19 Марта, 2024 Вторник

История в интерпретациях

  • Инесса Плескачевская 11 февраля, 2019 в 09:39
    0

    «История — одна. Вопрос в интерпретациях», — сказал профессор Нового Болгарского университета Росен Стоянов, когда мы говорили о меняющихся оценках 500-летнего явления, которое до сих пор было принято называть турецким игом. К этим его словам в последнее время я часто возвращаюсь.

    Премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий во время мероприятий, посвященных 74-й годовщине освобождения нацистского лагеря смерти Аушвиц-Биркенау, больше известного нам как Освенцим по имени расположенного рядом  польского города, сказал, что не одни только нацисты несут ответственность за эти преступления, вина лежит на всей Германии: «Гитлеровская Германия питалась фашистской идеологией... Все зло исходило от этого государства, и мы не можем об этом забывать, иначе мы будем релятивизировать зло. Польское государство выступает как блюститель правды. Я хочу дать здесь обещание сохранить полную правду о той эпохе». Я сразу вспомнила, как пару лет назад была в мюнхенском Институте современной истории и мы говорили с доктором Юргеном Царуски о переиздании в Германии книги Адольфа Гитлера «Майн кампф». В какой-то момент нашего разговора доктор Царуски подвел меня к плакату, сделанному из фотографии гитлеровских времен: толпа людей зигует, и только один стоит, скрестив руки. Говорил, что для германской души, конечно, хорошо, что нашелся хоть один, который не слился в зигующем порыве со всеми, но фотография показательна: подавляющее большинство немцев не просто поддерживали Гитлера, а делали это с воодушевлением и энтузиазмом. Так что Матеуш Моравецкий, конечно, прав.

    Кто-то может сказать, что у польского премьера есть личные причины быть столь бескомпромиссным: его тети Ирина и Рума чудом уцелели во время Холокоста (Рума жила на территории современной Беларуси). Кто-то скажет, что у этого заявления на самом деле политические причины, потому что с тех пор как к власти в Польше пришла партия «Право и справедливость», она часто напоминает соседней Германии о чувстве вины, моральном (и не только) долге. В словах Моравецкого я обратила внимание на обещание «сохранить всю правду». Ее отстаивает не только премьер. Польский суд, например, обязал германский телеканал ZDF выплатить 5.000 евро и публично извиниться перед ветераном Армии Крайовой Збигневом Радловским, который считает, что фильм «Наши матери, наши отцы» нанес ему моральный ущерб. Там в одной из серий польских партизан обвиняют в антисемитизме. Кстати, этот сериал критиковал и МИД России, заявив в письме послу Германии о «неприятии этого фильма абсолютным большинством посмотревших его российских зрителей».

    Или вот прочитала я недавно на сайте «Дойче велле» о том, что правительство Германии выделяет 1 млн евро для создания нового мемориала на месте бывшего лагеря смерти Собибор. Мемориал обещают открыть в течение двух лет. Директор музея Аушвиц-Биркенау, к которому относится и Собибор, Петр Цивинский говорит: «Сейчас возводится здание для перманентной экспозиции. Важно помнить о Собиборе. Здесь было восстание заключенных против лагерных надзирателей. Такое случилось только еще в двух лагерях — Треблинке и Аушвице—Биркенау». Кто был руководителем восстания — ни слова. Читаю дальше — жду, что расскажут о восстании, о советском офицере (и еврее, конечно, ведь Собибор был лагерем уничтожения евреев) Александре Печерском, одном из руководителей этого восстания, который не только выжил, но и пережил войну и оставил воспоминания. Кстати, в Собибор он попал из Минска — из трудового лагеря на улице Широкой. И после восстания — один из 53 выживших — оказался в Беларуси, где партизанил в отряде им. Щорса до самого ее освобождения. В прошлом году о восстании в Собиборе Константин Хабенский снял фильм и сыграл в нем главную роль. Фильм этот показали в Польше, Германии и США, Россия выдвинула его на премию «Оскар», но в шорт-лист премии он не попал. Но Цивинский о Печерском и о советских узниках лагеря не сказал ни слова.

    В июне 2017 года создан международный комитет по созданию нового мемориального музея в Собиборе. В него вошли представители Польши, Израиля, Нидерландов и Словакии. Представителей России нет, хотя Россия участвовать в создании мемориала хотела. Еще более невероятно, но тоже факт: Россию не приглашали на празднование 70-летия освобождения Освенцима. Как это вяжется с «обещанием сохранить полную правду о той эпохе», я не знаю.

    Директор Фонда Александра Печерского Юлия Макарова, соавтор книги «Герои Собибора. Фотолетопись», говорила по этому поводу: «До сих пор на плитах у входа в мемориальный комплекс есть надписи на восьми разных языках, но не на русском. Кстати, поляки «забыли» упомянуть не только Печерского, но и второго руководителя восстания, польского еврея, сына раввина Леона Фельдгендлера. Он даже не был награжден в 2013 году, когда по нашей инициативе польские ордена посмертно получили Печерский и еще несколько человек. Мотивы молчания понятны: спустя год после восстания, уже в освобожденной Красной Армией Польше, Фельдгендлер был убит польскими антисемитами при невыясненных обстоятельствах».

    Мы обсуждали эту тему с Михаилом Эдельштейном, профессором МГУ, одним из авторов книги «Собибор. Хроника восстания в лагере смерти», материалы которой легли в основу одноименного фильма, и он сказал, что новый мемориал обещают сделать «более объективным». Действительно, заместитель министра культуры и национального наследия Польши Ярослав Селин пообещал: «Если Россия захочет организовать какую-либо собственную временную выставку, например, касающуюся узников из Красной Армии, которые находились в Собиборе, или Александра Печерского, то мы приглашаем». Михаил Эдельштейн говорит, что острота проблемы уже снята и осторожно добавляет: «В 2020-м узнаем, когда откроют». Но тут же добавляет: семье Александра Печерского в статусе наблюдателей при оргкомитете отказали.

    У истории, конечно, нет сослагательного наклонения. Но много интерпретаций. Не знаю, как вам, но мне больно всякий раз, когда я чувствую, как каждый тянет историческое одеяло на себя.

    plesk@sb.by

    Теги: 
    • {Нет тегов}

Комментарии (0)