01 Мая, 2024 Среда

Ученики и учителя

  • Ольга Пасияк 30 июня, 2015 в 10:32 Русский
    0

    Получила на днях любопытное письмо. Пишут родители гимназистов одного из городов-спутников. Всего-то в паре десятков километров от Минска назрела такая проблемка: еще два года назад сильные выпускники начальной школы, набравшие внушительные проходные баллы, вытянули счастливый билет и стали гимназистами. Сейчас же, после 6 класса, рвение к учебе у ребят явно поубавилось, а их родители столкнулись с дилеммой: довольствоваться низким уровнем обучения своих детей или менять учебное заведение? 

    А дальше дело было так. Обеспокоенные мамы и папы решили не ждать у моря погоды и созвали родительское собрание. Вот только из администрации на встречу так никто и не пришел. Сами родители такому развитию событий не удивлены, ведь качество преподавания шаг за шагом ухудшалось не на пустом месте. Лучшие учителя один за другим забирали из гимназии трудовые книжки и отправлялись искать новое место работы. А им на смену приходили все больше молодые да неопытные. «По всем учебным дисциплинам, кроме белорусского языка и истории, сменился педагогический коллектив. По некоторым предметам дважды. Ежегодно меняется и классный руководитель. На смену проверенным временем педагогам приходят либо молодые специалисты, либо пенсионеры, что недопустимо в данном учреждении. Последней каплей нашего терпения стал уход учителя биологии, русского языка и классного руководителя». Результат? Сразу несколько классов серьезно задумались покинуть учебное заведение вместе со своими классными руководителями. Правда, потом все обсудили, нашли какие-то компромиссы и поубавили пыл…

    Таких историй сегодня достаточно. И в каждой из них срабатывает человеческий фактор. Помню, как на одном из круглых столов по образованию, которые мне довелось проводить в редакции, опытный педагог огорошил собравшихся вопросом: «Думаете, все учителя бегут из школы из-за низкой зарплаты? Нет, куда больше тех, кого подкосило отношение к профессии и так называемый человеческий фактор!». Проще говоря, конфликты женского коллектива (а в школах он чаще всего именно женский!), о которых наслышаны представители многих профессий. Но, согласитесь, родителям гимназистов от такого понимания не легче. Кстати, недавно мне довелось побывать на репортаже в дачном кооперативе педагогов «Учитель». В память врезалось, как наперебой интеллигентные пенсионерки рассказывали, что именно учителя лучше всех находят общий язык, они ведь пример для подражания и образ интеллигенции. И только один из местных, не учитель, подметил важный нюанс: нередко представители педагогической профессии ведут себя как их подопечные, то есть как дети…

    Вырисовывается и еще одна любопытная ситуация, на которую то и дело жалуются родители. О многочисленных лишних обязанностях учителей уже сказано и написано немало. А в последнее время в школах наметилась другая тенденция: педагоги, увешанные всевозможными бумагами, поручениями и обязанностями, находят странные обязаловки и для школяров. Например? Вот вам выдержка из еще одного родительского письма: «Почему педагоги наших светских школ нарушают мои права, права моих детей и превышают свои полномочия, возлагая на себя некую, никому не нужную миссию, заставляя моих детей ехать на проповедь в православный храм для молитвы об успешной сдаче выпускных экзаменов? Классная руководительница класса, в котором учится моя дочь, обязала всех учеников ехать на подобную проповедь в православную церковь вместо школьных уроков. При этом она не удосужилась спросить мнения родителей и хотят ли этого сами дети, к какой вере они себя относят, каковы их убеждения. Избежать данного «похода», не избежав при этом скандала с учительницей, было практически невозможно…» 

    Для чего я решила поделиться с вами, уважаемые читатели, этими историями? Знаете, проблема отношений учеников и учителей уже давно по драматизму может поспорить с извечным конфликтом отцов и детей. Где-то они перерастают в дружбу и доверие, когда сейчас, в разгар тестирования, ученики спорят со своими педагогами на результаты, делятся с ними впечатлениями, а учителя держат кулачки за своих подопечных. Но не меньше и конфликтных историй, которых, согласитесь, могло бы и не быть. Просто поведи себя педагог в этой ситуации как разумный взрослый человек, найди он нужные слова и эмоции. Не потому что он учитель, который вроде как должен говорить «о разумном, добром, вечном», а просто потому, что он взрослый, который невольно становится примером для школяров. Оно ведь так повелось, что модель поведения и человеческих отношений дети максимально заимствуют именно наблюдая. 

    Уважаемые читатели, а как складывались ваши отношения с учителями? Или у ваших детей? С нетерпением жду ваших историй! 

Комментарии (0)