25 Апреля, 2024 Четверг

«Наши специалисты — это бойцы, трудяги». Узнали, как работают медики столичной инфекционной больницы

  • 21 апреля 2020 Общество 0

    Городская клиническая инфекционная больница Минска стала тем медучреждением, куда поступили нулевой пациент с подтвержденным диагнозом коронавирус и контактировавшие с ним люди. Это случилось 28 февраля. Сейчас в клинике на госпитализации более 170 человек. Медики бросили все силы на их лечение. Врачи и медсестры, которые борются с распространением COVID-19, работают в особом режиме — многочасовых дежурств, зачастую редких встреч с родными. Несмотря на большой объем задач, непростые условия, они профессионально выполняют свой долг. 


    Корреспонденты «СГ» встретились с некоторыми из них в больнице. Сегодня мы познакомим вас с героями нашего времени. И всем им от себя и наших читателей мы говорим спасибо!


    Хорошо подготовленный экспромт

    Даже в обычное время эта клиника — форпост борьбы с самыми опасными и тяжелыми инфекционными заболеваниями, через который в год проходит более 6 тысяч пациентов. С богатой историей, за долгие годы существования (работает с 1913-го) уже выработала четкую систему действий в экстремальных условиях и строго ее придерживается. 

    Можно сказать, инфекционная больница в какой-то мере в более выгодном положении в сравнении с другими учреждениями здравоохранения — встретила вирус подготовленной. О чем речь? Это учения и отработка легенды среди сотрудников организаций, аэропортов, вокзалов. Такого рода моделирование завоза болезней и борьба с ними проходит ежеквартально. По словам главврача УЗ «ГКИБ» Николая Юровского, который возглавляет больницу более 15 лет, навыки перепрофилирования инфекционного стационара под требования времени передаются из поколения в поколение: 

    — Для того чтобы коллектив был уверен в своих действиях при встрече с инфекцией (причем не имеет значения, с какой именно), он должен находиться в постоянной готовности. Что нарабатывается учебно-тренировочными мероприятиями, которые планируются и регулярно проводятся в обстановке, приближенной к «боевой». Персонал относится к своим обязанностям правильно: понимает — если защищать себя, воздействовать на пути передачи, источник инфекции, достигается эффект. Теоретическая подготовка, подкрепленная практическими навыками, — основа работы в будущем. Мы все видели, как ситуация с коронавирусом развивалась в других странах. Так что у нас было время подготовиться. На что обратили внимание? На средства защиты в первую очередь. Предполагали, что может возникнуть дефицит, поэтому своевременно сделали запас. Второй момент — навыки, доведенные до автоматизма. Медикам необходимо было научиться применять спецодежду, чтобы не допустить внутрибольничного инфицирования. 

    Главный врач УЗ «ГКИБ» Николай Юровский.

    Готова больница и в плане оснащения — на вооружении 12 аппаратов ИВЛ. Есть и своя клинико-диагностическая лаборатория (КДЛ). С началом распространения вируса здесь проводились исследования для своих нужд. Сейчас лаборатория обслуживает целый ряд медучреждений города. 

    Заведующая КДЛ Людмила Анисько уточняет, что тесты на СОVID-19 стали проводить с середины марта:

    — А с 27 марта удовлетворяем потребности и других столичных клиник — это более десятка стационаров Минска. В среднем в день к нам поступает до 600 проб для анализа. Так, за неполный апрель сделали на коронавирус более 9 тысяч тестов. Для сравнения: ранее за квартал в целом выполняли до 6 тысяч исследований. Понимание и осознание усталости, наверное, придут, когда все закончится. Работаем, можно сказать, на адреналине. Часто до глубокой ночи. Ведь процесс тестирования достаточно длительный — занимает около пяти часов. 

    Лаборатория работает в усиленном режиме, специалисты — в режиме нон-стоп. Два фельдшера-лаборанта, один биолог, два врача. Когда освобождается место или кого-то нет, к тестированию подключается заведующая. 


    «Наши специалисты — это бойцы, трудяги»

    Мощность клиники — 210 коек, еще 6 — реанимационных, но с учетом ситуации медучреждение может принять одновременно 180 пациентов. Остальные места переоборудованы под другие цели. К примеру, некоторые палаты сейчас предназначены для персонала (прежде всего реанимационного отделения), который постоянно находится в больнице. 

    — Наши специалисты — это бойцы, трудяги, — благодарит коллег Николай Юровский. — В клинике почти 350 сотрудников разного профиля. В их числе 56 врачей, до 130 представителей среднего медперсонала. Все они независимо от должностных инструкций выполняют общее дело. В непростых условиях. Чтобы как-то снизить нагрузку на медиков, постоянно мониторим ситуацию. К примеру, привлекаем врачей клинико-диспансерных отделений, которые менее загружены, для помощи в приеме больных. Каждый понимает значимость своей работы.

