05 Мая, 2024 Воскресенье

Запрещенная «химия»

  • 10 декабря 2015 Спорт Русский 0

    Допинговый скандал в легкой атлетике стал одной из главных спортивных тем минувшего месяца. Независимая комиссия  Всемирного антидопингового агентства (WADA) опубликовала в своем докладе данные, согласно которым против ряда официальных лиц российского спорта и нескольких спортсменов выдвигаются обвинения в использовании допинга и подделке результатов анализов. Кроме того, совет учредителей WADA  признал несоответствующими кодексу организации сразу пять национальных антидопинговых агентств, включая российское. Один из членов независимой комиссии WADA заявил также, что во второй части доклада, которая ожидается в ближайшее время, может быть дана рекомендация о приостановке деятельности всей Международной ассоциации легкоатлетических федераций (IAAF)… Как бы то ни было, этот скандал заставил мировую общественность задуматься и обратить внимание на серьезность допинговой проблемы. Можно ли справиться с ней  окончательно и бесповоротно  — об этом разговор с врачом  Могилевского областного диспансера спортивной медицины, председателем областной антидопинговой комиссии Ириной Осьмак.

    —  Нас уверяют, что современный профессиональный спорт невозможен без фармакологической поддержки. А насколько велика разница между ней и допингом? Тем более, если перечень запрещенных препаратов время от времени пересматривается, и некоторые вещества выводят из «черного списка».

    — С помощью лекарств мы лечим людей. Допинг же — препарат, который грозит их здоровью. В этом принципиальная разница. Вообще препараты попадают в запрещенный список по трем критериям: если способны принести спорт­смену преимущество над соперником, если опасны для здоровья атлета и если повышают его физическую работоспособность.

    —  На основании каких исследований делается вывод о вреде допинга для здоровья спортсменов?

    —  Все, кто серьезно занимается спортом, находятся под  медицинским контролем. Представьте, что у атлета  в 25—28 лет начинают болеть суставы, выявляется деструкция кости. Когда начинают выяснять, откуда она взялась, оказывается, что в 16 лет он принимал препараты, которые и привели к очень неприятному диагнозу. Пагубные последствия злоупотребления препаратами, улучшающими результаты, в частности анаболическими стероидами (АС), хорошо известны: проблемы с кровообращением, сексуальные расстройства. Сегодня  полностью доказано, что любое использование АС, даже в небольших дозах, вредит здоровью спортсмена. Негативные последствия  от их приема могут появиться уже через небольшой промежуток времени.

    —  Если не ошибаюсь, к допингу относят даже мочегонные препараты…

    — Их еще называют диуретиками, и они давно внесены в список допинговых средств. В ряде видов спорта — к примеру, в борьбе, боксе, тяжелой атлетике — соревнования проводятся в определенных весовых категориях. Диуретики могут использоваться для срочной сгонки веса. Опасность их в том, что они, выводя из организма жидкость вместе с необходимыми для нормального обмена веществ солями (например, калия, требующегося для нормальной работы мышц сердца), могут привести к нарушению сердечной деятельности. Ну и некоторые спорт­смены наивно полагают, что прием диуретиков усиливает вывод из организма продуктов распада анаболических стероидов и прочих препаратов. Есть примеры, когда за использование диуретиков дисквалифицировались целые команды — в частности, сборная Болгарии по тяжелой атлетике на Олимпиаде в Сеуле.

    — А спортсмены Могилевщины уличались в приеме этих веществ?    

    — После проведения специалистами Национального антидопингового агентства  (НАДА) допинг-контроля в Могилеве выяснилось, что один из юных боксеров принимал фуросемид. Как он написал в объяснительной, для сгонки веса. И что якобы не знал, что таким способом это делать нельзя. Но незнание закона, как известно, от ответственности не освобождает. Паренька дисквалифицировали на 2 года — в его возрасте это равносильно концу спортивной карьеры.

    — Сурово… А если действительно не знал? Бывают же ситуации: принял банальное лекарство от легкой простуды, а в нем оказалось запрещенное вещество?

    —  Что значит — не знал? Во-первых, перечень допинговых средств — это открытая, доступная (ее можно найти и в Интернете) информация. Доводят ее до спортсменов и тренеры, и спортивные врачи. В училище олимпийского резерва, например, антидопинговой тематике отведены специальные учебные часы. Во-вторых, существует элементарная азбука поведения: прием любого врачебного препарата необходимо согласовывать со спортивным врачом. Даже если у спортсмена  банальный насморк. Позвони по телефону своему медицинскому куратору, проконсультируйся, что можно принимать, а что нет. Да, среди допингов действительно есть препараты, которые могут быть назначены для поддержания здоровья. В случае, если такое лекарство действительно необходимо спортсмену, то он подает специальную заявку на терапевтическое использование, и комиссия врачей примет решение. Но такой запрос должен быть подтвержден очень убедительной медицинской аргументацией.

