20 Апреля, 2024 Суббота

Малик Эскендаров — тренер от Бога

  • 28 октября 2016 Спорт Русский 0

    В этом году исполняется 35 лет, как Малик Эндижаевич ведет секцию греко-римской борьбы в Мозыре. А на днях заслуженный тренер Республики Беларусь принимал многочисленные поздравления по случаю своего красивого 60-летнего юбилея.

    Для кого-то спорт – это увлечение, а для Малика ЭСКЕНДАРОВА в нем – смысл жизни.

    В этом году исполняется 35 лет, как Малик Эндижаевич ведет секцию греко-римской борьбы в Мозыре. А на днях заслуженный тренер Республики Беларусь принимал многочисленные поздравления по случаю своего красивого 60-летнего юбилея. На вопрос: «Сколько вам лет?» – Малик Эндижаевич любит отвечать по-спортивному и с улыбкой на лице: «6:0». Именно с вопроса о юбилейной дате мы и начали нашу беседу.

    Малик Эскендаров

    – Малик Эндижаевич, пользуясь случаем, от себя лично и от всех читателей газеты «Жыццё Палесся» поздравляем вас с юбилеем. Даже не верится, что вам уже 60. Настолько хорошо выглядите. Как удается быть всегда таким подтянутым, стройным и жизнерадостным?

    – Во-первых, я хочу сказать, что горжусь тем, что являюсь дагестанцем, что родился на этой прекрасной земле с высокой культурой, уникальными традициями и красивой природой. В моем родном селе Куруш, где прошло мое детство, потрясающая природа, чистый горный воздух, натуральные продукты. Все это, несомненно, сыграло свою роль и закалило мой организм. Знаете, почему кавказцы не ходят к врачам? Потому что у них крепкий иммунитет (улыбается).

    – Так вот почему так много дагестанцев занимается спортом и добивается больших успехов.

    – Говорят, что на Кавказе очень легко можно воспитывать чемпионов в любом виде спорта. Пожалуй, соглашусь. У нас в горах чистый воздух и чистое питание, а это основа здоровья и физической силы. Видимо, поэтому борьба уже давно стала национальным видом спорта. Там вся республика работает на борьбу. Если в семье родился сын, то он обязательно будет борцом. Любовь к этому виду спорта прививается чуть ли ни с пеленок. Отец передает свой опыт и знания сыновьям, а те, в свою очередь, знакомят с борьбой уже своих детей. Такая преемственность поколений позволяет высоко держать планку в борьбе среди дагестанцев.

    А вот в Беларуси, к сожалению, до сих пор нет национального вида спорта. В свое время я как-то предложил моему другу и коллеге по тренерскому цеху Владимиру Шантаровичу сделать греблю национальным видом спорта. Но пока мы продолжаем вариться в собственном соку. И здесь необходимо зреть в корень. У нас не работает система или так называемая цепочка: ДЮСШ–СДЮШОР–ШВСМ–УОР. Вы посмотрите, как обстоит дело в Германии. Там уже с первых классов учителя физической культуры производят отсев и отбор детей для той или иной секции, учитывая их физическое развитие. Потом они попадают в руки к тренерам и растут в профессиональном плане. А у нас бывает, что талантливый ребенок теряется из вида еще в школьные годы. Некоторые родители идут на поводу у своих детей, оберегая их от трудностей и преград, с которыми они сталкиваются во время занятий спортом. Ведь добиться какого-то результата в спорте – большой труд. И здесь огромную роль должен сыграть тренер: показать пример, заинтересовать ребенка спортом.

    – Понятно, что это по плечу только профессионалу своего дела. А что такое хороший тренер?

