28 Марта, 2024 Четверг

Чьи колеса возьмут верх?..

  • 26 сентября 2017 Спорт Русский 0

    22 сентября в Могилеве состоялся велозаезд, посвященный Всемирному дню без автомобиля. Участвовало больше сотни энтузиастов экологически чистого вида транпорта.

    Великий фантаст и фантазер Герберт Уэллс как-то заметил: «Когда я вижу пожилого человека на велосипеде, я спокоен за человечество». Мистер Уэллс, спасибо на добром слове! Но по праву пишущего эти строки позвольте переадресовать комплимент молодым участникам велотусовки. Мы-то свое как бы уже отъездили…

    – Ничего подобного! – возражает активистка могилевского велоклуба «Volik» Ольга. – Есть еще воздух в шинах! Вот мы, например, шестеро могилевчан далеко не юниорского возраста, только что вернулись из длительного велопохода. Накрутили по 700 километров на дорогах Армении и Турции!

    Ольгу и ее одноклубников выделяет яркий южный загар и особый блеск в глазах. От гордости за преодоленные подъемы, спуски, горные серпантины покоренной трассы. При том, что нынешнее путешествие не первое в их биографии.

    – А вы где так вываляли свой велик в грязи? – спрашиваю у парня, экипировка которого напоминает персонаж из фильма «Робокоп» или что-то в этом роде.

    – Серега нашел роскошную траншею для прокладки труб теплотрассы и носится по ее селевым склонам вверх и вниз с завидным упорством.

    – Я сюда приехал как раз с тренировки. Хотя для меня это больше забава – адреналин, испытание себя на прочность и  так далее, – вторит своим друзьям неутомимый каскадер.

    Один за другим к месту сбора подруливают гонщики. Со многими мы знакомы по заездам на открытии велосезона, с другими нередко встречаемся на загородных дорогах и городских улицах. Вот и нынешнее мероприятие – велозаезд, посвященный Всемирному дню без автомобиля, собрал под свои знамена людей обоего пола и самых разных возрастов – от семи до семидесяти.

    Дружеские приветствия и объятия. Впрочем, здесь даже совершенно незнакомые парни и девчата быстро находят общий язык и тему для разговора. Естественно, у большинства она про поездки и связанные с ними впечатления, приключения, эмоции.

    – Велосипед, я считаю, – полноценное транспортное средство, – делится своим «наболевшим» Никита. – Жаль, так считают далеко не все, от кого зависит создание нормальных условий для езды на двухколесных машинах. Будь по-другому, глядишь, и воздух в городе посвежел бы, а заодно, может, меньше стало бы ямок, бордюров и других препятствий для велосипедистов.

    Никита прав. Недели три назад, торопясь на мероприятие по чествованию комбайнеров, работавших неподалеку от агрогородка Речки, едва не опоздал из-за этих бордюров, которых оказалось, начиная от автовокзала до «Сельмаша», десятки, показавшиеся сотнями. Промчаться с ветерком по проезжей части велосипедисту запрещено Правилами дорожного движения. Однако и услышанное как-то сообщение в «Новостях» о том, что депутаты белорусского парламента вместе с ответственными лицами из Госавтоинспекции и активистами велодвижения обсуждали вопрос о возвращении нас с тротуаров на круги своя. Но такое пока даже опытным ездокам страшновато представить – столько неразберихи может возникнуть после этого решения. Ведь парк двухколесных машин с каждым годом весьма заметно растет, а контингент их владельцев сильно омолодился, точнее, стал еще более пестрым. Со своим почти сверстником Валерием мы попробовали в уме проиграть ту возможную ситуацию и удивились ее нереальности. Хотя, говорят, в Швеции недавно такой проект осуществлен. Но, будучи в Стокгольме, честно говоря, не наблюдал там особого велосипедного бума, который присутствует, скажем, в Париже и Берлине.

    – Лично я побаиваюсь ездить в городе, – подключается к нашим рассуждениям Вероника. – Наша с мужем стихия – это лесные и проселочные дороги. Имеем автомобиль, но лучший вид прогулок – это, конечно, на велосипеде. Нередко к нам присоединяются друзья, и мы всей командой едем на «покатушки», на рыбалку, на шашлыки! Естественно, они проходят без спиртного. Здоровый образ жизни в нашей молодой семье возведен в культ…

    Но вот сотрудники ГАИ, оповещенные о нашем мероприятии и давшие на него «добро», начинают строить колонну к выезду на ул. Первомайскую. Расстояние от музея имени П.В. Масленикова до площади Славы мизерное для большинства из этой сотни велолюбителей. Но и цель агитпробега не километры, а пропаганда здорового образа жизни и экологичности нашего средства передвижения. Собственно говоря, именно с таким прицелом и проводится Всемирный день без автомобиля. Так, впрочем, задумывался и этот репортаж, в котором предполагались интервью и беседы со сторонниками старой доброй идеи. Увы, журналист «МВ» оказался еще большим фантазером, нежели Герберт Уэллс. В чем убедился, появившись в центре города около восьми утра. И тогда, и позже количество снующего и замирающего в пробках автотранспорта было абсолютно таким же, как и в другие дни. Лишь один знакомый было обнадежил, сказав, что он сегодня направляется на работу пешком. «Загнал вчера машину в ремонт. К завтрашнему дню обещали устранить неисправность», – уточнил он. Вздохнул и потопал дальше.

    Мы же, прошелестев велошинами, уже не по тротуару, а по гладкой поверхности проезжей части, лихо подрулили к конечной цели маршрута – площади Славы. Пообщавшись еще некоторое время с коллегами-велолюбителями, потихоньку разъезжаемся. С мыслью, что при всей внешней бесполезности акции сторонников велодвижения становится все больше. И это радует. Даже на фоне того, что на Ленинской улице в начале сентября появились знаки, запрещающие проезд велосипедистов по пешеходной зоне. А вдруг со временем появится в календаре «День без велосипеда»? То-то будет смеху! Надо поискать, что на этот счет сказано у старика Уэллса…

    Автор: Николай РудковскийМогилевские ведомости

Комментарии (0)