19 Марта, 2024 Вторник

Дело в шляпе

  • 29 августа 2019 Общество 0

    Чтобы сделать «капялюш» для Президента — тот самый, который Александру Лукашенко подарили на прошлой неделе в Ивье, мастерице из агрогородка Лелюки Вере Павловне Чурейно понадобилось 3 снопа соломы, 3 дня, редкая усидчивость и благословение местного батюшки. Бессонные ночи, впрочем, того стоили. Шляпа Главе государства оказалась впору. В Лелюки — учиться плести шедевры из соломы — отправились и корреспонденты «СБ. Беларусь сегодня».

    — У каждого мастера есть мечта сделать что-нибудь такое, чтобы это осталось в истории, — такими словами встречает нас Вера Павловна.

    На этих головных уборах она уже давно набила руку. Еще бы, «в деле» 25 лет, «капялюшей», пытается подсчитать, сплела уже около пятисот. В подобных ходят и многие белорусские знаменитости, Борис Моисеев на «Славянском базаре» купил себе такой… 

    — Считается, что сделать «капялюш» — даже для опытного мастера по соломоплетению — это все равно что решить школьную задачку «со звездочкой». Но именно к этому изделию у меня отношение особое. Оно — любимое. Может быть, потому, что именно с «капялюша» я и начинала.

    0:00/ 0:00

    Движения Веры Павловны доведены до автоматизма. Плести «капялюши», ловлю себя на мысли, она сможет даже с закрытыми глазами. Сделать из четырех соломин плетенку- «зубатку», которая, собственно говоря, в шляпу потом и превратится (ее для подарка Президенту, к слову, понадобилось аж 18 метров) — работа пусть и кропотливая, но несложная. Пока я думаю, как правильно загнуть соломинку и куда продеть ее кончик, чтобы получился тот самый узор с зубчиками по краям, мастерица уже берет очередную заготовку. 

    — Солому (а работаю я только с ржаной, как в стародавние времена, хотя и тритикале подойдет — оно более мягкое) сначала нужно ровненько посередине расщепить на две одинаковые по толщине полоски: одна к одной. Делаю это при помощи лески — со временем поняла, что так эффективнее всего. Работать можно и с нерасщепленной, но «капялюш» тогда выйдет грубым. А наш, посмотрите, насколько легкий и изящный! Тонкая работа!



    Чтобы соломка не сломалась, ее необходимо прежде пропарить в кипятке. Лайфхак от Веры Павловны: вымачивать нужно до тех пор, пока вода не остынет до комнатной температуры. Затем завернуть в пакет. А использовать в течение четырех дней. Мастерица замечает: испортится — не испортится, но иначе потемнеет.
    Заготовить солому, кстати, — дело не менее ответственное. Самое трудоемкое! Нынче, рассказывает Вера Павловна, у нее даже собственный огородик с колосящейся рожью имеется. Срезать соломинки дозволяется исключительно серпом, комбайн только испортит рабочий материал. 

    — А раньше на колхозном поле соломку брала, с хозяйством договаривалась, председатели не возражали. Заготавливать снопы начинала недели за две до выхода комбайнов в поле, — рассказывает Вера Павловна. — Но если прежде на сезон мне хватало от силы 20 снопов, то теперь и сотни мало.



    Для облегчения ручного труда муж Леонид самолично придумал специальный агрегат, благодаря которому колосок в соломину превращается легким нажатием ноги.

    — Раньше резали ножницами. «Марудная» работа, никому не пожелаешь. Ножницы тупились, болели руки и плечи, всем семейством вечера коротали… Верхний сегмент растения шел на корзины, нижний — на «капялюшы» и цветы. Солому, кстати, предварительно нужно высушить. Сделать это при хорошем солнце можно за неделю. Если же погода плохая — и месяц сохнуть будет. Кроме того, отбелить. При помощи перекиси водорода.
    Финальный штрих — прокатать ленту, будто тесто, при помощи скалки. Солома ведь, замечает мастер, как настоящая женщина — стоит ее только погладить, станет «лагоднай». 

    Этап номер два. Не менее трудоемкий. Превратить ленту в шляпу. Наш инструмент — иголка с продетой в нее тоненькой леской (понадобится около 30 метров). Вера Павловна сразу предупреждает: с нитками лучше не экспериментировать, слишком уж нынче они стали тонкими. А значит, есть вероятность, что «капялюш» долго не прослужит, спустя месяц-другой опять превратится в 18-метровую «плетенку». Задача вновь поставлена весьма «тонкая»: проткнуть и прошить каждый зубчик. «Сколько их здесь?» — интересуюсь. Мастерица смеется: если бы, дескать, она их считала, то и за месяц с работой бы не справилась. 

    — Верх и поля круг за кругом сшиваю снаружи, тулью — боковую часть — изнутри, — учит нас Вера Павловна.

    Спрашиваю у мастерицы: что в работе было самым сложным? Ответ: угадать с размером.

    — По мужу мерила, он с Президентом примерно одной комплекции. За работу не боялась, в себе уверена. За одно переживала: пусть бы только головной убор Александру Григорьевичу подошел. А потом словно мешок картошки с плеч сняли… Ведь получилось!

    Теги: 
    • {Нет тегов}

Комментарии (0)