19 Апреля, 2024 Пятница

Поспорили и определились

  • Ольга Пасияк 31 мая, 2016 в 09:56 Русский
    0

    На днях мне позвонил читатель, чтобы поделиться радостной новостью. Затянувшаяся история с дележкой детей вдруг развернулась в неожиданное русло. Когда казалось, что склокам, взаимным претензиям и обвинениям не будет конца, а отчаявшийся отец уже и не надеялся на общение с ребенком, на помощь к разрушенной семейной паре пришли медиаторы. Они–то и предложили бывшим супругам сложить оружие, вернее, вместо обмена судебными исками заключить мировое соглашение, от которого в итоге выиграли все — и мама, и папа, и ребенок. Еще и нервы сберегли.

     Юристы любят рассказывать, что еще римское право особенно почитало посредничество, то есть умение договариваться. Именно посредники, которых сегодня принято называть модным словом «медиаторы», во все времена распутывали гордиевы узлы конфликтов. В Беларуси официально такие профессионалы, что–то среднее между психологом и юристом, появились три года назад вместе с законом о медиации. Но чтобы это случилось, потребовалось пять лет серьезной подготовительной работы, в том числе обучение специалистов в Германии, России, Украине. А сейчас и у нас такой подготовкой заняты три центра: один при Белгосуниверситете, второй частный, а третий при общественном объединении «Белорусский республиканский союз юристов». Результат — в стране пока лишь 271 посредник, но и это уже достижение. Во–первых, есть развитие у семейной и школьной медиации. А во–вторых, в планах — акцент на посредничество в медицине (конфликтов между врачами и пациентами хватало всегда), спорте и даже в строительстве и делах банкротства.

    Мировая практика показывает, что медиаторы сегодня нужны и в трудовых спорах. Тут, правда, в нашей стране наблюдаем любопытную ситуацию. Достаточно заглянуть в Трудовой кодекс, где в 17–й главе черным по белому прописано, что разрешить недопонимание с начальником можно до суда. Предусмотрены в кодексе, к слову, и так называемые примирительные и посреднические процедуры. Но что толку? Эти статьи, вздыхают юристы, не работают. Иначе как объяснить, что из 24 тысяч трудовых споров в год ни один не разрешался медиацией — исключительно в суде. А может, общество просто не готово к такой работе? Или мы не способны договариваться друг с другом? Пилотный проект наших медиаторов в одном из столичных судов эти подозрения рассеивает: очень даже готовы. Из почти сотни дел в 66% удалось прийти к соглашению, причем 75% из них исполняли обозначенные во время договоренности условия абсолютно добровольно.

    Другое дело, что такое посредничество по желанию не очень–то работает. Лилия Власова, учредитель Центра медиации и переговоров, не сомневается: процедура должна быть обязательной. Что, собственно, и может произойти уже в этом году, ведь в закон о медиации планируют внести несколько серьезных поправок. Например, оставить за судами право направлять враждующие стороны на медиацию с возвратом 100% оплаченной госпошлины. Еще один важный пункт — введение обязательной досудебной медиации по брачно–семейным спорам. С семейными конфликтами, к слову, ситуация особенная. Опытом здесь могут поделиться специалисты из Казани, где медиацию уже активно развили в ЗАГСах и сфере ЖКХ. Говорят, найти компромисс между супругами так же непросто, как и между враждующими дачниками. А с февраля татарские медиаторы раз в неделю по несколько часов дежурят в ЗАГСах и уже составили любопытную статистику: к соглашению приходят две пары из трех, а в остальных, увы, чаще всего именно женщины не готовы слушать и слышать противоположную сторону.

    Что ж, это определенно шаг вперед, ведь медиаторов все чаще воспринимают как помощников в важном и нужном деле. А когда проект у нас только–только зарождался, причем в системе хозяйственных судов, отношение к нему было негативное. Почему? Председатель Союза юристов Виктор Каменков отвечает на этот вопрос так: для судьи рассмотреть спор может быть делом нескольких часов, а на медиацию нужно время. Добавлю: еще и совместная работа, и желание погасить разгоревшийся конфликт. А это ох как непросто. Не случайно же мудрые в своем спокойствии японцы любят повторять, что только умный человек способен не начать войну.

     

    Советская Белоруссия № 101 (24983). Вторник, 31 мая 2016

Комментарии (0)