдела Светлана Дмитриева. — Причем слои на ней могут быть самые разные. В ближайших планах нанесение еще нескольких слоев — дорожек, которые протаптывают граждане, и площадок для выгула собак. 

    Карта помогает различным районным службам эффективно управлять имуществом. Такая же интерактивная карта есть и в Солигорске. 

    Еще один серьезный вклад в цифровизацию ЖКХ — автоматизированная информационная система учета затрат при эксплуатации жилищного фонда «ДомУчет». Программу специалисты Центра информационных технологий презентовали на международном форуме TИБO. Программный продукт предназначен для эксплуатации в организациях ЖКХ, занимающихся обслуживанием жилищного фонда. Система позволит подробно планировать выполнение работ по графикам, а также контролировать затраты по эксплуатации жилфонда. Первый модуль программы действует в тестовом режиме во Фрунзенском районе Минска. Программа удобна не только для специалиста, но и для рядового потребителя. В будущем он также сможет узнавать все о своем доме. Получение информации станет доступной только после регистрации.

    На международном форуме ТИБО-2019 также презентовали проект «Моя Республика». Если схематично, то это обновленная версия портала «Мой горад» 115.бел с общей платформой на базе данных портала и единых диспетчерских служб. Подробностями специалисты обещали поделиться после завершения подготовительных работ. Пока же обычный человек отправляет обращения на портал «Мой горад» 115.бел. С 2015 года (именно тогда портал заработал для минчан) зарегистрированные пользователи оставили более 236 000 запросов, почти 220 000 из них решено, остальные находятся либо на контроле, либо отклонены по обоснованным причинам. В начале этого года портал охватил все областные и районные центры страны. 

    В облаке учета

    В цифровизации отрасли ЖКХ заинтересованы и частные организации. Так, облачный провайдер beCloud организациям жилищно-коммунальной отрасли предлагает комплексное решение «Подомовой учет». Продукт этот позволит снизить стоимость оказания услуг населению и повысить их качество. Создавался он специально для автоматизации деятельности организаций жилищно-коммунального хозяйства, занимающихся обслуживанием жилищного фонда. 

    «Подомовой учет» обеспечит надлежащий учет и контроль за выполненными работами, материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами предприятия. В нем можно создать электронный банк данных по объектам жилого фонда с описанием технических характеристик по каждому объекту, контролировать и учитывать потребление тепловых и энергетических ресурсов, анализировать деятельность организации. На основании полученных данных продукт производит расчет себестоимости обслуживания объектов жилого фонда по техническому обслуживанию, текущему ремонту, благоустройству придомовой территории, уборке мест общего пользования, капитальному ремонту. 

    — «Подомовой учет» — это облачное решение, которое поможет организовать эффективную работу организациям в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Основной принцип предоставления подобных услуг со стороны облачного провайдера — это возможность их развертывания в облаке с обязательным резервным копированием, обеспечение доступа пользователей к системе в режиме онлайн, при этом продукт доступен пользователю из любой точки мира в любое удобное ему время, — уточняет генеральный директор компании Олег Седельник.

    КОМПЕТЕНТНО

    Геннадий АКСТИЛОВИЧ, начальник отдела Министерства жилищно-коммунального хозяйства: 

    — Информационно-коммуникационные технологии в ЖКХ, несомненно, повысят эффективность отрасли и повлияют на ее развитие. Их внедрение — это перспективная задача как на краткосрочный, так и долгосрочный период. При этом о некоторых ближайших проектах мы уже можем говорить. Например, о дооснащении многоквартирных жилых домов системами автоматизации и диспетчеризации. В этом году коммунальные службы установят в многоквартирных домах более 6800 систем автоматизации и диспетчеризации. И заменят 3500 лифтов с системой видеонаблюдения. 

    Большое внимание уделяется дистанционному сбору информации, в первую очередь об объемах потребления коммунальных услуг. В связи с необходимостью хранения, анализа и обработки данной информации предложена концепция создания единой унифицированной республиканской платформы интеллектуальных зданий, а также единого республиканского оператора аппаратно-программного комплекса, ответственного за ее работу. Над этим трудимся вместе со специалистами министерства связи и информатизации. 

    Если говорить о состоявшихся проектах, то это создание личного кабинета пользователя в АИС «Расчет-ЖКУ», а также расширение функциональных возможностей и дополнительных информационных сервисов в автоматизированной системе «Диспетчерская» на интернет-портале 115.бел.

    misnik@sb.by

    Теги: 
    • {Нет тегов}

Комментарии (0)