02 Мая, 2024 Четверг

Капитан советских мушкетеров

  • 02 сентября 2016 Спорт Русский 0

    Поводов «пора-пора-порадоваться на своем веку» ему хватало всегда. Красавица жена Тамара, бывшая спортсменка и комсомолка, давно и бережно хранит семейный очаг, кубков вместе с медалями и прочими трофеями в минской квартире олимпийского чемпиона и вовсе немерено, а значит, и клинок был воистину счастливым

    Александр Романьков — олимпийский чемпион и 10-кратный чемпион мира, в 1985 году награжден призом Робера Фейерика, который вручается лучшему фехтовальщику планеты, с формулировкой «за интеллект и высокие моральные качества, что способствует распространению популярности фехтования в мире».

    Капитан сборной СССР легендарный рапирист Александр Романьков по традиции угощает меня качественным кофе, извиняясь, что фирменные булочки супруги успело уничтожить молодое поколение и придется довольствоваться магазинными, а на аршинном экране напротив тем временем вовсю кипят совсем не игрушечные страсти Игр-2016 в Рио…

    Д΄Артаньяны из Масюковщины

    — Саша, на этом празднике жизни нам опять пришлось перебиваться консервами вместо деликатесов. Как вообще получилось, что великое некогда белорусское фехтование (Белова, Романьков, Самусенко, Никанчиков, Алехин — список далеко не полный) нынче смогло делегировать на Олимпиаду лишь одного саблиста, занявшего в итоге …надцатое место?

    — Не стоит забывать, что в Рио на сей раз у саблистов не было командных соревнований, куда белорусская дружина тоже могла бы попасть.

    — Вместе с Димой Лапкесом, успевшим перейти на тренерскую работу, в составе?

    — Я думаю, уговорили бы повременить. А за то, что Александр Буйкевич просто пробился на Олимпиаду, ему спасибо нужно сказать. И уже во втором бою он попал на венгра, в итоге двукратного олимпийского чемпиона, и сражался достойно. Саша ведь тоже, к слову, спортсмен достаточно титулованный, в командном турнире они и на «Европе», и на «мире» становились вторыми-третьими призерами. Молодцы, сабля у нас была очень хорошая.

    — Была. А сейчас?

    — А сейчас всё, нет. Лапкес ушел, Буйкевич, думаю, тоже закончит с фехтованием.

    — В рапире и шпаге положение дел, похоже, еще плачевнее?

    — Надо восстанавливать, работать…

    — Кто будет восстанавливать?

    — Государство, федерация.

    — А легендарные корифеи помогут?

    — Ну куда там… Мне, например, уже 63 года, я пенсионер. Есть молодые, причем толковые, неглупые ребята, пусть дерзают.

    — А залы еще остались?

    — Залов-то хватает в принципе. В Минске, правда, со специалистами уже проблема. Многие уехали за рубеж, энтузиастов почти не осталось.

    — А ведь вы сами когда-то учились владеть оружием у выдающегося тренера Эрнеста Асиевского в обычной средней школе военного городка в Масюковщине.

    — И не только я, многие известные фехтовальщики начинали там. А с Алехиным мы вообще жили в соседних домах, родители-то у обоих были военными, и пришли к Асиевскому вместе в тот самый скромный школьный зал, позже переехавший в Ждановичи. Раньше, кстати, в таких спортшколах тренеры работали со всеми видами оружия. Коля тоже изначально года четыре был рапиристом, но как-то раз в команде по сабле, готовившейся к юниорскому первенству республики, оказался недокомплект. И наш наставник за месяц его поднатаскал, да так, что мой приятель на соревнованиях стал вторым в личном турнире.

    Друг Томас Бах и соратник Усманов

    — Пенсия пенсией, но поработать в Узбекистане вы не отказались…

    — Это ведь не постоянная работа, у меня даже контракта с ними нет. Бываю в Ташкенте наездами, помогаю готовить 18-19-летних рапиристов. Предложил посотрудничать мой ровесник, близкий друг еще по сборной СССР и уважаемый в своей стране человек Сабир Рузиев, он много лет был в Узбекистане министром спорта, затем президентом НОК, а сейчас возглавляет федерацию фехтования. Не зря пословица гласит «Ташкент — город хлебный», принимать гостей там умеют и любят. Как-то гостил у них вместе с Виктором Кровопусковым, четырехкратным олимпийским чемпионом, так за 12 дней поправился на 8 килограммов… (смеется). Ну вот, Сабир меня пригласил, потом подключился их земляк, президент Международной федерации фехтования Алишер Усманов, и дело закрутилось. Пока успехи на международной арене у узбеков достаточно скромные, но рано или поздно, думаю, придут и они.