    — Значит, если спорт­смен принимает допинг, то — осознанно? Ребенок делает успехи в спорте, обещает вырасти в талантливого спортсмена, он поступает в ДЮСШ, затем — в училище олимпийского резерва. И вдруг в какое-то время стал «кушать» допинг. Кто-то же его об этом «просветил»?

    —  Ну, а почему люди вдруг начинают курить, злоупотреблять спиртным, принимать наркотики? Допинг-проба одного из известных белорусских тяжелоатлетов дала положительный результат на марихуану. Он, видите ли, хотел снять стресс с помощью курительных смесей и не знал, что в них есть запрещенные вещества. Ну, не тренеры же его к этому побудили?! В этом году проба на допинг, взятая специалистами НАДА, оказалась положительной у молодого могилевского пловца. В объяснительной он написал, что узнал об этом веществе у знакомого, захотел попробовать. Вот и попробовал по глупости. Получил дисквалификацию на несколько лет и был вынужден уйти из спорта.

    — Интересно, сколько спортсменов в Могилевской области было дисквалифицировано по результатам допинг-проб за последние годы?

    — В 2013 году таких случаев было 4, в прошлом году  — 2 и в нынешнем году тоже 2. А лучше бы — ни одного.

    — Может ли запрещенный препарат  попасть в организм случайно?

    — В прошлом году в пробах двух могилевских велосипедисток был выявлен анаболический стероид. Спортсменки категорически отрицали, что принимали это вещество, говорили, что его могли подсыпать в напитки, еду. Произошел этот случай перед серьезными международными соревнованиями. Расследование не дало никаких результатов. Теоретически допинг может содержаться, к примеру, в биологических добавках. Но их  рекомендуется проверять на наличие запрещенных веществ. В любом случае ответственность за употребление допинга лежит на спортсмене — это записано в Антидопинговом кодексе.

    — Известный могилевский легкоатлет в этом году был уличен  в применении экзотического генетического допинга… Неужели его можно приобрести в обычной аптеке?

    — В аптеке — нет, в Интернете встречаются предложения. Этот препарат может быть использован для усиления выносливости организма при высоких нагрузках. Ну, а побочные его эффекты —  нарушения работы нервной системы и сердца.

    — А как насчет тренерского  антидопингового контроля?    

    — Тренер этого легкоатлета был просто шокирован случившимся, такого от своего ученика он не ожидал. Очевидно, что спортсмен пошел на то, чтобы показывать результаты (а от них зависят высокие стипендии и премиальные) любой ценой. В результате — дисквалификация на 4 года. Я не знаю случаев, чтобы после такого наказания кто-то вернулся в большой спорт.   

    — Реально ли вообще бороться за лидирующие места в мире без использования специальных фармакологических программ?

    — Наверное, уже нереально. Фармакология  необходима, чтобы помочь спортсменам справиться с запредельными нагрузками — поддержать их сердце, суставы, связки, печень, восстановить нервную систему, для профилактики и лечения травм. Но для этого в медицине хватает хороших легальных лекарств. Без допинга!

    Все мы — только за чистый спорт, честное соперничество. Чтобы спортсмены не с помощью «волшебной таблетки», а через нагрузки, грамотные тренировочные планы, мастер-классы добивались побед. Поэтому проводим большую разъяснительную работу, в которой главный упор делается на то, чтобы атлеты с детства знали все о допинге, о последствиях его применения. Регулярный допинг-контроль охватывает сегодня уже 13-летних учащихся учебно-спортивных учреждений — они проходят его дважды в год. Современные  методы исследований позволяют выявить даже то, что спортсмен принял за месяц до обследования. Причем такой контроль может быть проведен в любое время, независимо от соревнований, абсолютно неожиданно для спортсмена. Для этого он обязан уведомлять НАДА, где будет находиться в течение 3-х месяцев. Если спортсмена не найдут, то будет считаться, что он принимает допинг.

    Конечно, нельзя исключить, что у кого-то из спортсменов, у которых, что называется, «остановились результаты», все-таки может появиться соблазн использовать допинг. Появляются и новые допинговые препараты…  Но совершенствуются и методы их обнаружения. В частности, в антидопинговую практику вводится биологический паспорт спортсмена, где отражаются лабораторные показатели — например, уровень гемоглобина на протяжении длительного времени. Если, допустим, специалист обнаруживает резкий скачок в уровне гемоглобина у спортсмена на фоне обычных сезонных значений, то это может свидетельствовать о приеме такого допинга, как эритропоэтин. Словом, возможности искоренить допинг так, чтобы он не угрожал всей системе спорта, имеются, и я уверена, что они будут использованы сполна.

    Автор: Геннадий АЛЕКСАНДРОВДнепровская неделя
    Теги: 

Комментарии (0)