18 Апреля, 2024 Четверг

Место под солнцем

  • Инесса Плескачевская 11 августа, 2015 в 11:28 Русский
    0

    Вот во Франции недавно фермеры возмущались. А почему? 

    В ЕС с 1950–х годов существует Единая сельскохозяйственная политика, имеющая великое множество правил. Во Франции, например, фермеры платят более высокие налоги, что, понятно, делает их продукцию менее конкурентоспособной, чем у стран (например, соседней Испании), которые налогов платят меньше. Бельгийские фермеры (которые тоже протестуют, но пока не так яростно) недовольны тем, что средняя закупочная цена на молоко составляет 30 евроцентов, и утверждают, что для покрытия издержек им и сорока едва хватит. Активнее всего протестуют те фермеры, которые занимаются выращиванием овощей и фруктов и заняты в мясо-молочной промышленности: конкуренция жесточайшая, а цены в последний год частенько падали. 

    Чего хотят фермеры? Поддержки национального производства (что, в общем–то, противоречит Единой сельскохозяйственной политике ЕС), ограничения импорта (тоже противоречит) и сокращения налогов (что в теории осуществимо, но на практике непросто). Испугавшись (другого слова не подберешь) протестов, французское правительство пообещало своим фермерам поддержку в размере 1,1 млрд. евро, из которых 500 млн. пойдет на уменьшение налогового бремени. А еще в стране идет масштабная кампания, призывающая французов потреблять собственную мясную продукцию. Фермеры считают, что это, конечно, хорошо, но мало. И это уже становится тенденцией — есть свое (или как минимум призывать к этому). 

    Некоторые страны (например, Бельгия и Чехия) вводят специальные значки, маркирующие «родные» продукты. Это способ поддержки отечественных (в противовес импортным) производителей: рассчитывают, что сознательные соотечественники будут покупать свое, даже если дороже. Во многих случаях срабатывает. В Чехии и Словакии к тому же люди, с которыми я разговаривала, убеждены: родные товары натуральнее и качественнее. Ну а если немного дороже... Испанское мясо дешевле, но ему чехи предпочитают продукты с маркой «От чешских мясников», свято веря (наверное, не зря), что свое точно лучше. Не так давно пивной завод «Пльзеньский праздрой» в честь 70–летия освобождения города американскими войсками сварил партию пива с американским хмелем, которое, к удивлению производителей, особой популярностью не пользовалось. Ведь любой чех (и не только чех) знает, что лучше жатецкого хмеля продукта в пивном мире нет. Зачем тогда американский? Кстати, в этом году из–за засухи урожай хмеля будет существенно меньше, но чешские хмелеводы уже успокоили сограждан: для внутреннего потребления хватит, а вот экспорт придется сократить. 

    В прошлом году польские фермеры, озадаченные сочетанием высокого урожая яблок и введением российских антисанкций (а Польша крупнейший производитель яблок и яблочного сока в Европе), выступили с патриотическим призывом есть свои яблоки и пить яблочный сидр. И что вы думаете? Продажи увеличились: теперь каждый поляк съедает 18 кг яблок в год (до санкций 16 кг). А в Россию теперь продают (и не только, США, например, тоже охотно закупают) яблочный концентрат. Да как продают! Если в 2013 году продали около 100 тонн, то к концу 2014–го — 10 тысяч тонн. А за первые пять месяцев этого года поляки экспортировали продуктов питания (не только яблок, ясное дело) на 9,3 млрд. евро. 

    География европейского продовольственного экспорта расширилась многократно. Та же Польша экспортирует свои продукты в 73 страны мира. Год назад их было меньше, но за этот трудный год поляки вышли на новые рынки — Ближний Восток, Африку и Азию. И это общеевропейский тренд: фермеры идут туда, где раньше их не ждали, а часто и вовсе не знали. За прошедший год Европа нарастила экспорт продовольствия на 5%. По данным Еврокомиссии, поставки европейских продуктов в Южную Корею выросли на 30,8%, в Китай — на 30%, в Турцию — на 27,1%, в Египет — на 21,7% и в США — на 15,1%. 

    Так что в еврозоне — осторожный (очень) оптимизм: ожидается, что в этом году ее экономика вырастет на 1,5%. И это несмотря на греческий кризис и прочие трудности. А все благодаря дешевой нефти, слабому евро и мерам активного стимулирования, которые предпринимает Европейский центробанк. Инфляция в мае выросла до 0,3% и это — будете смеяться! — хороший знак: предыдущие пять месяцев была стагнация и дефляция (падение цен), что для экономики, оказывается, не менее (а может быть, и более) вредно, чем инфляция. 

    Похожую тенденцию фиксируют, например, и в чешском туризме: поток российских туристов за второй квартал этого года сократился более чем на треть, зато китайских вырос почти на 47%. И впервые за много–много лет расходы китайских туристов превысили расходы россиян. Как там принято в таких случаях говорить? «Свято место пусто не бывает»? Именно. 


    sbchina@mail.ru 

Комментарии (0)