04 Мая, 2024 Суббота

По гамбургскому счету

  • 10 августа 2016 Спорт Русский 0

    Известный боксер, призер Олимпиады и чемпионата мира Магомед Арипгаджиев перешел на тренерскую работу и как-то выпал из поля зрения СМИ. Самое время спросить его о сегодняшних делах

     «Пап, ты скоро при­едешь?» — требовательно вопрошает юный голосок в мобильнике, и мой собеседник успокоительно сообщает, дескать, о договоре не забыл и дома будет очень скоро. Вице-чемпион планеты 2003 года и Олимпиады-2004 Магомед Арипгаджиев, как принято в тех краях, где он родился, к отцовским обязанностям относится со всей подобающей серьезностью, тем паче в компанию к девятилетнему сынишке и шестилетней дочке в семье ожидается пополнение. В столичном теннисном центре на улице Жудро, где мы беседуем, 38-летний поджарый атлет регулярно наведывается в тренажерный зал, и его впечатляющей мускулатуре многие тихо завидуют…

    — Магомед, судя по внешним признакам, подкачиваешься ты серьезно и целенаправленно. Это исключительно для здоровья или организм требует нагрузки?

    — Я очень много лет отдал спорту, и организм, конечно, без нагрузки ощущает дискомфорт. А так периодически, 2-3 раза в неделю, поиграешь с друзьями в футбол, потом зайдешь подкачаться, и все в порядке. Сейчас у меня вес 92 килограмма, когда боксировал, был около 81, сушиться особо не приходилось.

    — А если бы, предположим, сейчас вышел на ринг, смог бы подтвердить, что порох в пороховнице еще остался?

    — Нет, мое время прошло. И возраст не тот, и, как говорится, надо давать дорогу молодым.

    — Что-то они не спешат ее столбить — на Олимпиаде в Рио всего трое белорусов. Дмитрий Асанов завоевал лицензию еще в прошлом году, Павел Костромин и Михаил Долголевец — буквально перед Играми…

    — Даже не знаю, что тут сказать, вопрос не ко мне. Асанову же, по-моему, около 20 лет, и он действительно талантливый боксер — в таком возрасте стал призером Европейских игр в Баку и чемпионата мира в Катаре. Я, кстати, отца его знаю. Парень может вырасти в большого мастера, если будет правильно тренироваться.

    — Звездным часом твоего времени, которое прошло, можно назвать пьедестал в Афинах в 2004-м?

    — Тогда уж стоит упомянуть и чемпионат мира в Таиланде, где тоже завоевал «серебро».

    — Американец Андре Уорд, твой соперник по олимпийскому финалу, сразу после своей победы ушел в профессионалы и, известно, сделал впечатляющую карьеру, выиграл чемпион­ские пояса по версиям двух федераций.

    — Он и сейчас выигрывает, не остановился. Уорд боксировал по профессионалам в категории до 76 килограммов, всех, кого можно, победил. В общем, стал № 1, а сейчас перешел в более тяжелый, точнее, полутяжелый вес, где пока нет равных россиянину Сергею Ковалеву. И вроде бы к концу года планируют организовать их бой. Посмотрим, что получится.

    — Ты тоже без промедления последовал его примеру, хотя, коль скоро «трон» освободился, мог бы, наверное, попробовать добиться еще чего-то более значительного на любительском ринге. Не жалеешь о том решении?

    — Какой смысл сейчас рассуж­дать на тему «если бы да кабы». Во-первых, мне, столько лет отдавшему любительскому спорту, хотелось попробовать себя на новом уровне. Кстати, вовсе не из-за денег. Я знал, что первые два-три года придется довольствоваться сравнительно скромными гонорарами. Во-вторых, наивно считать, что серебряный призер Олимпиады с уходом победителя автоматически становится главным претендентом на упомянутый «трон». Помимо американца, к слову, неожиданно и стремительно ворвавшегося в элиту, оставалось много серьезных соперников. Тому же россиянину Евгению Макаренко, двукратному чемпиону мира и Европы, в Афинах откровенно не повезло с жеребьевкой, уже во втором бою он встретился и проиграл как раз именно Уорду. И остался вообще без медали.

    — Поначалу казалось, что твоя карьера профи, стартовавшая, если не ошибаюсь, в Гамбурге, складывается вполне успешно, дела идут в гору. Но потом наступило непонятное затишье.