    — Российский мультимиллионер Усманов, коль речь зашла, на посту президента федерации играет роль свадебного генерала или попал туда не случайно?

    — Не случайно: он сам был неплохим саблистом. В сборную Сою­за не входил, однако за Узбекистан фехтовал. Я его помню 18-летним парнишкой, лохматым и в очках. Таким же он и остался, только погрузнел. Во многом благодаря его усилиям в прошлом году в Ташкенте прошел чемпионат мира среди юниоров и кадетов, причем на высочайшем уровне, в двух огромных залах, все сказали: готовы хоть завтра снова к вам приехать.

    Усманов вложил в мероприятие собственные, и немалые, деньги. Но при этом аппаратуру, которая была задействована на соревнованиях, дорожки, коммуникации и прочее Международная федерация фехтования безвозмездно передала в пользование Узбекистану. Причем все высшего класса, точно такое же оборудование — на Играх в Рио. Учитывая, что сейчас помимо столицы там открывают современные залы в Андижане, Бухаре, других городах, честно говоря, по-хорошему завидую им. А с Усмановым время от времени общаемся, вот, к слову, мы вместе с ним на фотографии. А этого господина узнаете?

    — Похож на Томаса Баха…

    — Конечно он, президент НОК и, как назвал меня сам, мой друг, тоже в прошлом рапирист и олимпийский чемпион Монреаля в коман­де. Мы с ним сражались на фехтовальной дорожке на протяжении 10 лет, и по его же признанию, ему ни разу не довелось у меня выиграть…

    Рапирист из Книги рекордов Гиннеса

    — Оба деятеля наверняка прилагают серьезные усилия для популяризации вашего общего увлечения. Удается?

    — Удается, фехтование в мире очень популярно. В Международную федерацию входят сейчас, думаю, порядка 140-150 национальных. Африка, Латинская Америка, Азия, не говоря о Европе, «взялись за оружие» всерьез. Олимпийский чемпион Лондона-2012 у шпажистов — венесуэлец. Если раньше в состязаниях по рапире на чемпионате мира участвовали 120 человек, то сейчас 200, в шпаге и вовсе 300, причем порой из стран, которые на карте не сразу-то и найдешь.

    В традиционно же «мушкетерских» державах вообще, можно сказать, бум. Только во Франции 800 фехтовальных клубов, в Италии не меньше. Америка сейчас поднялась, не без помощи, конечно, наших рук — за океан перебралось очень много бывших советских, в том числе белорусских специалистов. В мире проводятся десятки, а то и сотни весьма сильных по составу международных турниров.

    — Как тут не вспомнить проводившийся когда-то в Минске шикарный международный турнир рапиристок, собиравший полный Дворец спорта…

    — Да, традиционный открытый Кубок Белоруссии, имевший наивысшую категорию «А». Тогда даже Петр Миронович Машеров приходил поболеть за нашу команду. Жаль, действительно классный турнир как-то незаметно ушел в небытие еще в советское время.

    — Ваша уникальная коллекция медалей, завоеванных на планетарных форумах, до сих пор фигурирует в Книге рекордов Гиннеса?

    — Да. Я единственный рапирист на планете, который 5 раз в личном зачете выиграл чемпионат мира. Плюс еще 10 медалей за второе и третье место.

    — А вот олимпийское «золото» вам удалось добыть только раз, причем в командных состязаниях.

    — Постоянно выигрывать в нашей дисциплине было очень сложно, да этого и не требовалось, задача обычно ставилась занять призовое место. Я выступал на летних Играх трижды, в сумме у меня 5 олимпийских медалей — золотая, 2 серебряные и

    2 бронзовые, и за каждой стоял, поверьте, огромный труд.

    — Как вы думаете, сегодняшние мальчишки читают «Три мушкетера»?

    — Конечно. Я вот недавно по телевизору смотрел, по-моему, игру «Как стать миллионером». Там очень точно отвечали на вопросы по этому поводу. Мой сын Андрей читал, точно знаю.

    — И романтические идеалы великого романа все так же трогают юные сердца?

    — А они никуда не денутся. Мужчина должен уметь защитить себя, свою землю, семью, детей, друзей, бороться за правду и справедливость. Именно поэтому искусство владения холодным оружием ценилось и было овеяно романтикой во все времена и не забыто по сей день.

    Автор: Владимир ПИСАРЕВМинский курьер
    Теги: 

Комментарии (0)