28 Марта, 2024 Четверг

А Грузия уже не та!

  • Дмитрий Партон 11 ноября, 2015 в 12:29 Русский
    0

    Впервые в Грузии я побывал вместе с родителями в 14 лет. Это был Советский Союз, восьмидесятые. В таком возрасте все понравилось, но запомнилось, что республика была пропитана взяточничеством, или, как сейчас моднее, коррупцией. Об этом только и говорили взрослые, и продажность ощущалась на каждом шагу. Притом при деньгах были абсолютно все - от киоскера "Союзпечати" до директора ресторана и, думаю, высшего руководства. Один продавал дефицитную газету "Советский спорт" из-под полы за 50 копеек, другой кормил туристов по путевке куриными костями, а на резонные замечания намекал, что за хороший обед надо доплачивать. На улицах было грязновато, на рынках зашкаливали цены, а на просьбу дать сдачи с рубля после покупки минералки продавец мог швырнуть в лицо гору мелочи. Уже тогда в Тбилиси белокурым женщинам в открытую могли предложить цену за ночь, а в ресторане Мцхета в рыбный день для всех торговали шашлыками для избранных, но за двойную цену. Магазины были абсолютно пусты, но у большинства грузин было все. Сейчас бы сказали, что все держалось на понтах и особом статусе грузина в обществе. Создавалось впечатление, что грузины все были пузатые и вообще не работали, а только ездили на белых "Волгах" с пачками денег по проспекту Шота Руставели. Это отчасти стало правдой во времена СССР, когда республика со времен Иосифа Виссарионовича дотировалась из общего советского бюджета, а грузины были лучшими снабженцами и воротилами теневого бизнеса. Такая вот и запомнилась Грузия - теплая, самобытная, но не совсем приветливая, чересчур националистичная и жутко коррумпированная.

     

    Европа или Азия?

    И вот благодаря Белорусскому союзу журналистов и шведскому медиаинституту FOJO я в составе журналистской группы побывал в Тбилиси образца 2015 года. Летел туда немного под впечатлением сложившихся стереотипов детства и российской пропагандисткой машины, которая весьма "успешно" поработала над образом Михаила Саакашвили, превратив его в недалекого и агрессивного человека, жующего свой галстук.

    А Грузия уже не та, сразу сказал себе в современном аэропорту. Улыбчивые, подтянутые пограничники и таможенники, все абсолютно по-европейски - от форменной одежды и необходимой официальности до работы таксистов и ресепшена, номеров, кафе в гостинице. Никакого чванства, пустого важничанья и навязчивого высокомерия. С особым колоритом раскрылось и самобытное гостеприимство грузин, которые в одиночестве остались со своими проблемами и вынуждены были подстраиваться под современный мир, завлекая туристов, предлагая на мировой рынок свои вина, минеральную воду, историю и культуру страны в целом. Открытая конкуренция, быстро обшелушила грузин и заставила их обнажить свои позитивные качества. Без понтов они стали естественнее и доброжелательнее к приезжим.

    Современная Грузия живет совсем небогато, но в последнее время с определенным позитивом и стабильностью. Пенсия не более 100 долларов, хорошая зарплата около 300. Промышленностью эта республика никогда не блистала, поэтому сейчас делает резонный упор на то, что работает, - туризм, виноделие, продовольственный экспорт. Тем более что на территории небольшой страны есть различные климатические зоны. Это Черноморское побережье, горы Кавказа, знаменитая Колхидская низменность, вулканические нагорья и пальмовые заросли. Тысячелетняя история Грузии, или, как называют сами грузины, Сакартвело, всемирно известный бренд, который они все успешнее продвигают, рассказывая о древнейших христианских святынях, своем собственном алфавите, царе Давиде и царице Тамаре. Параллельно они научились предоставлять услуги мирового уровня. Ведь просто смотреть на горы большинство уже не хотят. Грузины-миллионеры, которые разбросаны по всему миру, больше говорят красивых тостов о своей Родине, нежели реально помогают инвестициями. До прихода к власти так называемого ставленника Америки Михаила Саакашвили уже в независимой Грузии продолжалась постсоветская коррупция. Чиновники буквально разворовывали страну, годами Тбилиси жил без отопления, а во многих домах даже срезали батареи. Электричество подавали с большими перебоями и всего на несколько часов в сутки. Грузия была неспособна рассчитаться с элементарными долгами, а вся молодежь буквально разбегалась из страны в поисках работы. Времена правления великого диссидента Звиада Гамсахурдиа и великого коммуниста Эдуарда Шеварднадзе, может, были и более демократичными для определенной болтливо-философствующей элиты, но довели народ и страну до предельной нищеты. Впервые в Грузии на улицах нередким явлением стали попрошайки.

     

    Диктатор, автократ, либерал...