    Изначально в больницу госпитализировали контакты первого и второго уровней, сейчас для такой категории функционируют специальные учреждения. Пациенты инфекционки — люди уже с клиническими проявлениями. Сейчас 6 из них в реанимации, 20 нужна кислородная поддержка. В основном это люди в возрасте, с сопутствующими заболеваниями. Средний период нахождения на лечении — две недели. Домой попадают после получения двух отрицательных результатов тестов при условии отсутствия клинических проявлений. Из больницы выписалось уже более 100 выздоровевших пациентов.

    Сама клиника — это 8 стационарных отделений разных профилей. Сегодня они выполняют одну функцию — работают с коронавирусными больными. Отделением оппортунистических инфекций (ВИЧ-инфекций) заведует Людмила Дымель. Именно она дежурила 28 февраля, когда поступил первый человек с COVID-19.

    — Когда узнали, что к нам везут пациента, понимали ответственность, — вспоминает тот вечер Людмила Борисовна. — Конечно, всегда непросто быть первыми. Но работали в команде: с коллегой из приемного отделения, подключилась администрация — приехал главврач и заместитель по медицинской части. В таких ситуациях чувствуешь большую поддержку. Пациента оперативно госпитализировали в боксовый изолятор. Волнение, конечно, присутствовало, но к ситуации были готовы. После этого в больницу стали привозить и других пациентов с коронавирусом. 

    Как работают медики в нынешних условиях? С соблюдением особых мер безопасности. Людмила Дымель показывает, из чего состоит экипировка персонала, который находится в красной зоне. Обязательны для входа в боксы к больным одноразовые комбинезоны, бахилы, перчатки, шапочки, очки, респираторы. Все это надевается на чистой территории. 

    В предбоксниках (помещениях, которые примыкают к самим палатам) имеются дополнительные полотенца, дезсредства. Если необходимо выполнить более длительные и сложные манипуляции, которые требуют более тесного контакта с пациентом, — по забору крови, к примеру, внутривенные и внутримышечные инъекции, капельницы — используются две пары перчаток. После выхода из красной зоны одноразовые комплекты утилизируются.

    — Все уже привыкли к условиям строгого санэпидемрежима, правила безопасности соблюдаются на автомате, — замечает Людмила Борисовна. — Защитная одежда причиняет определенный дискомфорт, но так и ранее работали с пациентами нашего профиля. Костюмы у нас дышащие, но есть некоторые неудобства, ведь пользуемся дополнительным оборудованием. Фонендоскопами, к примеру. На лице большое количество предметов, за целый день от этого устаешь. Особенно это чувствовалось в самом начале эпидемии, когда больница принимала много пациентов. Сейчас адаптировались.


    Были новаторами

    Людмила Дымель в больнице с 2017 года, до этого два года проходила клиническую ординатуру на базе инфекционки. Отделение для пациентов с ВИЧ-инфекцией простым назвать сложно. Прийти сюда на работу — шаг ответственный и важный. 

    — Направление для клиники новое. Отделение открылось в 2015 году. Мы были новаторами в этой области. Сама я прошла здесь хорошую школу. Поэтому, когда развилась ситуация с коронавирусом, сотрудники имели опыт общения — и врачебный, и психологический — с разного рода пациентами, умели действовать в экстремальных ситуациях, — вспоминает завотделением. — Растерянности не было. Данная эпидемиологическая ситуация — часть нашей жизни. И она диктует условия, в которых нужно четко выполнять свои обязанности.
    К распорядку дня добавились ежедневные производственные совещания, на которых постоянно обмениваются информацией. Обходы пациентов, если требует необходимость, несколько раз в день. Для того, чтобы оценить тяжесть состояния конкретного пациента: развивается ли, к примеру, дыхательная недостаточность. Что еще изменилось? 

    Старшая медсестра отделения Инна Корзун, которая в больнице три десятка лет, добавляет — актуален более жесткий самоконтроль:

    — Переживаешь за персонал, чтобы не допустил ошибок, внимательно следил за выполнением процедур. Казалось бы, привычная вещь — просто открыть и закрыть дверь. Но в нынешних условиях очень важно сделать это правильно. Не говоря об обработке и дезинфекции — все усилилось в разы. Любое действие нужно жестко контролировать и уметь просчитывать на несколько шагов вперед. Каждый медработник понимает, что его может ждать в инфекционной клинике. И если сюда попадаешь, работаешь на совесть. Мы знаем, что нужны людям. 

    …Сегодня специалисты чувствуют всестороннюю поддержку — со стороны государственных организаций, частных компаний, неравнодушных людей. На столе у Николая Юровского замечаю стопку открыток: «Это от наших пациентов. Теплые слова и пожелания для нас — большой стимул. Люди знают, что делаем хорошее дело». 

    bizyk@sb.by
    Теги: 
    • {Нет тегов}

Комментарии (0)