    – Это то же самое, что хороший учитель, который умеет не только научить ребенка читать и писать, но и доносит до него то, что труднее всего этому ребенку дается. Есть обыкновенные тренеры: они могут распределить нагрузку, научить каким-то техническим приемам, но они не умеют по-своему подойти к каждому спортсмену. А на самом деле нельзя с каждым спортсменом говорить на одном языке, особенно с нынешней молодежью. Сейчас дети совершенно другие. К ним нужен своеобразный подход. Сегодня тренер должен быть психологом, педагогом, теоретиком и практиком в одном лице. К тебе приходят дети, которым еще по 8-10 лет. Они никогда не видели борцовский ковер и не знают, как вести себя в незнакомой обстановке. В этот момент, как никогда, нужны отцовское внимание и забота. Тренер для них – как второй отец. И только от тебя зависит, останется он в спорте или нет. Поэтому первая задача хорошего тренера – любовь ребенка к твоему виду спорта. Наставник выстраивает свою схему работы: ознакомление–изучение–обучение–технико-тактические приемы – и контролирует развитие ребенка. Причем делает это настолько искусно и профессионально, что дети сами потянутся за ним. Тренер должен быть примером для своих учеников. Они очень тонко чувствуют тебя и в любой момент могут понять, где правда, а где ложь. Нужно постоянно заниматься со своими воспитанниками, обучать, рассказывать, подсказывать. Я для них лидер! И это очень важно в нашей работе. А у нас порой бывает так: пришли дети на тренировку или на урок, наставник кинул им мяч – и все, занимайтесь сами. Да они в следующий раз ни за что не придут к такому учителю!

    – А есть ли в вашем арсенале некий секрет или рецепт успеха?

    – Задача тренера – подготовить спортсмена к соревнованиям не только физически, но и психологически. Если этого не делать, то все годы упорных тренировок пойдут насмарку. Недостаточно просто качаться и бегать – надо думать головой, а для этого необходим тренер-психолог. Кроме этого, я помогаю спортсмену выбрать тактику на тот или иной поединок. Важно уметь снять со спортсмена мандраж. Я каждый раз перед схваткой убеждаю ученика: сделай так, как я говорю. Ты знаешь, ты умеешь! После этого ему ничего не остается, как выйти на ковер и одержать победу.

    – За что вас так любят бывшие и нынешние воспитанники?

    – Я уже говорил, что горжусь тем, что родился и вырос в Дагестане. Я несказанно благодарен своим родителям, которые передали мне в наследство традиции горцев, и все это воспитало во мне человека, гражданина. Только сохраняя и постоянно приумножая духовное наследие своего народа и семейные ценности, можно с уверенностью смотреть в будущее и уверенно идти по жизни в любой стране, куда бы тебя ни забросила судьба. Любовь к своей семье, уважение к старшим, соблюдение и сохранение традиций – вот то, что свято для каждого дагестанца. Все это я вкладываю в души своих учеников. Я уверен, что хороший спортсмен – это, прежде всего, хороший человек! Невозможно победить на ковре, если ты не будешь иметь сострадания, терпения, уважения к старшим. Семья для любого человека является важным оплотом, надежным тылом. Все это ребята должны понимать, чтобы знать, ради чего они добиваются победы.

    – Среди ваших учеников есть немало выдающихся спортсменов. Это и Алим Селимов, и Джавид Гамзатов… Как удалось найти и вырастить таких чемпионов?

    – Они сами меня нашли (улыбается). У Алима вообще непростая судьба. Рос без отца в многодетной семье. Через моих знакомых приехал ко мне в Мозырь еще 16-летним пацаненком. Сперва на две недели. Я посмотрел и увидел в нем хорошие задатки. Он был мощным, напористым, «живым» подростком. Что в нем меня подкупало, так это его скорость и желание. Этим он и отличался от местных ребят. Даже несмотря на то, что до этого он занимался только вольной борьбой. Это только с виду вольная и греко-римская борьба схожи. Специфика у них совершенно разная. Если в вольной борьбе ценятся ловкость и быстрота, то в классической – сила. Пришлось ломать его и делать из него классика. В какой-то момент Алим, казалось бы, уже сдался и начал собираться домой. Я не стал его удерживать, а сказал лишь, что только слабаки сдаются перед трудностями. И тут же добавил, чтобы он хорошенько подумал над моим предложением. Не прошло и трех месяцев, как Алим вернулся в Мозырь, чтобы спустя несколько лет стать двукратным чемпионом мира. Кстати, в свое время выдающийся белорусский спортсмен и тренер по вольной борьбе Александр Медведь хотел переманить Алима к себе. Но у него ничего не получилось (улыбается). И сегодня каждый раз, когда мы встречаемся, Медведь в шутку говорит мне одну и ту же фразу: «Малик, я тебя ненавижу!»

