23 Апреля, 2024 Вторник

Круглый ноль

  • 15 ноября 2016 Спорт Русский 0

    Проиграв в отборочном турнире чемпионата мира–2018 команде Болгарии, сборная Беларуси по футболу завершила сезон с унизительным показателем коэффициента собственной полезности: в официальных матчах в этом году белорусы ни разу не сумели победить.

    Хуже, чем сейчас, болгары, наверное, не играли никогда: это абсолютно безликая команда, скучная и примитивная, даже мечтать не смеющая о возвращении тех сладких времен, когда в ее рядах блистали Христо Стоичков, Йордан Лечков, Красимир Балаков, Димитар Бербатов и другие парни, умевшие обращаться с мячом. Но каверза судьбы в том, что ровно в том же состоянии серой унылости находится и белорусская сборная, игроки и тренеры которой уже давно способны только на то, чтобы прятать после игры глаза и говорить оправдания насчет того, почему в очередной раз они очень хотели, но снова не смогли.

    Все события, происходящие вокруг футбольной сборной последний десяток лет, можно описать одной фразой: опускаемся все ниже и ниже. Как в том анекдоте, когда думали, что достигли дна, а снизу постучали. Мы носимся с этой командой и всем белорусским футболом целиком, как мартышка с очками: «то к темю их прижмет, то их на хвост нанижет; то их понюхает, то их полижет; очки не действуют никак». И тренеров меняли, и игроков, а результат один — его полное отсутствие. А это уже другая аналогия из того же Ивана Крылова, но с той же мартышкой: «Стой, братцы, стой! — кричит Мартышка. — Погодите! Как музыке идти? Ведь вы не так сидите».

    Это вполне тянет на парадокс: футбол в стране стал главной спортивной бедой (уже почти проклятьем), а национальная сборная, увы, — основным поставщиком разочарований. Другие игровики (и волейболисты, и хоккеисты, и гандболисты, и баскетболистки) выступают худо–бедно прилично, отбираются на топ–соревнования, дают там соперникам бой. Хотя в плане финансирования и внимания к их нуждам только хоккей можно поставить с футболом в один ряд: и одеты, и обуты, и накормлены. Что еще раз доказывает: деньги решают далеко не все. И отсюда вопрос: нужна ли нам такая сборная в том виде, в котором она сегодня существует?

    Главная задача в том, как ситуацию изменить и кто способен это сделать. Федерация в этом вопросе, кажется, расписалась в собственном бессилии. Ведь почти все реформы последних лет сводились с ее стороны к банальной проверке давно известной школьной истины о том, что от перемены мест слагаемых сумма не меняется: одного тренера выгоняли — другого брали, тасовали футболистов, меняли количество клубов в высшей лиге и систему розыгрыша, но свободное падение продолжалось. Видимо, чинили не там и не то.

    Что изменилось в сборной страны при Александре Хацкевиче? Не изменилось ничего. Рассказы о том, что команда заиграла в атакующий футбол и в поединках с Люксембургом и Болгарией владела инициативой, — разговоры в пользу бедных. Потому что и при Георгии Кондратьеве, и при его предшественниках мы часто наблюдали ровно ту же картину: визгу было много, а шерсти, увы, мало. Глядя на то, какие детские ошибки делают футболисты в поединке с болгарами, брала оторопь и непонимание: как такие игроки вообще могут вызываться в главную команду страны? Но ответ прост: других сейчас нет. Александр Глеб в полуразобранном состоянии и в свои «предпенсионные» 35 лет дает такую фору партнерам, что за дальнейшую перспективу сборной и будущее всего белорусского футбола становится по–настоящему страшно: кажется, дно от нас еще далеко и снизу снова не единожды постучат. Если, конечно, и дальше вся суть реформ будет оставаться столь же неказистой, как прежде, и заключаться лишь в смене главных тренеров сборной в надежде на то, что удастся подписать фокусника. Давайте тогда уж сразу пригласим Амаяка Акопяна, может, у него получится?

    Автор: Сергей КАНАШИЦСБ. Беларусь сегодня

Комментарии (0)