20 Апреля, 2024 Суббота

Беречь как зеницу ЭКО

  • 11 октября 2019 Общество 0

    На что готовы пойти супруги ради рождения желанного малыша? На многое, если не сказать больше: на все. На длительное лечение от бесплодия, на отказ от вредных привычек, на смену образа жизни. А уж в том, что за деньгами дело не постоит, и сомневаться не приходится. Это подтверждает тот факт, что в стране востребована услуга льготного кредитования для проведения искусственного оплодотворения. Кто готов залезть в долги, но при этом увеличить свои шансы стать родителями? Кому и на каких условиях дают льготный кредит и оправдала ли себя практика такого вида господдержки бездетных пар? Ответы на эти вопросы искала корреспондент «Р».


    RB.RU

    Только белорускам и только безналом

    Кредиты на оплату экстракорпорального оплодотворения предоставляют у нас с января 2014 года. Как рассказали в департаменте кредитования населения ОАО «Беларусбанк», за это время выдали 4800 кредитов на 19 миллионов рублей. Специалисты банка уточнили условия предоставления этой финансовой услуги: кредит на оплату ЭКО дают в белорусских рублях на срок до 5 лет с уплатой процентов в размере половины ставки рефинансирования Нацбанка, что сегодня составляет 4,75 процента годовых. С учетом того, что в последние годы ставка рефинансирования снижается, то и кредит стал более выгодным для населения. Максимальная сумма, на которую можно рассчитывать, — 300 базовых величин (сейчас это 7650 белорусских рублей). Кредит выдают в безналичной форме, перечисляя денежные средства на счет организации здравоохранения единовременно или путем открытия кредитной линии. Тому, кто этого хочет, нужно доказать свою платежеспособность. Исполнение обязательств обеспечивается поручительством физических лиц. 

    Право на льготный кредит имеют только женщины, являющиеся гражданками Беларуси, которым оказывается медицинская помощь в виде ЭКО. При этом не имеет значения, где они получают мед-услугу — в коммерческой клинике или государственном центре. Еще одно условие — наличие у женщины постоянного источника дохода. Воспользоваться кредитом можно только с целью искусственного оплодотворения. Услуги доноров половых клеток и суррогатной матери не оплачиваются. Оформить кредит можно в учреждении банка (ипотечном офисе) по месту жительства кредитополучателя либо по месту расположения организации здравоохранения. Если процедура ЭКО прошла удачно и рождается ребенок, родители имеют право получить отсрочку по погашению задолженности и процентов. Она предоставляется на время получения пособия по уходу за ребенком. А что если попытка искусственного оплодотворения оказалась неудачной? Льготный кредит могут выдать повторно, но только после полного погашения ранее полученного кредита на эти цели. 

    Цена вопроса

    Прежде чем открыть кредитную линию, парам нужно определиться, где им окажут услугу ЭКО. Следует сказать, что выбор для нашей небольшой страны достаточно широкий. Вспомогательные репродуктивные технологии предлагают в 8 медицинских центрах, в том числе 3 государственных — РНПЦ «Мать и дитя», областном роддоме Минской области, Гомельском областном диагностическом медико-генетическом центре с консультацией «Брак и семья». 

    Вначале женщина обращается в учреждение здравоохранения за оказанием услуги, а после определения программы ЭКО — в банк за кредитом.

    MEDABOUTME.RU

    Средняя стоимость одного полного цикла искусственного оплодотворения — 5000 рублей и больше. Точную сумму супругам скажут только после обследования и определения применяемых методик. Большую часть затрат составляют лекарственные препараты и расходные материалы.

    Программа ЭКО — дело не одного дня. Она, как правило, включает в себя комплексное диагностическое обследование, подготовку женского организма к зачатию, то есть гормональную стимуляцию яичников, забор и подготовку половых клеток и непосредственно процедуру переноса эмбриона. 