    Перед нами на семинаре выступали грузинские медийные аналитики и руководители СМИ. Все они с долей некоего скептицизма и критики характеризовали деятельность Саакашвили. В первую очередь она основывалась на том, что Саакашвили довольно в диктаторской форме взял контроль над СМИ, политическими и общественными движениями, страной в целом. Пояснил он это тем, что в период активных реформ некогда сомневаться, болтать и дискуссировать. Как коренной грузин, вышедший из интеллигентной семьи, он как никто понимал, что именно его соотечественники могут любые реформы, конкретную работу, созидание превратить в десятилетние разглагольствования и общественные обсуждения. Представители демократических телеканалов и газет говорили, что совсем не скучают по Саакашвили, но признавали, что нынешний теневой правитель Грузии миллиардер Бидзина Иванишвили хоть и продекларировал свободу СМИ, все же сам решает судьбы телепрограмм, газет и ведущих. Об этом свидетельствует и нынешний судебный процесс над популярным телеканалом "Рустави 2", который высказывался не в угоду нынешней грузинской власти.

    Так в чем же противоречивость Саакашвили вообще и для конкретного грузина в частности. Начнем с общего. Согласно докладу DoingBusiness Всемирного банка, в 2004 - 2007 годах Грузия стала самой реформируемой страной в мире. Она поднялась с 137-го на 15-е место в рейтинге стран по легкости ведения бизнеса, а уровень жизни там увеличился в несколько раз. Важную роль в улучшении условий для бизнеса сыграл Акт экономической свободы Грузии, разработанный группой авторов под руководством тогдашнего министра экономики Кахи Бендукидзе. Сейчас в Грузии стабильное отопление и водоснабжение, а перебои с электричеством остались страшной историей. Центр Тбилиси блистает для туристов отреставрированными храмами и домами, новыми супермаркетами, аутентичными гостиницами, сотнями кафешек на пешеходных улочках и приветливыми продавцами, официантами, да и просто прохожими. В Грузии фактически нет бытовой коррупции! Боже упаси предложить взятку гаишнику - посадят! Местные жители подчеркивают, что любые справки, документы и иные вопросы с властями абсолютно открыты с помощью электронного правительства и абсолютно не коррумпированы.

    Самым ярким примером неоднозначного отношения грузин, особенно творческой интеллигенции, к Саакашвили могут служить коллеги-журналисты и даже экскурсоводы. Когда они показывают Тбилиси, то часто говорят, что Саакашвили чуть ли не диктатор. Потом эти люди с гордостью показывают реально прозрачные (стены из стекла) полицейские участки, прекрасный Мост мира в центре города, очень оригинальное здание Центра государственных услуг в Тбилиси, новые отели и главный кафедральный собор Грузинской православной церкви, как-то смущенно говоря, что все это было возведено при Саакашвили. И именно он дал огромный импульс грузинскому туризму, в том числе и отстроив курортный Батуми.

     

    Не говорить, а чувствовать

    Мой очередной блог носит больше эмоциональный характер и вовсе не претендует на оценку внутренней и внешней политики Грузии, ее экономических и социальных реформ. Думаю, что Саакашвили, реформируя Грузию, пытался спасти одного человека за другим. Но ведь грузинам свойственен романтизм, и они хотели видеть того, кто готов спасать весь мир. Потому я банально решил поделиться с читателями своими мыслями. Видимо, и потому, что услышал в Тбилиси что-то совсем знакомое и для Беларуси в рассуждениях о жесткости власти, правильности и неправильности развития демократии в стране, попранных кем-то правах журналистов и оппозиционеров, отсутствии возможности обсуждать экономику, внешнюю и внутреннюю политику, положение бизнеса и состояние спорта, телевидения, торговли.... Естественно, что все не могут всех любить, особенно руководителей страны. Вообще, настоящего лидера не обязательно любить и обожать, надо банально видеть и пользоваться благами, которые созданы при его активном участии и руководстве. Надо сравнивать с равными, а при проблемах лично финансового или душевного характера сразу подбегать к зеркалу.

    Грузины остаются грузинами. Они, как и прежде, не сильно настроены на улучшение производительности своего труда, им лучше петь на застольях и рассуждать, нежели стоять у станков. Они обожают свою страну и историю и не имеют двойного дна в этой любви. Они переходят дороги, где хотят, и не уступают пешеходам на переходах. Они гостеприимны и свободолюбивы не менее нас с вами. Но с каждым годом Грузия, осознавая свое место в мире и истории, все больше понимает, что важнейшим становится реальное созидание - новая дорога, работающая экономика, построенный мост или отреставрированный храм, нежели напыщенная и долгоиграющая демагогия о правильности или неправильности реформ, попытках власти навести порядок, свободе слова и прессы.

    Великий грузинский философ, доктор наук, профессор Мераб Константинович Мамардашвили говорил: "Полезно рассматривать историю не как развертывание, вызревание чего-то, что развивается и превращается в зрелое существо. История есть время в поисках своего смысла. Смысл устанавливается после истории, а не развертывается во времени".

     

    Фото автора.

Комментарии (0)