    Что касается Джавида, то он приехал в Мозырь практически в таком же возрасте, что и Алим. Но его вес вызывал некие опасения. На тот момент он весил около 105 килограммов. Пришлось изрядно потрудиться, чтобы привести парня в норму и переквалифицировать из вольника в классика. Весомую помощь в работе с Джавидом оказывал и Алим. Он был для него не только наставником, но и спарринг-партнером. Джавид прогрессировал не по дням, а по часам. Да, поначалу ему было несказанно тяжело. Он много раз проигрывал, но никогда не сдавался. Как говорится, горец не пасует перед трудностями, он их преодолевает. Джавид был заряжен на борьбу до предела. У него было огромное желание выиграть. И этим он отличался от своих сверстников. Местные спортсмены дают бой, но проваливают концовку. У Джавида, как и у всех дагестанских борцов, начало может быть смазанным, зато концовка получится такой феерической, что победа сама идет в руки. Это он доказал на Олимпиаде в Рио, где завоевал бронзовую медаль. Таким вот оригинальным способом Джавид поздравил меня с юбилеем.

    Вот так с моей подачи и Алим, и Джавид приехали в Беларусь, где занялись греко-римской борьбой, и об этом нисколько не жалеют.

    – Но вы тоже в молодом возрасте приехали в Беларусь. Расскажите, как это было.

    – Так как я родился и вырос в горной республике, то с детства очень любил природу. Хорошо помню, как в школьные годы увидел по телевизору кадры из гомельского парка, где по водной глади грациозно плыли белые лебеди, которых так не хватало в Дагестане (улыбается). Мне настолько запала в душу эта картинка, что я тут же загорелся мечтой побывать в Беларуси, в частности, в Гомеле и посмотреть в живую на белых лебедей. И надо было такому случиться, что после окончания школы мой дядя работал преподавателем именно в Гомеле. Правда, вскоре его перевели в Мозырский педагогический институт, куда он меня и позвал поступать. Так я оказался сперва в Гомеле, а потом и в Мозыре. Когда впервые приехал сюда, мне очень понравился здешний климат. Хоть здесь и сыро, но нет такой сумасшедшей жары, как в Дагестане. Первые месяцы я кайфовал от погоды. Мне так было комфортно в Беларуси. Вскоре мне стало хорошо и на сердце. Я встретил в Мозыре свою вторую половинку, с которой мы вместе уже более 30 лет. У нас две взрослые замечательные дочери, которыми я горжусь.

    Да, у меня была возможность все бросить и уехать в другую страну, зарабатывать намного больше, чем здесь. Но я этого не сделал. Я верен своему делу и своей второй Родине – Беларуси. Ведь кому-то надо продолжать здесь работать! Кто, если не я? (улыбается). И нисколько не жалею о своем выборе. Здесь живут прекрасные люди, которых я люблю и уважаю и с которыми работаю.

    – Многие из них наверняка придут поздравить вас с такой замечательной датой. Как планируете отметить (интервью было записано накануне дня рождения, – прим. авт.) свой 60-летний юбилей?

    – По традиции будет много гостей. Это родные, друзья, тренеры, спортсмены, ученики. Из Дагестана хотели приехать всей огромной компанией, но я сказал, что давайте лучше по частям. Не смогу каждому уделить внимание (улыбается). Но какой праздник без шашлыков и плова из баранины! Друзья пообещали привезти с собой молодого барашка. Также будут музыка и танцы. Ведь лезгинка – народный танец Кавказа. И даже не спрашивайте, умею ли я ее танцевать (улыбается). Плох тот горец, который не умеет плясать лезгинку. Я вам больше скажу, ряд моих воспитанников танцует лезгинку лучше, чем некоторые горцы. Поэтому мне будет с кем посоревноваться даже в свои 60 (смеется)…

    Как вы заметили, мой собеседник  еще даст фору молодым как в борьбе, так и в танцах. А это значит, что у нас еще будет не один повод, чтобы встретиться и поздравить Малика Эндижаевича не только с очередным юбилеем, но и с новыми триумфальными победами его воспитанников. С юбилеем, Малик!

    www.mazyr.by

    Автор: Сергей БоровикЖыццё Палесся
    Теги: 

Комментарии (0)