    Из бездетных — в многодетные

    33-летней Виктории и 38-летнему Дмитрию Ивановым (фамилия изменена по просьбе героев. — Прим. ред.из Минска не удавалось стать родителями на протяжении восьми лет. Первая беременность не развивалась, вторая закончилась трагически — плод погиб внутриутробно. А в результате в маточных трубах развился воспалительный процесс, они стали непроходимыми. Лечение не помогало, единственный вариант забеременеть — искусственное оплодотворение. Взвесив все за и против, решили сделать ЭКО в одном из частных центров. Когда их включили в протокол, супруги задумались о возможности льготного кредитования. Разом оплатить весь пакет услуг оказалось неподъемно. 

    — Только диагностическое обследование обошлось нам в 19 миллионов рублей (это было еще до деноминации), каждая капельница — 500 000, а мне их потребовалось семнадцать, — рассказывает Виктория. 

    Кредит семья Ивановых взяла на 60 миллионов рублей (неденоминированных) на пять лет. Но использовали они только 45 миллионов. Банк оплачивал непосредственно саму процедуру забора половых клеток, перенос и подсадку эмбриона, а также криоконсервацию эмбрионов — в случае если первая попытка окажется неудачной, не потребуется заново проводить весь цикл. Остальное: анализы, лекарства, обследование, капельницы — финансировали собственными наличными. 

    Обследование и подготовка заняли около двух месяцев.

    — Мы проходили лечение по самому простому протоколу, поскольку сперма мужа была в порядке, а у меня диагноз известен и многие данные уже были на руках, — делится опытом Виктория. — Нам не потребовались никакие дополнительные манипуляции со сперматозоидами и яйцеклетками. А если бы была более серьезная ситуация, например один яичник не функционировал, тогда можно было бы воспользоваться средствами кредита для оплаты и этих процедур. 

    В прошлом году только в РНПЦ «Мать и дитя» 145 женщинам выполнили искусственное оплодотворение с открытием кредитной линии.

    EVA.RU

    В конце лета Виктории подсадили эмбрион, и попытка увенчалась успехом. Двойняшки родились чуть раньше срока, в 36 недель потребовалось экстренное кесарево сечение. Новорожденных немного подлечили в специализированном отделении стационара — пока полностью сформируется функция самостоятельного дыхания. Но каких-либо последствий для здоровья удалось избежать. Сейчас, как говорит мама, проблем ее сыночки доставляют не больше, чем дети их знакомых, зачатые естественным путем. Простуды не чаще, чем у других, а серьезных заболеваний не было. Малыши к тому же радуют родителей интенсивным развитием: в десять месяцев они уже пошли, а в два с половиной года декламируют стихи. 

    Большую часть кредита, взятого для того чтобы они появились на свет, семья Ивановых уже выплатила. 

    — Мы решили не брать отсрочку платежа на время моего декретного, — говорит Виктория. — Восемь лет долговых обязательств — это для нас психологически тяжело, хочется поскорее рассчитаться и почувствовать себя свободными. Для погашения задолженности ежемесячно тратим часть декретных, а это менее 80 рублей. Сказать, что это для нас очень обременительно, было бы неправдой.

    Ивановы считают себя семьей со средним достатком. Дмитрий — ИП, у него собственный бизнес, до декретного Виктория с образованием специалиста по международным отношениям работала с мужем. Сейчас материальное обеспечение легло полностью на плечи супруга. Год назад семья улучшила свои жилищные условия: тесноватую хрущевку продали, купили двушку попросторнее. И словно в воду смотрели: Виктория из одного декретного плавно перешла во второй — совершенно неожиданно для всех забеременела сама. Рождение третьего сына супруги называют итальянским чудом: он появился на свет после их совместного отдыха у родственников в Италии. Оформили на него семейный капитал.

    — Наверное, солнце, море и расслабленное настроение сделали свое дело, — пытается объяснить причины такого поворота событий Виктория. — А мы были уверены, что двойня путем искусственного зачатия — наш потолок. И хоть к появлению третьего оказались совершенно не готовы, очень счастливы, что так случилось. 

    В целом на лечение и попытку ЭКО пара потратила около 7000 долларов. Супруги утверждают, что даже мысли о том, как дорого обошлись им первенцы-близнецы, никогда не возникало.