    — Спустя несколько месяцев после Олимпиады мне поступило предложение из немецкого профессионального клуба под эгидой компании Universum Box-Promotion. Вместе с моим тренером Хаджи­муратом Абдулабековым мы отправились в Гамбург, осмотрелись, условия контракта показались вполне достойными, и я подписал его. В течение примерно года провел несколько удачных боев. А потом внезапно выяснилось, что мне перегрузили сердце, пришлось возвращаться из Германии и еще почти год восстанавливаться. Не хочу никого винить, наверное, их система подготовки какими-то деталями отличалась от нашей, но факт остался фактом — подсаженный мотор потребовал незамедлительного ремонта.

    — Отремонтировал?

    — Да, более-менее нормально восстановился, понемногу бегал, дозировал нагрузки и так далее. А тут как раз мой бывший тренер открыл в Минске профессиональный клуб и предложил мне боксировать здесь. Отказываться не стал. Поначалу тоже все шло по нарастающей: бои, рейтинг, пояса чемпиона СНГ и Европы по их версии. Но потом система стала давать сбои, что-то пошло не так, у организаторов, возможно, появились финансовые проб­лемы. Платили уже совсем не те деньги, что были поначалу. И в какой-то момент, примерно в ­2010-м, я решил завершить карьеру. Пару лет отдыхал от ринга, тренировался понемногу для себя и бил только мешок. А потом судьба преподнесла новый подарок — позвали поработать в Баку.

    — Тренером?

    — Да, в клуб Azerbaijan Baku Fires, выступающий в соревнованиях WBS. Если вкратце, это полупрофессиональная боксерская лига (The World Series Boxing) под эгидой Международной федерации (AIBA). В отличие от традиционного любительского бокса, участники выходят на ринг без маек и защитных шлемов, поединок длится 5, а не 3 раунда по 3 минуты. Состязания «стенка на стенку» — своего рода командный чемпионат мира, проходят по кубковой системе с выбыванием и набирают все большую популярность. В них принимают участие клубы (сейчас их 16) из большинства ведущих боксерских держав — Америки, Кубы, России, Украины, Казахстана, Узбекистана, Франции, Мексики, Венесуэлы.

    Сезон начинается в январе и заканчивается в мае. К слову, первые-вторые номера WBS по рейтингу в своих категориях получали нынче лицензии на Олимпиаду в Рио-де-Жанейро, и это придавало достаточно зрелищному турниру дополнительную притягательность.

    — Кто-то из вашего клуба таким образом пробился на главные Игры четырехлетия?

    — Двое, и мне приятно, что один из них — мой подопечный Абдулкадир Абдуллаев, 91 килограмм (примерно двадцать пять наших спорт­сменов поделены между четырьмя тренерами). Он в прошлом году выиграл 1-е Европейские игры в Баку, а на последнем чемпионате мира взял «бронзу», уступив за выход в финал кубинцу. Хороший парень, я три года занимался с ним и очень доволен. Были у меня и другие перс­пективные ребята, которые могли попасть в Рио, но не срослось. Не всегда бывает так, как мы хотим, что называется, на все воля Всевышнего.

    — В Беларуси такую команду можно было бы создать?

    — Без проблем, но все упирается в серьезные финансовые расходы. В той же России, допустим, с этим проще. Неслучайно их Russian Boxing Team базируется в Москве и выступают за него первые номера сборной.

    — Сейчас ты снова в Минске. Как давно здесь живешь?

    — С 2001 года. Моя родина — Дагестан, но и Минск мне по душе: красивый город, спокойная обстановка, приветливые люди. Попадаются, правда, отдельные неприятные личности, которых хлебом не корми — дай кого-нибудь зацепить и спровоцировать. Стараюсь на таких просто не обращать внимания, не драться же с ними: неровен час, нанесешь серьезную травму…

    — Тебя самого, как всегда тяготевшего к игровому боксу технаря, по-моему, серьезные травмы миновали.

    — Пожалуй, да. В 2001 году в первом бою за Беларусь на чемпионате мира, правда, нос сломали, так получилось. А до этого, в 1998-м, на сборе в Кисловодске еще в составе сборной России готовился к Играм доброй воли в США и ввязался сгоряча в потасовку с местными ребятами. Против лома нет приема — мне разбили голову, и на этом Игры для меня закончились. С тех пор пришлось стать осмотрительнее.

    — Чем планируешь заняться в ближайшее время?

    — Пока отдыхаю и много времени отдаю семье. Тем более что ожидается пополнение и забот у меня добавится. А там посмотрим.

    Магомед Арипгаджиев родился 23 сентября 1977 года в Каспийске. Заслуженный мастер спорта Республики Беларусь (2004), серебряный призер Олимпийских игр 2004 года и чемпионата мира 2003 года. На Олимпиаде-2000 в Сиднее представлял Азербайджан. С 2001 года живет в Минске. В 2005-м перешел в профессионалы.

    Автор: Владимир ПИСАРЕВМинский курьер
    Теги: 

Комментарии (0)