    — Радость, которую мы получаем от общения и воспитания наших малышей, важнее всех денег на свете, — улыбается мама Виктория. — Жаль только, что папу своего сейчас практически не видим — ему надо большую семью кормить, он трудится с утра до ночи. Но я намерена его поддержать — пошла на переквалификацию в перспективную IT-специальность. Планирую выйти на работу, когда младшему малышу исполнится год. 

    Бюджетники предпочитают кредиты

    Из всех медцентров самый большой объем ЭКО делают в отделении планирования семьи и вспомогательных репродуктивных технологий РНПЦ «Мать и дитя» — около тысячи полных циклов в год. В прошлом году кредитной линией воспользовались 145 человек, то есть около 15 процентов всех обратившихся. В нынешнем году число «кредитных» пар еще больше. 

    Как рассказала заведующая кабинетом вспомогательных репродуктивных технологий, врач акушер-гинеколог, репродуктолог Ирина Дусь, «кредитная» пара мало чем отличается от обычной. Средний возраст женщины такой же — 30—34 года. Разве что статус семьи немножко другой. К льготному кредиту чаще всего обращаются супруги, бюджет которых не позволяет единовременно оплатить всю стоимость программы ЭКО. Как правило, это представители бюджетных организаций: учителя, врачи, социальные работники, работники культуры. Среди них очень много жителей районов, где уровень зарплаты ниже, чем в столице и областных центрах. 

    Средняя стоимость программы ЭКО в РНПЦ «Мать и дитя» — 4500 рублей. Увеличивают итоговую сумму степень сложности бесплодия и возраст женщины. Как правило, цена будет выше, если пациентка старше 35 лет, со сниженным овариальным резервом и оперированными яичниками. В таких случаях требуются более высокие дозы препаратов для стимуляции яичников и проводить ее нужно дольше. 

    Стоимость программы ЭКО повышает и сложная патология со стороны мужа. Например, если сперматозоиды малоподвижные, их недостаточно, то требуется дополнительно проведение ИКСИ — методики, при которой, образно говоря, яйцеклетку прокалывают и вводят туда сперматозоид.

    — После 35 лет и особенно после 40 риск неудачи при искусственном оплодотворении возрастает, — констатирует репродуктолог. При этом мое предположение, что возрастные пациентки реже берут кредит, специалист не подтверждает. 

    — Каждой паре мы объясняем особенности их личной ситуации, — говорит Ирина Дусь. — Зная о своих факторах риска, пара делает осознанный выбор, проводить ей попытку ЭКО или нет и, соответственно, использовать ли для этого кредит.

    Один кредит — две беременности

    Сегодня на приеме у Ирины Дусь как раз была «кредитная» пациентка. Она и ее муж — школьные учителя из райцентра. В 2015 году обратились для проведения программы ЭКО. У женщины патология маточных труб. После внематочной беременности одну трубу удалили, вторая оказалась непроходима. 

    — Супруги открыли в нашем центре кредитную линию, — рассказывает врач. — Проведена программа ЭКО: в полость матки перенесли два эмбриона — пациентка забеременела. Еще два эмбриона криоконсервировали. 

    Женщина благополучно родила малыша в РНПЦ «Мать и дитя», а через два года обратилась к репродуктологам снова — уже за программой криопереноса, то есть чтобы эмбрион, который был предварительно заморожен, перенесли в полость матки с целью новой беременности. 

    Задолженность по кредиту, кстати, пара еще не выплатила: взяли отсрочку на время декретного отпуска. 

    — Если первая попытка оказалась неудачной, можно сделать и вторую — уже с использованием криоэмбрионов, то есть без проведения полного цикла ЭКО, — говорит Ирина Дусь. — Женщина отдыхает пару месяцев, а затем за счет остатка средств кредита осуществляется перенос эмбриона. Главное, чтобы невостребованных кредитных средств хватило на эту процедуру. Кстати, цены на услуги ЭКО в нашем центре это позволяют.

    Случаев, когда пары брали кредит на ЭКО повторно, в практике РНПЦ «Мать и дитя» не было. 

    — Льготное кредитование сделало высокотехнологичную медпомощь более доступной жителям нашей страны, — подытоживает Ирина Дусь. — А чем больше мы сможем реализовать программ ЭКО, тем больше будет в стране счастливых семей. 

    Доступно простому смертному

    Директор частного Центра репродуктивной медицины Светлана Жуковская
     тоже считает, что пятилетняя практика льготного кредитования себя оправдала. По ее мнению, вспомогательные репродуктивные технологии стали более доступными женщинам с бесплодием. 

    — Если до внедрения льготных кредитов к нам обращались преимущественно минчане с высокой платежеспособностью, которые могли сразу оплатить весь цикл ЭКО, то сейчас мы помогаем увидеть улыбку своего ребенка людям с самым разным уровнем доходов. Среди наших пациенток немало работников сельского хозяйства, жителей глубинки, — говорит она. — Около 40 процентов тех, кто обращается к нам за помощью, оплачивают экстракорпоральное оплодотворение с использованием льготного кредита. Алгоритмы взаимодействия с банком отработаны, проблем не возникает.

    ФАКТ

    Согласно нашему законодательству право на ЭКО могут реализовать женщины от 18 до 49 лет, если у них есть медицинские показания к этому виду медицинской помощи. Искусственное оплодотво-рение считается финальным методом при бесплодии, когда все остальные не привели к беременности. Женщина обязательно должна быть в браке. Одинокой пациентке с бесплодием не откажут, но проведут оплодотворение только спермой анонимного донора.

    HOCHU-DETEY.RU


    ЦИФРЫ

    До 16 процентов пар в нашей стране бесплодны, причем почти в половине случаев причина — в мужчине. При этом статистика не учитывает незарегистрированных браков.

    У 20—25-летних женщин шансы забеременеть в результате экстракорпорального оплодотворения равны почти 50 процентам, у 33—36-летних — до 45 процентов, у 37—42-летних — до 37 процентов, а у тех, кто старше 42 лет, — не более 26 процентов.

    11  — самое большое число попыток ЭКО, на которое отважилась белоруска.

    А как у них?

    Бесплатно – значит, наиболее эффективно

    ECOCENTER.BY


    Лидер по объемам ЭКО в мире – Дания. Каждый десятый ребенок, который рождается в этой стране, зачат с помощью вспомогательных репродуктивных технологий. В нашей стране, для сравнения, доля детей, которые появляются в результате искусственного оплодотворения, составляет около 1 процента. 

    В шести странах мира существуют программы полного финансирования ЭКО и ИКСИ – это Бельгия, Франция, Греция, Израиль, Словения и Швеция. В некоторых странах работает частичное финансирование государством или страховыми компаниями попыток искусственного оплодотворения. В России женщина имеет право получить квоту на бесплатное ЭКО из полиса обязательного медстрахования. Но процедура эта непростая и длительная. Очередь в некоторых регионах достигает 4–5 лет. В Казахстане ЭКО делают бесплатно только в отношении тех женщин, у которых наибольшие шансы забеременеть. В некоторых странах Западной Европы бесплатное искусственное оплодотворение выполнят, если семья согласна на перенос только одного эмбриона. В любом случае если речь идет о безвозмездном ЭКО, предполагаются несложные ситуации, где вероятность успеха самая высокая. 

    Много лет в Беларуси предлагают сделать первую попытку ЭКО бесплатной. Но пока этот вопрос снова на длительном обсуждении. С учетом того, что программа дорогостоящая, при этом женщину от бесплодия не излечивает, то есть не восстанавливает ее репродуктивную функцию, специалистам нужно не только очень четко определить, какой категории пациенток бюджетную попытку предоставить, но и как будет осуществляться механизм финансирования, исключив коррупционные риски. Некоторые эксперты склоняются к тому, что оптимальным способом поддержки бездетных пар остается льготное кредитование ЭКО. 

    Ирина БЕЛАЯ
    Теги: 
    • {Нет тегов}

Комментарии (0)